Пятница, 08 Ноя 2024, 16:04
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Классические геополитические концепции
Классические геополитические концепции
Наиболее заметный вклад в форми¬рование и развитие геополитики в тот период внесли английские, немецкие и американские теоретики. Свой след в развитии этого научного направления оставили и россияне, в частности, Н. Данилевский («Рос¬сия и Европа», 1869), С. Трубецкой («Европа и человечество», 1921), Г. Трубецкой («Россия как великая держава», 1910), Е. Трубецкой («Война и мировая задача России», 1917) и ряд других ученых, исследовавших в своих работах соотношение исторического и геогра¬фического начал в политическом процессе, раскрыли особенности отечественного стратегического мышления на международной аре¬не, показали связи национального и государственного интересов с ценностями русского народа. Наиболее заметным событием в геополитических изысканиях яви¬лись идеи английского ученого X. Макиндера (1869-1947), который в работах «Физические основы политической географии» (1890) и «Гео¬графическая ось истории» (1904) сформулировал концепцию «Хартленда», оказавшую существенное влияние на всю последующую ис¬торию геополитики. По его мнению, часть суши, искусственно раз¬деленная на Азию, Африку и Европу, представляет собой «мировой остров», являющийся «естественным местоположением силы». Его сердцевину составляла в то время Российская империя с частью при-легающих территорий Казахстана, Узбекистана и некоторых других стран, которые были отделены от стран «внутреннего полумесяца» (куда входили государства Евразийского континента, не принадле¬жащие к его материковой части) и «внешнего полумесяца» (Австра¬лия, Америка и ряд других государств). Эта «срединная земля», или Хартленд (Евразия), не проницаемая для влияния морских империй, и представляла собой «ось мировой политики». А тот, кто, согласно Макиндеру, контролировал Хартленд, контролировал и «мировой остров» и, следовательно, весь мир. Подобные идеи закрепляли преимущество сухопутных держав в сло¬жившемся мировом балансе сил по отношению к морским и приокеаническим государствам. Однако такое положение последних должно было побуждать их к ослаблению могущества стран, контролирующих Харт¬ленд, препятствуя, в частности, их выходу к морю и объединению наи¬более крупных государств на данной территории (в частности, Герма¬нии и России), способствуя дроблению государств на этом простран¬стве и созданию противостоящих им блоков и коалиций.Помимо обоснования таких глобальных геополитических раскладов Макиндер сформулировал и положение о том, что в будущем расстановку политических сил в мире может существенно изменить развитие технологий, которые способны активно видоизменять фи¬зическую среду. Поэтому решающее мировое влияние должно сохра¬ниться за теми странами, которые поощряют изобретательство и тех¬нический прогресс, а также способны наиболее оптимально органи¬зовать для этого и всю общественную систему.Ряд немецких ученых, в частности Ф. Ратцель (1844-1901) и К. Хаусхофер (1868-1945), предложили собственное видение геопо¬литических реалий той эпохи, существенно отличающееся от воззре¬ний представителя Великобритании, мечтавшего о возвышении бы¬лого величия «владычицы морей». Так, Ратцель в работе «Политичес¬кая география» (1897) сформулировал ряд положений, легших впоследствии в обоснование экспансионистских стремлений Герма¬нии, превратившейся из аграрной в промышленную державу. Так, рассматривая государство как действующий по биологическим зако¬нам организм, чьи жизненно значимые компоненты определяются «положением страны, пространством и границей», он полагал, что условием сохранения его жизнестойкости является наращивание по¬литической мощи, суть которой состоит в территориальной экспан¬сии и расширении «жизненного пространства». Поэтому немецкие политики должны развивать у себя «дар колонизации» ради обрете¬ния страной былого могущества.Взяв за основу идею расширения жизненного пространства, кото¬рая должна гарантировать государство от автаркии и зависимости от соседей, Хаусхофер попытался обосновать мысль, что завоевание но¬вых территорий и обретение таким путем свободы и есть показатель величия государства. Важнейшим же способом территориального рас¬пространения своего могущества он признавал поглощение мелких го¬сударств более крупными. Именно на этих идеях мюнхенского профес¬сора руководство гитлеровской Германии разрабатывало свои «геопо¬литические оси» наступления на соседние государства и создания «третьего рейха». Характерно, что, по мнению Хаусхофера, «ни континентальная, ни морская сила поодиночке не создадут мировую держа¬ву», поэтому ее «создание зависит от комбинации этих двух факторов».* Цит. по: Андрианова Т.В.: Геополитические теории XX в. М., 1996. С. 65.
Существенной новацией в геополитических построениях Хаусхо¬фера можно считать выдвинутое им положение, согласно которому доминирующее положение в мире могут занять только державы, спо¬собные продуцировать некие «панидеи», в частности, американскую, азиатскую, русскую, тихоокеанскую, исламистскую и европейскую. Именно такое духовное обрамление придает территориальным при¬тязаниям государств должную силу и оправдание их действий.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Мега (25 Сен 2012)
Просмотров: 2232 | Теги: концепции, геополитические, классические | Рейтинг: 1.0/ 13 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
16:04


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz