Цели: Сформировать у учащихся представление об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе войны. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Развивать интерес к истории. Учить анализировать, делать выводы.
Оборудование: Карта (политическая), запись песни, видеофильм «Я из 62-й», плакаты, слайды.
Урок памяти
I. Проверка домашнего задания.
Повторение по теме «Россия вступила в XX век».
1. Тестирование.
1. В октябре 1917 г. К власти пришли: дворяне большевики крестьяне
2. Как называли новую власть? советской буржуазной гражданской
3. Какие достижения появились в стране в конце 30-х годов? ракеты комбайны тракторы
4. Какой город стал столицей нового государства? Петроград Москва Екатеринбург
2. Соотнесем события с датой.
Прочитать исторические события.
1. Отрекся от престола последний российский император …
2. Советское правительство переехало из Петрограда в Москву …
3. Появилось новое государство …
3. Ответы на вопросы.
1. Какие изменения произошли в государстве в 30-х годах?
2. Как изменилась жизнь в деревне?
Итак, в конце 30-х годов Россия добилась больших успехов. Жизнь продолжалась.
II. Объяснение нового материала.
(звучит музыка)
22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Весь советский народ встал на защиту Родины. В сентябре 1941 года фашисты окружили Ленинград.
Учащиеся 1 группы представляют сообщение «Блокада Ленинграда».
Поставьте вопросы к сообщению и ответьте на них.
1. Почему врагу не удалось захватить Ленинград?
2. Почему дорогу через Ладожское озеро называли Дорогой жизни?
Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы о выдержке, стойкости и героизме. В память о жертвах блокадного Ленинграда созданы мемориалы. Один из них – Пискаревское кладбище.
Показ слайдов
Другим важным событием Великой Отечественной войны была оборона Москвы. Враг приблизился к столице. Фашисты рассматривали в бинокли Москву и планировали парад на Красной площади.
Учащиеся 2 группы представляют сообщение «Оборона Москвы».
Поставьте вопросы к этому сообщению.
1. Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?
2. Дайте объяснение слова «оборона».
После войны Москве присвоено звание город-герой. В Александровском саду в честь погибших при обороне Москвы установлен памятник Неизвестному солдату, зажжен вечный огонь.
Показ слайдов
Поворотным этапом в Великой Отечественной войне считается Сталинградская битва.
Учащиеся 3 группы представляют сообщение «Бои в Сталинграде».
Ответы на вопросы.
1. Когда начались ожесточенные бои за Сталинград?
2. Какая армия защищала город?
Сейчас в городе- герое Волгограде (бывший Сталинград) на Мамаевом кургане открыт мемориал. В 1982 году не стало героя Сталинградской битвы Маршала Советского Союза дважды Героя Советского Союза В. И. Чуйкова. По его завещанию он похоронен на Мамаевом кургане. 2 февраля мы отмечаем 65 годовщину Сталинградской битвы. В нашем поселке прошло мероприятие по случаю празднования этой даты.
Показ видеофильма: «Я из 62- й»
Продолжите выражение
Война – это что по-вашему мнению.
Война – это 1418 дней и ночей.
26 млн. погибших
1710 разоренных городов
70000 разоренных деревень
В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах, провела около 40 крупных наступательных операций.
И вот он наступил – великий долгожданный день – День Победы. В апреле 1945 года начался штурм Берлина, руководил которым маршал Георгий Константинович Жуков. Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага. День 9 Мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией. 24 июня 1945 года состоялся парад Победы на Красной площади.
Не обошла стороной война и наш родной Серебряно-Прудский край. Мы свято храним память о погибших на войне. Приносим цветы к Мемориалу, к бюсту В. И. Чуйкова, встречаемся с ветеранами и поздравляем их с праздником.
Мы не должны забывать эти страшные события, чтобы никогда больше не повторялась трагедия войны. Жаль, что человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может только память, которая одна побеждает время.
Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая». Помните об этом.
«Реквием»
III. Закрепление пройденного материала.
Прочитать вывод в учебнике (с. 146) про себя.
IV. Итог.
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Какие ощущения вызвал у вас урок?
Оценки.
Д/з. с. 142 – 146
1. Узнать у взрослых, какой след оставила война в жизни вашей семьи.
2. Проиллюстрировать эпизоды военного времени.
Тезисы к уроку истории по теме: «Великая война и великая Победа».
1. Формирование у учащихся представления об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома в ходе войны.
2. Воспитание патриотизма и любви к Родине.
3. Урок памяти.
4. Первая группа учащихся представляет сообщение: «Блокада Ленинграда».
Показ слайдов.
5. Вторая группа учащихся представляет сообщение: «Оборона Москвы».
Показ слайдов.
6. Третья группа учащихся представляет сообщение: «Бои в Сталинграде».
Показ видеофильма: «Я из 62- й» (О герое Сталинградской битвы маршала Советского Союза дважды героя Советского Союза В. И. Чуйкова)
7. Жители Серебряно-Прудского края свято хранят память о погибших на войне