Система зачётов как средство обучения и контроля, как стимул развития личностных качеств и самостоятельного творческого мышления (из опыта р
Преимущество дополнительного образования, прежде всего в возможности индивидуального подхода к каждому ребёнку, к каждой личности. У каждого учащегося своя цель получения дополнительного образования, свой первоначальный уровень знаний, желание и возможности его получения. Как педагогу, занимаясь сразу с группой учащихся, наилучшим образом учесть индивидуальные особенности личности, добиться оптимального результата обучения? Решить проблему поможет система зачётов, на которой базируется работа в некоторых группах по программе «Художественное вязание» в ГОУДОД МОДРТДиЮ «Лапландия». Система зачётов – совокупность определённых знаний, построенных в определённой последовательности, которая позволяет оптимальным способом достичь цели выполнения программы. Эти задания обеспечены описанием, объяснением, иллюстративным материалом, образцом конечного результата. Каждое задание несёт в себе не только повторение и закрепление предыдущих знаний, но и новое (обозначение, технологический приём…) Принципы построения зачётной системы: 1.Последовательность (от простого, к сложному). 2.Доступность (при несоблюдении этого принципа у учащихся пропадает интерес к обучению). 3.Непрерывность (обеспечивается программой, рассчитанной на 2 года обучения). 4. Поэтапная завершённость в определённое время. 5.Конкретность требований к каждому зачёту. 6.Вариативность выполнения заданий. Для того чтобы система зачётов работала эффективно, необходимо учитывать, что: 1. Сетка зачётов (перечень зачётов и сроки) должна находиться в кабинете, доступном для учащихся месте. 2. Изучение материала должно протекать в определённом порядке, не перескакивая через последующие зачёты. 3. Сдача зачётов не должна быть заключена в жёсткие временные рамки. 4. Результат выполнения ребёнком задания оценивается в баллах (смотри программу, раздел «Методическое обеспечение»), педагогом аргументируется оценка и заносится в зачётную ведомость (хранится у педагога). 5. При сдаче зачётов педагог должен следить, чтобы не было больших отрывов в результатах между детьми. 6. По окончании обучения дети должны получить аттестационный итог своей работы.
Такая система эффективно действует при обучении по таким направлениям дополнительного образования детей, как: • декоративно – прикладное творчество, • начальное техническое моделирование (для детей 5 – 6классов), • информатика, • спортивно – техническое творчество (ракето/судо, авиамоделирование), радиотехническое и некоторым другим, где дети выполняют индивидуальные творческие работы. Программа «Художественное вязание» построена на зачётной системе. Значит ли это, что педагог совсем не общается с детьми, а только организует их самостоятельную работу? Нет. Но занятость его на занятии намного уменьшается, если он применяет предлагаемый материал для работы с детьми, пришедшими после болезни, или вновь пришедшими в группу, желающими самостоятельно в удобном для них темпе продолжать своё обучение любимому занятию. Применение зачётной системы при обучении по программе «Художественное вязание» позволяет осуществлять мониторинг образовательного процесса, подводить итоги и сравнивать результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список зачётов к программе «Художественное вязание»