Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). За последние несколько лет отмечается увеличение количества детей с ЗПР. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.
Вот несколько педагогических правил, которые будут полезны педагогам в работе с детьми с ЗПР:
1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение. 2.Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых. 3.Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости. 4.Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения. 5.Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение. 6.Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером. 7.Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость. 8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение. 9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком. 10.Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям. 11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми. 12.Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.
Меры педагогического воздействия
I Минимизация внимания: • делайте письменные замечания; • знак; • формулируйте «Я- высказывание», содержащее объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: называет чувства учителя в этот момент, описывает эффект от плохого поведения, содержит просьбу.
II Делайте неожиданности: • включите свет; • издайте музыкальный звук любым музыкальным инструментом; • начните говорить тихим голосом; • измените ваш голос; • временно прекратите урок.
III Отвлекайте ученика: • задавайте прямые вопросы; • попросите об одолжении; • измените деятельность.
IV Обращайте внимание всего класса на примеры хорошего поведения: • благодарите учеников; • пишите имена примерных учеников на доске;
V Пересаживайте учеников: • меняйте места.
Использование выше перечисленных советов в учебно-воспитательном процессе несомненно принесет положительный результат.