Воскресенье, 26 Янв 2025, 00:04
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51657


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Поиск путей ненасильственного разрешения конфликтов
Иванова Надежда Валентиновна,
куратор проектной деятельности,
учитель английского языка высшей категории
Победитель ПНПО-20006
МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Красноярска
раб тел.: 2-24-75-60, 2-24-72-70;
e-mail: nade-ivanova@yandex.ru

Данная программа была составлена Кэтрин Дэнхардт, доктором философии, Патрисией Портер и Кэти Вайн из Университета штата Делавэр, США. При составлении программы американские
педагоги опирались на теоретические установки российской школы психологии во главе с
Выготским Л. С.
В составе группы учителей из России из стран СНГ я участвовала в семинаре, проводившемся Кэтрин Дэнхардт при Университете штата Делавэр в городе Ньюарке летом 1999 года.
Интерес представляют практические занятия с подростками младшего, среднего и старшего воз-раста, позволяющие педагогам-предметникам и классным руководителям научить детей решать конфликты ненасильственным путём.

Цель программы: научить детей разрешать свои собственные конфликты в ненасильственной, кон-структивной манере.

Принципы организации занятий

1. Круг- все мастерские проходят в кругу, чтоб каждый мог видеть всех и мог быть равноценным участником.
2. Добровольное участие - Если ребёнок не хочет работать в кругу, он может заниматься другой деятельностью вне круга.
3. Право передачи - Позволяет робкому ученику передать свой ход, чтоб не чувствовать диском-форта.
4. Каждый может предложить что - то положительное – Любой ребёнок имеет особые навы-ки и знания и может поделиться ими с другими. Задача учителя – открыть эти особые качества и утвердить их в группе.
5. Обсуждение повестки дня – Перед каждым занятием следует огласить повестку дня. Учащиеся одобряют виды работы или вносят изменения.
6. Обратная связь – Обсуждение занятия помогает при подготовке к следующему и выстраивает участие каждого в работе.
7. Экспериментальное обучение - Учащиеся учатся через деятельность.
8. Удовольствие – Все участники должны получать удовольствие от занятий.

Факторы, способствующие созданию безконфликтной среды

Если в коллективе детей существуют отношения сотрудничества, общения, самоутверждения и отсутствуют предубеждения, в нём существуют условия для ненасильственного разрешения кон-фликтов.

СОТРУДНИЧЕСТВО

способствует укреплению и развитию, как личности, так и коллектива в целом. Дети:
 уступают свою очередь другим;
 просят о помощи у детей, а не у взрослого;
 делятся материалами, информацией друг с другом;
 охотно работают с теми учащимися, с которыми обычно не любят работать;
 умеют похвалить других словесно и иными средствами;
 охотно выслушивают других, прежде чем высказаться самим;
 доводят совместную работу до конца.

Строительство машины

Цели: Совместная экспериментальная работа и творческое самовыражение детей.

Этапы работы:

Строительство машины.
Сначала продемонстрируйте “живую” машину. Например: Стиральную машину могут сделать два человека с вытянутыми руками. Третий будет двигателем. Один или два человека изображают белье, двигающееся внутри.
После демонстрации предложите группам из 4-5 человек создать свою собственную машину. Им следует подумать над следующими вопросами:
1. Какую машину вы хотите построить? 2. Можно ли вашей группе построить ее?
3. Каковы части у этой машины? 4. Какой частью хотел бы ты быть?
Каждая группа отрабатывает свою машину в действии, затем демонстрирует ее классу. По окон-чании демонстрации остальные угадывают название машины.

Обсуждение:
1. Как вы решили, какую машину делать? 2. Как группа распределяла роли?
3. Тебе понравилась или нет та роль, что ты играл? 4. Почему?
5. Что бы ты изменил в вашей работе? 6. Что тебе понравилось в работе?

КОММУНИКАЦИЯ

помогает найти главную причину конфликта. У детей вырабатывается определённое поведение:
 выражают свои положительные чувства с помощью “Я - сообщений”;
 конструктивно описывают свое поведение и других людей или проблемы;
 выслушивают других, прежде чем высказаться самим;
 говорят уверенным голосом;
 не избегают прямого зрительного контакта (глаза в глаза).

Умение и неумение слушать

Цели: Различать хорошее и плохое умение слушать.

Материалы: Маркеры, ватман, липкая лента.

Этапы работы:

Хорошее и плохое умение слушать:
Предложите ребёнку выйти вперед и рассказать о недавно просмотренном фильме. Демонстри-руйте свое невнимание: смотрите в сторону, перебивайте, смотрите на часы, выражайте ску-чающий вид, смейтесь в неподходящий момент.
Покажите умение слушать с другим ребёнком: смотрите глаза в глаза; кивайте и улыбайтесь со-беседнику в подходящий момент; не перебивайте, задавайте вопросы, которые нужны для вашего понимания; повторяйте, что вы слышите, показывая, что понимаете.

Обсуждение всего занятия:
Что может случиться, когда вы не слушаете кого-то?
Как вы можете показать, что вы слушаете?
Как вы чувствуете, когда кто-то слушает (не слушает) вас?

Невербальное выражение чувств

Цели: Развитие умения выражать чувства языком жестов, мимикой.

Этапы работы:

Невербальное выражение чувств.
Объясните детям, что общение включает умения посылать и получать слова, а также умение понимать чувства людей, даже когда они ничего не говорят.
Несколько ребят изображают чувства, выраженные словами на карточках. Остальные должны угадать чувства.

Я – сообщения

Цель: Развивать умение отстаивать свои желания и потребности с помощью доказательств, не при-бегая к угрозам, грубости.

Материалы: Плакат с формулой Я – сообщения.

Этапы работы:

Когда вы выстраиваете Ты – сообщение (“Ты всегда …”), ваш собеседник чувствует обвинение в свой адрес. Он думает не о том, как изменить ситуацию, а как защититься. Это только способствует усилению гнева.
С помощью Я – сообщений говорящий может понятно и без гнева объяснить, что он хочет и чув-ствует. Я – сообщение более вероятно приведет к изменению ситуации.
Формула Я – сообщения.
Я чувствую (укажите чувство),
когда ты (укажите специфическое поведение),
потому что (укажите влияние этого поведения на вашу жизнь).
Я хочу, чтобы…
 Например: Я чувствую себя расстроенной, когда ты не слушаешь, потому что я говорю важ-ные вещи и хочу, чтобы ты прислушивался к моему мнению.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
происходит, когда дети
 высказывают свои мысли;
 умеют заявлять о своих положительных качествах;
 используют вербальные и невербальные приемы для самовыражения;
 сопереживают с другими.

Визитки

Цели: Познакомить учащихся. Начать сплочение коллектива. Познакомить учащихся с индивиду-альными особенностями одноклассников.

Материалы: самоклеящиеся листки, маркеры.

Этапы работы:
Дизайн визитки. Ученик пишет на ней свое имя и то, что в нем особенного (в словах или графике): хобби, интересы.
Знакомство в парах. Дети выясняют в беседе значение изображения на визитках.
Всеобщее знакомство. Дети - в кругу. Один ученик говорит все, что узнал о новом друге. Осталь-ные или сам друг дополняют, уточняют.

Книга обо мне

Цели: Дать учащимся возможность творчески выразить себя. Продолжить процесс формирования детского коллектива.
Материалы: картон, бумага, маркеры, цветные карандаши.

Этапы работы:

Странички о себе: хобби, любимый спорт, животное, еда, семья.
Дизайн обложки.
Обсуждение: Почему ты решил рассказать группе именно об этом?

Пакеты поддержки

Цель: учить детей отмечать достоинства и недостатки людей в конструктивной, позитивной манере.

Материалы: пакеты с именами детей, 5-7 листков бумаги для каждого.

Этапы работы:

1. Напишите имя каждого ребёнка на 5-7 листках бумаги и на пакете.
2. Каждый участник группы вытягивает 5-7 листков. Ребенок не должен вытянуть другое имя не-сколько раз или свое собственное имя.
3. На листке бумаги ребёнок пишет качества характера, которые нравятся ему в данном человеке. Убеждайте детей отмечать в людях только положительные черты и в дружелюбной форме.
4. Дети опускают листки в пакетики с соответствующими именами.
5. Каждый ребенок читает листки из своего пакетика.
6. Дети могут прочитать наиболее понравившиеся им утверждения вслух.
7. Обсуждение:
Что ты испытывал, читая положительные отзывы о себе?
Что ты испытывал, давая отзывы?

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

Когда дети научились работать вместе, умеют эффективно общаться, поддерживать и уважать друг друга, они способны решать проблемы совместно:
 видят цели и потребности друг друга,
 распознают проблемы других людей,
 ищут пути творческого решения проблем методом мозгового штурма,
 оценивают альтернативы, приходить к общему решению и выполнять его.

Конфликт-мультфильм

Цель: учить детей видеть процесс конфликта изнутри.

Материалы: листки с мультфильмом, карандаши.

Этапы работы:

Изображение путей разрешения конфликта в рисунках (индивидуально, в парах).
Демонстрация рисунков.
Обсуждение:
Что, по - твоему, испытывал каждый персонаж?
Кто выиграл (проиграл) и почему?
Были ли у тебя проблемы в процессе решения конфликта? Какие?

УМЕНИЕ БОРОТЬСЯ С ПРЕДУБЕЖДЕНИЯМИ

Центральным фактором многих детских конфликтов является неумение ценить различия в людях: экономическое, культурное, по половому признаку. Когда дети умеют преодолевать предубеждения, они:
 ценят отличия людей друг от друга;
 находят сходство между собой и другими людьми;
 гордятся своей индивидуальностью и при этом с уважением относятся к отличиям других.

Лицом к лицу

Цель: Учить детей узнавать свои сходства и различия.

Материалы: Листки “Сходства и различия”, ручки, карандаши, маркеры, ватман.

Этапы работы:

Две равные группы детей сидят в двух кругах, лицом друг к другу. Внутренний круг заполняет сходства, внешний – различия. Беседуя две минуты, дети узнают три сходства, другие две минуты - различия, записывая информацию на соответствующий лист. Затем они меняются партнерами, дви-гаясь: внешний круг – один стул налево, внутренний – один стул направо. Каждый ребенок должен поговорить со всеми.
Сидя в большом кругу, дети читают свои списки сходств и различий. Учитель записывает на дос-ку/ ватман наиболее часто упоминаемые сходства, различия.

Сходства: Различия:
Имя партнера: Имя партнера:
А. А.
Б. Б.
В. В.

Обсуждение.
Были ли сходства, сопровождаемые различиями (длинные волосы, но разного цвета)?
Относились ли большинство сходных черт к физическим характеристикам?
С какими чертами люди рождаются? Какие из них они могли бы изменить?

Зомби

Цель: Учить детей видеть в различиях положительные аспекты.

Материалы: Звонок / свисток, мелки или маркеры, ватман.

Этапы работы:

Дети - зомби должны двигаться медленно и выполнять одинаковые движения (стоять, сидеть, то-чить карандаш…) Только эти (например, пять) движений могут делать зомби. Учитель – патруль зомби – как только заметит иное движение, свистит, и все зомби замирают на 15 секунд.
Обсуждение.
Как ты ощущал себя в роли зомби?
Какие чувства вызывала у тебя необходимость выполнять одинаковые действия?
Интереснее ли жизнь, когда можно делать разные действия и по – разному?

Благодарность:

Данная работа явилась результатом участия в программе АСПРЯЛ при поддержке Бюро обра-зовательных и культурных связей Информационного агентства США и Американского Совета по международному образованию в 1999 году. Мнения, высказанные автором, не обязательно выра-жают точку зрения данных организаций.

Список литературы:

1. Denhart, K. Introduction to Children’s Сreative Response to Conflict. International Programs, 1999.
Категория: Разное | Добавил: almar71 (22 Мар 2012)
Просмотров: 703 | Теги: конфликтов, поиск, разрешения, путей, ненасильственного | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
26 Янв 2025
00:04


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz