Поиск путей ненасильственного разрешения конфликтов
Иванова Надежда Валентиновна, куратор проектной деятельности, учитель английского языка высшей категории Победитель ПНПО-20006 МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Красноярска раб тел.: 2-24-75-60, 2-24-72-70; e-mail: nade-ivanova@yandex.ru
Данная программа была составлена Кэтрин Дэнхардт, доктором философии, Патрисией Портер и Кэти Вайн из Университета штата Делавэр, США. При составлении программы американские педагоги опирались на теоретические установки российской школы психологии во главе с Выготским Л. С. В составе группы учителей из России из стран СНГ я участвовала в семинаре, проводившемся Кэтрин Дэнхардт при Университете штата Делавэр в городе Ньюарке летом 1999 года. Интерес представляют практические занятия с подростками младшего, среднего и старшего воз-раста, позволяющие педагогам-предметникам и классным руководителям научить детей решать конфликты ненасильственным путём.
Цель программы: научить детей разрешать свои собственные конфликты в ненасильственной, кон-структивной манере.
Принципы организации занятий
1. Круг- все мастерские проходят в кругу, чтоб каждый мог видеть всех и мог быть равноценным участником. 2. Добровольное участие - Если ребёнок не хочет работать в кругу, он может заниматься другой деятельностью вне круга. 3. Право передачи - Позволяет робкому ученику передать свой ход, чтоб не чувствовать диском-форта. 4. Каждый может предложить что - то положительное – Любой ребёнок имеет особые навы-ки и знания и может поделиться ими с другими. Задача учителя – открыть эти особые качества и утвердить их в группе. 5. Обсуждение повестки дня – Перед каждым занятием следует огласить повестку дня. Учащиеся одобряют виды работы или вносят изменения. 6. Обратная связь – Обсуждение занятия помогает при подготовке к следующему и выстраивает участие каждого в работе. 7. Экспериментальное обучение - Учащиеся учатся через деятельность. 8. Удовольствие – Все участники должны получать удовольствие от занятий.
Факторы, способствующие созданию безконфликтной среды
Если в коллективе детей существуют отношения сотрудничества, общения, самоутверждения и отсутствуют предубеждения, в нём существуют условия для ненасильственного разрешения кон-фликтов.
СОТРУДНИЧЕСТВО
способствует укреплению и развитию, как личности, так и коллектива в целом. Дети: уступают свою очередь другим; просят о помощи у детей, а не у взрослого; делятся материалами, информацией друг с другом; охотно работают с теми учащимися, с которыми обычно не любят работать; умеют похвалить других словесно и иными средствами; охотно выслушивают других, прежде чем высказаться самим; доводят совместную работу до конца.
Строительство машины
Цели: Совместная экспериментальная работа и творческое самовыражение детей.
Этапы работы:
Строительство машины. Сначала продемонстрируйте “живую” машину. Например: Стиральную машину могут сделать два человека с вытянутыми руками. Третий будет двигателем. Один или два человека изображают белье, двигающееся внутри. После демонстрации предложите группам из 4-5 человек создать свою собственную машину. Им следует подумать над следующими вопросами: 1. Какую машину вы хотите построить? 2. Можно ли вашей группе построить ее? 3. Каковы части у этой машины? 4. Какой частью хотел бы ты быть? Каждая группа отрабатывает свою машину в действии, затем демонстрирует ее классу. По окон-чании демонстрации остальные угадывают название машины.
Обсуждение: 1. Как вы решили, какую машину делать? 2. Как группа распределяла роли? 3. Тебе понравилась или нет та роль, что ты играл? 4. Почему? 5. Что бы ты изменил в вашей работе? 6. Что тебе понравилось в работе?
КОММУНИКАЦИЯ
помогает найти главную причину конфликта. У детей вырабатывается определённое поведение: выражают свои положительные чувства с помощью “Я - сообщений”; конструктивно описывают свое поведение и других людей или проблемы; выслушивают других, прежде чем высказаться самим; говорят уверенным голосом; не избегают прямого зрительного контакта (глаза в глаза).
Умение и неумение слушать
Цели: Различать хорошее и плохое умение слушать.
Материалы: Маркеры, ватман, липкая лента.
Этапы работы:
Хорошее и плохое умение слушать: Предложите ребёнку выйти вперед и рассказать о недавно просмотренном фильме. Демонстри-руйте свое невнимание: смотрите в сторону, перебивайте, смотрите на часы, выражайте ску-чающий вид, смейтесь в неподходящий момент. Покажите умение слушать с другим ребёнком: смотрите глаза в глаза; кивайте и улыбайтесь со-беседнику в подходящий момент; не перебивайте, задавайте вопросы, которые нужны для вашего понимания; повторяйте, что вы слышите, показывая, что понимаете.
Обсуждение всего занятия: Что может случиться, когда вы не слушаете кого-то? Как вы можете показать, что вы слушаете? Как вы чувствуете, когда кто-то слушает (не слушает) вас?
Невербальное выражение чувств
Цели: Развитие умения выражать чувства языком жестов, мимикой.
Этапы работы:
Невербальное выражение чувств. Объясните детям, что общение включает умения посылать и получать слова, а также умение понимать чувства людей, даже когда они ничего не говорят. Несколько ребят изображают чувства, выраженные словами на карточках. Остальные должны угадать чувства.
Я – сообщения
Цель: Развивать умение отстаивать свои желания и потребности с помощью доказательств, не при-бегая к угрозам, грубости.
Материалы: Плакат с формулой Я – сообщения.
Этапы работы:
Когда вы выстраиваете Ты – сообщение (“Ты всегда …”), ваш собеседник чувствует обвинение в свой адрес. Он думает не о том, как изменить ситуацию, а как защититься. Это только способствует усилению гнева. С помощью Я – сообщений говорящий может понятно и без гнева объяснить, что он хочет и чув-ствует. Я – сообщение более вероятно приведет к изменению ситуации. Формула Я – сообщения. Я чувствую (укажите чувство), когда ты (укажите специфическое поведение), потому что (укажите влияние этого поведения на вашу жизнь). Я хочу, чтобы… Например: Я чувствую себя расстроенной, когда ты не слушаешь, потому что я говорю важ-ные вещи и хочу, чтобы ты прислушивался к моему мнению.
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ происходит, когда дети высказывают свои мысли; умеют заявлять о своих положительных качествах; используют вербальные и невербальные приемы для самовыражения; сопереживают с другими.
Визитки
Цели: Познакомить учащихся. Начать сплочение коллектива. Познакомить учащихся с индивиду-альными особенностями одноклассников.
Материалы: самоклеящиеся листки, маркеры.
Этапы работы: Дизайн визитки. Ученик пишет на ней свое имя и то, что в нем особенного (в словах или графике): хобби, интересы. Знакомство в парах. Дети выясняют в беседе значение изображения на визитках. Всеобщее знакомство. Дети - в кругу. Один ученик говорит все, что узнал о новом друге. Осталь-ные или сам друг дополняют, уточняют.
Книга обо мне
Цели: Дать учащимся возможность творчески выразить себя. Продолжить процесс формирования детского коллектива. Материалы: картон, бумага, маркеры, цветные карандаши.
Этапы работы:
Странички о себе: хобби, любимый спорт, животное, еда, семья. Дизайн обложки. Обсуждение: Почему ты решил рассказать группе именно об этом?
Пакеты поддержки
Цель: учить детей отмечать достоинства и недостатки людей в конструктивной, позитивной манере.
Материалы: пакеты с именами детей, 5-7 листков бумаги для каждого.
Этапы работы:
1. Напишите имя каждого ребёнка на 5-7 листках бумаги и на пакете. 2. Каждый участник группы вытягивает 5-7 листков. Ребенок не должен вытянуть другое имя не-сколько раз или свое собственное имя. 3. На листке бумаги ребёнок пишет качества характера, которые нравятся ему в данном человеке. Убеждайте детей отмечать в людях только положительные черты и в дружелюбной форме. 4. Дети опускают листки в пакетики с соответствующими именами. 5. Каждый ребенок читает листки из своего пакетика. 6. Дети могут прочитать наиболее понравившиеся им утверждения вслух. 7. Обсуждение: Что ты испытывал, читая положительные отзывы о себе? Что ты испытывал, давая отзывы?
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ
Когда дети научились работать вместе, умеют эффективно общаться, поддерживать и уважать друг друга, они способны решать проблемы совместно: видят цели и потребности друг друга, распознают проблемы других людей, ищут пути творческого решения проблем методом мозгового штурма, оценивают альтернативы, приходить к общему решению и выполнять его.
Конфликт-мультфильм
Цель: учить детей видеть процесс конфликта изнутри.
Материалы: листки с мультфильмом, карандаши.
Этапы работы:
Изображение путей разрешения конфликта в рисунках (индивидуально, в парах). Демонстрация рисунков. Обсуждение: Что, по - твоему, испытывал каждый персонаж? Кто выиграл (проиграл) и почему? Были ли у тебя проблемы в процессе решения конфликта? Какие?
УМЕНИЕ БОРОТЬСЯ С ПРЕДУБЕЖДЕНИЯМИ
Центральным фактором многих детских конфликтов является неумение ценить различия в людях: экономическое, культурное, по половому признаку. Когда дети умеют преодолевать предубеждения, они: ценят отличия людей друг от друга; находят сходство между собой и другими людьми; гордятся своей индивидуальностью и при этом с уважением относятся к отличиям других.
Лицом к лицу
Цель: Учить детей узнавать свои сходства и различия.
Материалы: Листки “Сходства и различия”, ручки, карандаши, маркеры, ватман.
Этапы работы:
Две равные группы детей сидят в двух кругах, лицом друг к другу. Внутренний круг заполняет сходства, внешний – различия. Беседуя две минуты, дети узнают три сходства, другие две минуты - различия, записывая информацию на соответствующий лист. Затем они меняются партнерами, дви-гаясь: внешний круг – один стул налево, внутренний – один стул направо. Каждый ребенок должен поговорить со всеми. Сидя в большом кругу, дети читают свои списки сходств и различий. Учитель записывает на дос-ку/ ватман наиболее часто упоминаемые сходства, различия.
Сходства: Различия: Имя партнера: Имя партнера: А. А. Б. Б. В. В.
Обсуждение. Были ли сходства, сопровождаемые различиями (длинные волосы, но разного цвета)? Относились ли большинство сходных черт к физическим характеристикам? С какими чертами люди рождаются? Какие из них они могли бы изменить?
Зомби
Цель: Учить детей видеть в различиях положительные аспекты.
Материалы: Звонок / свисток, мелки или маркеры, ватман.
Этапы работы:
Дети - зомби должны двигаться медленно и выполнять одинаковые движения (стоять, сидеть, то-чить карандаш…) Только эти (например, пять) движений могут делать зомби. Учитель – патруль зомби – как только заметит иное движение, свистит, и все зомби замирают на 15 секунд. Обсуждение. Как ты ощущал себя в роли зомби? Какие чувства вызывала у тебя необходимость выполнять одинаковые действия? Интереснее ли жизнь, когда можно делать разные действия и по – разному?
Благодарность:
Данная работа явилась результатом участия в программе АСПРЯЛ при поддержке Бюро обра-зовательных и культурных связей Информационного агентства США и Американского Совета по международному образованию в 1999 году. Мнения, высказанные автором, не обязательно выра-жают точку зрения данных организаций.
Список литературы:
1. Denhart, K. Introduction to Children’s Сreative Response to Conflict. International Programs, 1999.