В настоящее время многие педагоги и психологи уделяют значительное внимание изучению и внедрению в процесс образования и воспитания личностно-ориентированного подхода. Это не случайно. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена требованием общества формирования в человеке не социально-типичного, а индивидуального, позволяющего ребёнку оставаться самим собой. Это во-первых. А во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а это требует применения педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. В этой огромной теме я хочу выделить лишь один, очень важный, на мой взгляд, вопрос «Особенности личностно-ориентированного урока» - тема доклада не случайна, так как урок – основная форма организации обучения. Сущность личностно-ориентированного образования: Взаимодействие учителя и ученика: - помощь ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей заложенных в нём; - заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания; - взаимопонимание, общение и сотрудничества; - сохранение индивидуальности, творчество как личная позиция в деятельности. Вывод: Реализацию этих функций нельзя осуществлять в условиях командно-административного стиля отношения учителя к ученикам. Позиция педагога личностно-ориентированного образования:
- видеть перспективы развития личностного потенциала ребёнка и умение стимулировать это развитие; - отношение к ребёнку как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по желанию и выбору; - опора на интересы каждого ребёнка в учении.
Содержание личностно-ориентированного образования:
Оно призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определённой системой знаний, освоить способы их решений.
Содержание личностно-ориентированного образования включает в себя: 1. введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций; 2. формировать у учащихся разнообразные способы деятельности, творческие способности; 3. обеспечить самопознание, формирование жизненной позиции.
В личностно-ориентированном образовании главным является личностный компонент. Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Так может быть только тогда, когда педагог умеет создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Выделяют несколько групп таких условий: • межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит его общение, с педагогами, с одноклассниками. Степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии, уровень сплочённости ученических групп. • Приоритетные методы преподавания, умения, ориентация на коллективные, индивидуальные способы обучения, степень учёта интересов и способностей учащихся. • Способы и степени взаимодействия учителя с коллективом учащихся. • Возможность выбора учеником содержания обучения уровня и методов его усвоения. Что же обеспечивает личностно-ориентированная направленность урока? 1. Стимулирование учащихся: • уважительное отношение к самостоятельности мнения и выводам учащихся; • создание ситуации выбора; • организация индивидуальной деятельности; • стимулирование учащихся к выборам и самостоятельной работе . 2. Создание условий для проявления и развития индивидуальности учащихся: • опора на личностный опыт; • принятие своеобразия мнений учащихся; • создание ситуаций, позволяющих учащимся проявить собственные способности. 3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников: • развитие мотивации учащихся; • создание условий для освоения учащимися компонентов учебной задачи, самоконтроля и самооценки; • повышение степени самостоятельности в учебной деятельности учащихся; • поощрение инициативы учащихся. 4. Знание и учёт психофизиологических особенностей учащихся: • выбор методических приёмов соответствия с возрастными особенностями учащихся; • использование проблемных заданий; • обеспечение дозированности помощи взрослого. 5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учащихся: • обучение целеполаганию; • создание ситуации успеха; • создание ситуации нравственного выбора; • помощь в создании мотивов собственных действий, поведения. 6. Ориентация на развитие познавательных способностей: • организация проблемных ситуаций; • поощрение творческой активности; • использование сюжетно-ролевых игр, анализ ситуации; • разнообразие методов и приёмов; • повышение доли учебных знаний, творческого характера. 7. Организация равноправного партнёрского общения: • организация сотрудничества учителя и учащегося; • приоритет диалога в учебной деятельности; • организация сотрудничества учащихся между собой. 8. Обеспечение обратной связи: • обучение учащихся самооценки; • открытость учителя и учащихся; • возможность задавать вопросы, пожелания учащихся; • откликаться на эмоции учащихся. Личностно-ориентированный подход определяется: 1. ориентиром на самостоятельный поиск; 2. выявляет и учитывает склонности учащихся; 3. использование дидактического материала, варьирующееся для учащихся с разной успеваемостью; 4. сложность материала выбирается учащимися и варьируется учителем; 5. свобода выбора ребёнком различных форм обучения; 6. оценивание не только результатов, но и процесса деятельности; 7. изучение и формирование творческой деятельности; 8. создание ситуаций, позволяющих учащимся проявлять собственные способности; Функции педагога в личностно-ориентированном процессе. 1. Учитель-собеседник: способности и умения педагога центрироваться на ученике, озабоченность интересами ребёнка, готовность поддержать беседой. 2. Учитель-исследователь: - умение проводить анализ диагностики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого ученика, готовность поддержать; - умение использовать в процессе обучения психодиагностических методов, что способствует получению информации о развитии учащихся. 3. Учитель как человек, создающий условия для учения: - создаёт комфортные условия для развития ребёнка; - строит взаимоотношения с учащимися на безоценочном положительном принятии ребёнка, открыто выражая свои чувства. 4. Учитель как эксперт. - вовлечь учащихся в сферу своих интересов; - быть консультантом. Вывод: 1. Главная задача педагога – ученик должен суметь преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала. 2. Личностно-ориентированный процесс обучения предоставляется каждому учащемуся, опираясь на его способности, интересы, субъективный опыт, возможности реализовать себя в учёбе, поведении.
Акцентируя внимание на личностно-ориентированном уроке, я стала анализировать свои уроки, опираясь на данную схему, с целью их совершенствования в дальнейшем. Схема оценки эффективности урока. 1. Адекватность материала, изучаемого на уроке. по сложности соответствует типу класса. не соответствует по сложности данному типу класса. 2. Используются ли задания, развивающие творчество, инициативу. используется не представлены 3. Использование эвристических заданий. да Работа по образцам и алгоритмам 4. Контроль за усвоением материала. Учитель следит за усвоением материала на уроке. Этапы усвоения не контролируются. 5. Темп урока. Оптимален. Не соответствует особенностям класса. 6. Активность учащихся. Высокая Низкая Дети используют монологи, диалоги, обмен мнениями; задают вопросы, чтобы глубже усвоить изучаемый материал. Преобладает форма «вопрос – ответ». Создаётся ситуация успеха, повышается самооценка. Дети боятся отвечать, чувствуют себя скованными. Учебный материал соотносится с субъективным опытом детей, связан с жизненными проблемами. Урок с жизнью не связан. Развиваются познавательные процессы. Задача развития познавательных процессов не ставится. 7. Рефлексия. Задействуется рефлексия ученика для оценки. Ученика оценивает учитель. Взаимопомощь и сотрудничество детей с учителем. На уроке доминирует учитель во взаимодействии. Тренируются личностные функции (уравновешенность, обретение «своего лица»). Личностные функции специально не развиваются.
Первый выпуск, который я сделала, в школе занимался по традиционной программе. Конечно, работая по любой программе не обойтись без элементов личностно-ориентированного обучения. Но сейчас я работаю, целенаправленно используя личностно-ориентированный метод, и прихожу к выводу, что различия между традиционным обучением и ориентированным на личность существенны. Используя личностно-ориентированный подход, добилась высоких результатов в обучении и воспитании детей. Это подтверждает данная диагностика.