Учителя жалуются: «не бывает такой недели, чтобы кто-то из учащихся не опоздал». Опоздания подрывают дисциплину класса и отвлекают остальных учеников от урока. Один из способов борьбы с ними — не пускать на урок опоздавших. В некоторых школах это принято, и там учителя опоздавшего ученика отправляют к классному руководителю или к кому-нибудь из администрации школы. Хоть это и дисциплинирует, однако, это достаточно неприятно для ученика и может привести и к нежелательным последствиям. Например, иногда опаздывающий ученик предпочитает просто прогулять урок, или даже весь учебный день.
У каждого ученика найдется тысяча оправданий своим опозданиям, особенно если он — «хронический опоздун». Трудно разобраться в причинах, ведь некоторые подростки просто неспособны собираться достаточно быстро или следить за временем, а иногда часть вины лежит и на родителях. В свою очередь, у каждого учителя — свои методы борьбы с опозданиями. Большинство предпочитает наказания — от недопуска к занятию до двоек в журнал. Некоторые даже заставляют опоздавшего ученика стоять весь урок или просить прощения перед всем классом, оставляют учеников после уроков на дополнительные занятия (часто платно).
Но есть и те, кто выбирает не наказание, а мотивацию, не кнут, а пряник. Если в начале каждого урока проводить небольшую проверочную работу или диктант на оценку, рассчитанную на 5-7 минут, то не успевшие ученики получат двойки, или не получат дополнительных хороших оценок, это заставит их контролировать себя, и стараться не задерживаться. Можно также поощрять отличными оценками тех, кто за месяц ни разу не опоздал.
Если все же Вы хотите проучить постоянно опаздывающих учеников, то выбирайте более справедливое и разумное наказание. Например, договоритесь со всем классом, что опаздывающий должен решить на одну задачу больше у доски; рассказать не одно, а два стихотворения; подготовить реферат или доклад по следующей теме, т. е. его задания удваиваются.
В любом случае, не следует отбивать желание учиться слишком суровыми наказаниями, лучше поговорить с учеником тет-а-тет, объяснить ему его ответственность перед классом, убедить в том, что умение рационально распределять время пригодится ему и в будущем, во взрослой жизни.