Молодой учитель: старт педагогической карьеры может превратиться в финал
Прежде, чем говорить о молодых учителях, давайте задумаемся — а кто такой учитель вообще? Чем можно охарактеризовать этого человека? Если мыслить идеализированно, то, пожалуй, это мудрый, терпеливый, образованный и воспитанный человек, любящий детей и знающий, что с ними можно и нельзя и что им надо. Такие ли все учителя? Думаю, нет. В силу жизненного и профессионального опыта, в силу личных качеств, возраста. Последнее, конечно, далеко не самое важно, но молодой учитель — это все-таки ученик в равной степени. Он учится, пробует, узнает... Давайте о нем и поговорим.
Если меня сейчас читают коллеги, то, думаю, каждый из вас помнит начало своей деятельности. Первые уроки, первые ученики, первые звонки — это было так интересно, ново, неизведанно еще. Первое классное руководство, первое общение с родителями. Это и страшно, и интересно. Хотя, конечно, у всех возникают разные эмоции, я описываю свои.
Одновременно с интересом и (надеюсь, он все-таки присутствует у начинающих учителей, как присутствовал у меня?) азартом, на учителя, только начавшего свою деятельность, сваливается масса трудностей. Требования администрации, бумаги, скандальные родители, неугомонные дети. Как со всем этим справиться?
Для начала мне кажется, что как бы замечательно не учили в педагогических университетах или колледжах, все равно этих знаний не хватает, невозможно вооружить студента всем необходимым багажом для жизни в профессии, этот багаж приходится накапливать самому. Хорошо, если такой учитель попадет в коллектив, где (хотя бы на время) над ним возьмут шефство, помогут разобраться с тем, что писать в журнале, как разрабатывать календарно-тематическое планирование, с кем себя и как лучше вести, в конце концов.
А бывает ведь совсем наоборот — что новому молодому учителю «сваливают» самые трудные классы, дают большую нагрузку, и даже не делают скидку на то, что человеку надо сначала освоиться в профессии...
Второй момент — это конечно же уже измусоленная тема, но придется упомянуть об этом снова — зарплата.
Ну как можно работать за 8 тысяч в месяц? 18 часов в неделю, это 3 полноценных дня по 6 уроков, а, зная, как бывает на самом деле (а на самом деле мало где для учителя делается удобное расписание) это 4 рабочих полных дня — конечно, это очень трудно.
Еще одна, на мой взгляд, весомая трудность молодого учителя зачастую состоит в том, чтобы с самого начала правильно себя позиционировать.
Неуверенный в себе, без опыта, с целым классом ребят, который надо не только учить, но и воспитывать, контролировать. Как правильно вести себя с детьми? Как не перегнуть палку ни в сторону авторитарности и отстраненности от детей, ни в сторону чрезмерной демократичности-лояльности? Как заставить детей элементарно слушаться и уважать? Вот эти вопросы встают перед молодым учителем.
Одна из моих коллег, работая в школе 4й год, до сих пор признается в том, что ей трудно держать дисциплину на уроке, трудно организовывать детей. Да, в университетах учат методике, да, рассказывают о всевозможных формах и методах работы, но ни один преподаватель не даст алгоритм поведения в трудной ситуации, не отработает у студента умение выхода из конфликта... Да и в принципе, надо признать, что практики в учебных заведениях, которые готовят будущих учителей, маловато мягко говоря.
До того, как получить второй свой красный, уже ВУЗовский, диплом, я закончила педагогический колледж. И вот там, да, я получила считаю максимум возможного, и с уверенностью могу сказать, что профессию получила именно там!
Никогда не забуду, как, работая уже 3й год, уже получив диплом колледжа, учась в университете, мне пришлось стать учителем для своей же бывшей одноклассницы, которая решила сразу получать высшее образование, и у которой только-только началась практика и она в полном смысле этого слова не знала н-и-ч-е-г-о о реальной работе учителя. Хотя, конечно, эта тема требует, на мой взгляд, отдельной и более подробной статьи.
Возвращаясь к проблеме молодых учителей, надо отметить, что в этом состоянии (физическом, душевном, моральном, как хотите), «молодой учитель», есть свои прелести!
Ты понимаешь учеников, тебе проще адаптироваться к каким-то изменениям, ты молод и полон энергии, тебе хочется все попробовать, апробировать новые формы работы. Да и вообще, азарта масса! Помню, когда готовила свои первые уроки, у меня не было ни компьютера, ни всяких проекторов под рукой. И ведь резала, клеила, писала, контрольные и проверочные писала от руки каждому, на 20 человек! Сейчас мне это кажется каким-то геройством, но это правда было замечательно!
В общем и целом, в каждой профессии в каждом возрасте есть свои трудности и достоинства, и я думаю, что главная задача, особенно на сегодняшний момент, это поддержка молодых педагогических кадров, помощь им, чтобы старт педагогической карьеры не превратился в финал.