Киевская Русь в исторических судьбах восточных славян
Более тысячи лет назад на просторах Восточной Европы родилось восточнославянское государство, превознесенное отечественными летописцами, описанное византийскими историками, западноевропейскими хронистами и арабскими географами, воспетое в древнерусских былинах и скандинавских сагах. Летописи называли ее Русью и Русской землей, современные историки - Киевской, или Старой Русью.
Древнерусское государство образовалось в конце ІХ ст. вокруг Киева благодаря объединению южнославянских племенных союзов с северными. Постепенно власть киевских князей Олега, Игоря, Ольги и Святослава распространилась на все земли восточных славян, хотя сепаратистские тенденции глав союзов племен и племенных княжений постоянно угрожали единству страны. Лишь при княжении Владимира Святославича (978-1015) и его сына Ярослава (1019-1054) Древнерусское государство преодолело местный сепаратизм и стало относительно единой раннефеодальной монархией.
С самого начала своего существования государство восточных славян было полиэтническим. На его пространствах вместе со славянами жило более двадцати неславянских народов. Древнерусские летописцы сознавали это и учитывали в собственных этноисторических построениях. Описывая племенные объединения в Восточной Европе (ІХ - Х ст.), "Повесть временных лет" сообщает: "На Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по речке Оке, - там, где она впадает в Волгу, - мурома, которая говорит на собственном языке, и черемиси, которые говорят на собственном языке, и мордва, которая говорит на собственном языке". Нестор еще неоднократно будет вспоминать неславянские, преимущественно угро-финские, народы, которые соседствовали с Русью в Восточной Европе.
Неславянские этносы составляли едва ли несколько процентов населения Киевской Руси и не влияли на ее этнокультурные очертания. Государство всегда было и оставалось славянским. Восточные славяне мирно сосуществовали с неславянами. Последние, которые были в основном охотниками и собирателями, переняли от славян более высокую производственную, прежде всего земледельческую, культуру и формы общественной жизни.
Непреодоленность местных культурных особенностей за время существования относительно единого Древнерусского государства (конец ІХ - 30-е года ХII ст.) обозначилась с наступлением удельной раздробленности на Руси в 40-х годах ХII ст. Раздробленность, которая охватила страну, получила в науке название "феодальной", так как ее вызвала эволюция феодального способа производства. Во второй половине ХІ - первой половине ХІІ ст. в стране сформировался класс землевладельцев-феодалов, которые стали большой общественно-экономической, а значит, и политической силой.
Общая поступь древнерусского общества привела к выравниванию социально-экономического развития в центре государства и в его отдельных землях. Ведь во времена существования единоличной монархии Владимира и Ярослава общественно-политическое, культурное и экономическое бытие Руси сосредоточилось в Киеве и вокруг Киева. А в ХІІ ст. поднимаются государственные ячейки других земель: Чернигов и Галич, Владимир-на-Клязьме и Смоленск, Полоцк и Новгород и др. Князья и бояре тех земель считали отягощающей для себя подчиненность Киеву, заботились в основном о собственном благосостоянии и собственных владениях, а не общерусских делах, защите страны от врагов, прежде всего половецких ханов.
Однако Древнерусское государство в 40-50-х годах ХII ст. не распалось и не исчезло, как считали некоторые историки прошлого и современности. Изменилась лишь форма государственного устройства. Сравнительно централизованную монархию изменила монархия федеративная. С середины ХІІ ст. Древнерусским государством совместно управляет группа наиболее влиятельных князей-Ярославичей, которые разрешали собственные споры и решали вопросы внутренней и внешней политики на съездах (снемах). Как и раньше, Киев оставался стольным градом Руси и мечтой каждого видного князя.
Подобный порядок совместного управления Русью (отраженный в летописях и других памятках древнерусских письмен) получил в науке название "коллективного сюзеренитета". Князья - коллективные сюзерены Древнерусского государства - обязывались оборонять его от врагов, за что получали от его главы, киевского князя, владение, "части" (обычно мелкие и символические) в великокняжеском домене, Киевской земле, преимущественно на ее южных рубежах, которые необходимо было постоянно защищать от половецких ханов.
Удельная раздробленность была исторически противоречивым явлением. С центробежными силами взаимодействовали, временами их одолевая, центростремительные. Едва ли не все князья, которые садились на Киевский престол, старались восстановить единое когда-то государство, представляя себя во главе. Одним из важнейших факторов его объединения была половецкая угроза, для отражения которой многим князьям приходилось объединяться вокруг киевского государя.
С середины ХІІ ст. за общерусскую власть с киевскими властителями начали соперничать черниговские и смоленские, галичские и владимиро-суздальские князья. Во второй половине 20-30-х годов ХII ст. в Киеве утвердились потомки старшего сына Всеволода Ярославича Владимира Мономаха и его сына Мстислава - Мстиславичи. Сыны другого Мономашича, Ростислава, расположились лагерем в Смоленске. В конце концов, младший сын Мономаха Юрий (прозванный Долгоруким) основал новую ячейку государственной концентрации в Суздали. Права на Киев отстаивали также дети и внуки старшего брата Всеволода - Святослава Ярославича. Давид и Олег Святославичи закрепились в богатой и роскошной Чернигово-Северской земле, однако не желали удовлетвориться ею.
После смерти Мстислава Мономашича (1132 г.) старший сын Олега Святославича Всеволод соперничает с братом Мстислава Ярополком за первенство на Руси и по его смерти (1139 г.) вокняживается в Киеве. На протяжении следующих ста лет соревнования за Киев между Мстиславичами и Ростиславичами, с одной стороны, и Давидовичами и Ольговичами - с другой, определяют в значительной степени веяния политической жизни Древнерусского государства. С конца 40-х лет ХII ст. в это соперничество вмешивается Юрий Долгорукий, а со временем и его сыны Андрей Боголюбский и Всеволод.
В марте 1169 г., вследствие соревнований за Киевский стол, город заполучила штурмом коалиция южно- и северорусских князей, в которой главную роль сыграли черниговские Ольговичи. Киевская летопись отмечает, что Киев разграбили "смолняне и суждалци, и черниговци, и Олгова (Олега Святославича черниговского. - Авт.) дружина". Тем временем Андрей Боголюбский, который уже тогда стремился поставить Киев в зависимость, послал в поход сына Мстислава и всячески поддержал коалицию.
Именно во времена второй половины княжения Андрея в Суздали и Владимир-на-Клязьме (60-е года - 1174 г.) особенно превозносится эта ячейка государственности на северо-востоке. Боголюбский безуспешно стремился подчинить себе смоленских Ростиславичей, которые в конце 1160-х годов начали играть первую роль в соперничестве за Киев с Ольговичами, тем не менее сам не желал княжить в городе. Через два года после убийства Андрея заговорщиками-боярами владимиро-суздальский престол занял его брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Он воспользовался бесконечной борьбой за Киев между Ростиславичами, Мстиславичами и Ольговичами и взаимного их послабления и превратил свое княжество в сильнейшее в государстве. Всеволод прямо не вмешивался в южнорусские дела, но добился того, чтобы князья избрали его "старейшим" на Руси. Так модифицировалась в конце ХІІ ст. система "коллективного сюзеренитета" над Русью.
На протяжении второй половины ХІІ ст завершается в основном формирование территорий земель и княжеств, которые составляли Древнерусское государство. Образованию таких земельных территорий оказывали содействие отладка и развитие социально-политических, культурных и экономических взаимоотношений между соседями. В Южной Руси это были Киевская, Черниговская и Северская земли, а также Галичская и Волынская (объединенные Романом Мстиславичем 1199 г. в Галицко-Волынское княжество). В Северо-Восточной Руси тесные связи установились между Владимиро-Суздальской и Муромо-Рязанской землями. Процессы консолидации активизировались в конце ХІІ - в начале ХІІІ ст.
Подъем общественно-экономической жизни как в центре, так и на окраинах государства, которая была главной причиной наступления раздробленности, продолжался и во времена ее углубления. И, вопреки послаблению политического единства страны, экономические связи между регионами становились все более тесными. Людность разных древнерусских земель все увереннее производила товарообмен.
Усиление торговых и других отношений между разными регионами Киевского государства логически обусловило объединение нескольких групп земель, связанных в особенности тесными общественно-экономическими и политическими контактами:
1. Новгородская, Псковская, Смоленская, Полоцкая и Витебская;
2. Владимиро-Суздальская, Рязанская, Устюжская и Муромская;
3. Киевская, Черниговская и Северская;
4. Галичская и Волынская.
В этих группах просматривается выделение территорий украинской, русской и, менее выразительно, белорусской средневековых народностей. Нарастание процессов социально-экономической и политической концентрации оказывало содействие потому, что на фундаменте этих групп земель (они с течением времени изменяли состав и территориальные границы) сформировались этнические территории украинской, русской и белорусской народностей. Рядом с экономическими связями между княжествами и землями названных групп оживлялись культурные отношения. Они прослеживаются, в частности, в архитектуре каменных храмов, прикладном искусстве, в быте и обычаях, фольклоре (распространение былин) и т.п..
Киевская, Черниговская, Северская, Переяславская, Подольская, Волынская, Галичская земли, Буковина и Закарпатье стали территориальным основанием, на котором в ХІV-Х ст. сложилась и развивалась украинская народность. А на Средней Надднепрянщине, Киевской земле, образовалось этническое сердце украинского этноса, вокруг которого постепенно сплотилось население других южнорусских земель. Выдающейся была роль Киева в этих процессах. За Средней Надднепрянщиной ранее, чем в других землях, закрепилось название "Украина", которым в более поздний, с ХVІІ ст., стали называть этническую территорию украинского народа.