Этот желанный английский… Как учить, чтобы выучить
Не секрет, что для успешной карьеры, жизни за границей и просто развития кругозора сегодня необходимо говорить хотя бы на одном иностранном языке. Ради овладения этим полезным навыком мы готовы испробовать множество способов — от самообразования до погружения в языковую среду. Какой же правильный? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку универсального способа изучения языка просто не существует.
Если вы уже когда-нибудь изучали язык, наверняка вам знакома ситуация: «учу, учу, а толку нет — неспособный я …». Скорее всего, дело не в вашей неспособности, а в неправильно выбранной методике обучения. Все люди, несмотря на общее строение мозга и единые механизмы памяти, довольно сильно различаются по тому, как реализуются их мыслительные процессы. Работа мозга определяется не только возрастом, физиологией, но и не столь очевидными вещами. Есть правши и левши, у одного — фотографическая память, другой человек — аудиал, то есть воспринимает информацию главным образом на слух, третьему нравятся таблицы. Эти факторы и формируют наши индивидуальные учебные стратегии. Кроме того, очень часто стиль обучения зависит от жизненного опыта, привычек и типа личности человека. Казалось бы, для эффективного обучения надо объединять людей одного типа. Но не все так просто. Допустим, сформированы две группы с учетом психологических особенностей учащихся — интроверты и экстраверты. При изучении лексики и грамматики результаты налицо, но при тренировке устной речи интроверты все молчат, экстраверты перебивают друг друга.
И все же, при совместном обучении вполне возможно найти оптимальное сочетание разных методов обучения. Конечно, занятия с репетитором дают существенное преимущество, поскольку позволяют реализовать индивидуальный подход, когда специалист выявляет личный учебный стиль учащегося и может предложить ему соответствующую программу обучения. При этом результативность обучения зависит не только от профессионализма преподавателя. Для начала ученику нужно самому задаться вопросом, который обязательно грамотный преподаватель поставит: — зачем вы учите язык? Как известно, цель определяет средства, в нашем случае методику. Если вы планируете общаться на бытовые темы в отеле, магазине, ресторане, или учиться заграницей и выражать мысли научным стилем, либо участвовать в переговорах и вести деловую переписку, то именно это и должно стать содержанием занятий.
В подавляющем большинстве целью занятий называют овладение языком как средством общения. Вполне понятно желание свободно говорить на языке как на втором родном. В таком случае обучение иностранному языку заключается в переводе повседневных ситуаций общения в иноязычный код. Учебный процесс, целью которого ставится общение, будет успешным, если в качестве средства обучения также будет выступать общение. Однако в учебных целях язык часто дробится на составляющие — лексику, грамматику, фонетику, а это приводит к языковому барьеру, когда вы пытаетесь что-то сказать. Изучение отдельных структур и фраз пополнит ваш запас, но вряд ли вы станете лучше говорить. И неудивительно. Ведь запоминали вы изолированные конструкции, а хотите участвовать в неподготовленной естественной речи, для чего необходим опыт самостоятельного ведения диалога. Именно применение изучаемого материала в речи позволяет использовать язык как средство общения и готовит к участию в живой речи. Однако применение применению рознь. Что вы скажете, если вам предложат повторять предложения вслед за диктором? Такое упражнение принесет пользу разве что в фонетическом плане.
Чтобы заговорить на языке, нужно перейти от выполнения упражнений к речемыслительной деятельности. И хотя невозможно отменить поэтапное введение языкового материала на начальном уровне, надо стремиться к активной языковой практике для дальнейшего развития. Довольно часта ситуация, когда ученик, казалось бы, весь урок занят делом, работает, а прогресса нет. Последовательное выполнение ряда упражнений, несомненно, выработает у вас знание грамматики и позволит избежать ошибок в контрольных. Но этого ли вы добивались? Спросите себя: что я получил на таком занятии? Целью урока должно быть не выполнение энного количества заданий, а безошибочное использование изучаемой конструкции. Задача обучения заключается в том, чтобы подготовиться к речевой деятельности в реальном режиме общения, когда невозможно заранее составить свое сообщение.
Подведем итоги:
Изучение языка требует систематической упорной работы, как и приобретение любого нового навыка. Активная позиция здесь отводится именно ученику. Ни один самый гениальный преподаватель не сможет помочь человеку, ждущему, когда же ему «загрузят» в голову знания. Программа обучения должна быть направлена на достижение вашей конкретной цели с учетом индивидуальной учебной стратегии. Учеба «просто так» и «как все» не ведет никуда! Простого заучивания лексики-грамматики недостаточно, так как языковой материал — всего лишь средство языка. На этой базе вы учитесь говорить и писать, понимать прочитанное, воспринимать речь на слух. А для этого необходимо как можно больше практики. Идеальный урок должен строиться на определенной лексико-грамматической теме с обязательной отработкой в речи.
Начните изучать язык сегодня и пусть у вас все получится!