Скорей бы закончилась эта адаптация ….или мАшинный театр.
Эта статья может оказаться полезной для тех родителей, чьи дети испытывают сложности В ПЕРВЫЕ ДНИ ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ. Только представьте: первый учитель, ребята-одноклассники, девочки, мальчики да еще так много всего. Такой большой пёстрый хоровод, с кем пойти танцевать, глаза разбегаются? Но стоп, это школа- здесь надо учиться т.е. работать, а танцевать так ещё хочется. Как это совместить, не потерять ощущение праздника, каждый день приходя в школу, настраивая себя на работу? Я сама- обыкновенный школьный психолог, мама самого обыкновенного мальчика, который 2 года назад был первоклассником. Так случилось, что я работаю в той школе, где УЧИТСЯ мой сын. Не могу сказать, что процесс адаптации моего ребенка проходил так, как я этого хотела, но тем не менее, я вдруг обнаружила ( а вернее, вспомнила!) такие полезные приемы, которые помогли моему сыну побыстрее адаптироваться и влиться в школьную жизнь. Когда я шла по коридору мимо его 1 класса ( это был сентябрь-месяц)- моё сокровище выбегало из класса с полными глазами слёз и цеплялось за одежду : «Мам, зачем мне нужна эта дурацкая школа? Когда ты меня заберешь?» Моё сердце обливалось кровью, но холодный разум говорил: « Это такая особенность нервной системы моего ребенка, называется лабильность.» Улыбнувшись ему, говорила: «Потерпи, скоро тебя заберу и мы вместе пойдём домой. Это будет в пять вечера». Я понимала, что новая обстановка, новые ребята, учитель, новые правила и требования школьной жизни могут и должны вызывать мини- (а может и макси!) стресс. У всех детей это проходит по-разному! У моего ребенка это был макси-стресс! И я задумалась: а можно ли сделать так, чтоб мой собственный ребенок чувствовал себя комфортно в школе? Наверное, да… Каждый вечер перед сном я «чесала» ему спинку с рассказами о том, как мы с папой ждали Его, как мы представляли, какими будут Его глазки, ручки, цвет волос, как Он пойдет в школу, будет помогать мне , как будет дружить с ребятами. В свой рассказ я методично вплетала школьные темы ( дружба с ребятами- необходима, учитель всегда рад, когда ты слушаешь на уроке его объяснения, о том, что я никогда не оставлю своего сына в школе поздно вечером (кстати, страхи подобного рода в изобилии присутствуют в период адаптации у многих первоклассников- спасибо увещеваниям недалеких воспитателей и бабушек, которые даже не подозревают о том, что запуганный ребенок- это неуспешный ребенок). Как-то раз (это была вторая неделя сентября) я предложила поиграть в излюбленную игру моего сына- « в машинки», только условие этой игры было такое: одна машинка- это твоя учительница (с которой благодаря моему воображению, происходят разные интересные ситуации), вторая машинка- это ты сам, и третья машинка- это твой друг, которого ты сам придумаешь (почему-то это был вымышленный озорник Витя!). Мы катали их по полу, врезались друг в дружку, мчались наперегонки по проложенным лабиринтам из деревянного конструктора… и учились проживать школьные ( и не школьные тоже!!!) ситуации. «Ай, спасите меня, кто-нибудь, эй, Андрюша, Витя, киньте мне спасательный круг!»- так кричала «машинка-учительница», когда сама же (!!!) спрыгнула с края дивана в придуманное озеро и беспомощно там барахталась. Естественно, оба друга мчались на помощь своей учительнице, которую, благополучно спасли, потом везли домой под руки (у машин открываются двери, поэтому везли « под руки»). Или ситуация «в магазине», когда та же самая «машинка-учительница» ни с того ни с сего накупила неподъёмную кучу продуктов и ей непременно требовалась помощь в доставке всей этой провизии до дома!... Конечно, «машинка –учительница» сердечно благодарила спасителя-Андрюшу и его друга и …лицо моего сына светилось от радости, что он сумел помочь Миру . (а также побывать в «ситуации успеха»-прим. мамы) Ситуаций с машинками было много: это и поведение в школе, когда хулиганам делали замечание, а в пример ставили примерное поведение одного из друзей ( поровну- Андрюшу и- Витю!), и ситуации с ответом у доски и с места, и ситуации, где поощряется дружба, и даже ситуации, где друзья должны выбрать честность , несмотря на страх и на то, что «злыми» силами поощряется ябедничество («злыми силами» у нас была Баба-Яга и мафия, ха-ха!!). Через месяц таких игр мой сын уже спокойно встречал меня в коридоре школы и с улыбкой на лице рассказывал: «Мам, а у нас сегодня было то-то и то-то» и как бы между прочим спрашивал: «А ты не забыла, что мы уйдём из школы в пять?» (Почему-то он не был уверен до конца, что я не забуду забрать его из школы, ха-ха!) Вся прелесть таких игр заключается в том, что ребенок проживает «некомфортные» ситуации из жизни в игре, происходит катарсис, высвобождение негативных , неотработанных эмоций. Получает необходимый опыт, пример, как надлежит выходить из каких-либо ситуаций, ну, и конечно, ПРИНЯТИЕ, которое так необходимо всем людям без исключения. Также я попробовала игру, которую я назвала «Мышки». На палец надевала какую-либо игрушку (можно Мышку из пальчикового театра) и ТОЛЬКО интонацией и СЛОГОМ я разговаривала со своим сыном. «Как думаешь, что сейчас мышка говорит своему сыну (сыну- потому что должно быть отождествление ребенка с детенышем персонажа, который подходит по полу и возрасту): «пи-пи-пи…(интонация ласковая, игривая), а теперь? «пи-пи-пи…(интонация такая, словно даю наказ) и т.д. Все подобные игры моментально увлекают ребенка, контекстно происходит воспитание через игру. Да, и родителям безусловно идет на пользу такое общение с детьми, ведь, не забывайте, что в основном, родители передают информацию о способах коммуникации в жизни. Не могу не упомянуть про совместный просмотр телевизора или DVD- плеера. Парочка занимательных мультиков с обязательным комментарием (о доброте, о взаимовыручке, о необходимости прощать, о трудолюбии и помощи людям)- непременное условие правильного взросления ребенка.
Если я видела, что что-то не так с настроением сына, я брала свое «волшебное зеркальце» и просила у него: « Расскажи мне, зеркальце, почему у моего Андрюшки такое настроение? Что?..Так-так…а потом?...Да ты что….и прямо на ногу?... а он его? М-м-м….» (делала вид, что ухом слышу неуловимое повествование) Мой сын сидел ошеломленный от того, что я все «знаю» про происшествия в школе, потому что хотя бы одно слово из моего монолога было «в точку» и вот тут процесс начинался. «А ты знаешь, что он меня первым толкнул? А потом еще по макушке дал? Знаешь, как обидно было?…» «Да, сын, знаю, когда не можешь ему ответить тем же- это очень обидно! А что было дальше?»(Озвучить в этот момент чувства ребенка-это бесценно!- прим. мамы) Конечно, я не упускала возможность объяснять, что люди бывают разными, и нам придется жить в таком разном обществе. Но если мы вместе-то любая ситуация разрешима.
И еще один прием, который очень помог моему сыну в первый месяц в школе. Я предложила своему ребенку выбрать мою маленькую фотографию, которую он мог бы достать из портфеля, когда ему захочется меня увидеть. Момент выбора фотографии я снабдила рассказом о том, что когда он будет смотреть на неё - я в это время буду чувствовать это и мысленно давать ему свое тепло. Как потом рассказывала учительница- ему это заметно помогало справиться со своим настроением («Смотрю, сник Андрюха, полез в портфель, достал фотографию, поставил на подставку, посмотрел-посмотрел, погладил, убрал и снова включился в урок…» ) Многие родители спрашивают, можно ли давать ребенку в школу сотовый телефон? – Лучше с собой не давать. Ребенок хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым взрослым, если у него есть возможность постоянного контакта с родителями (подмечено мной и воспитателями группы продленного дня!) Вот в общем-то все нехитрые приёмы, которые помогли нам справится с таким простым и сложным одновременно периодом- адаптацией. Удачи вам, и знайте, что тот, кто готов искать, как помочь своему ребенку, тот уже стоит на пути под названием «Родительская мудрость».
Помни, ребенок! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!