Преодоление тревожности у подростков посредством смехотерапии
Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог».
Важнейшее условие здорового образа жизни и гармоничного психического развития являются оптимистический взгляд на мир и чувство юмора. В настоящее время существует немало психотерапевтических методов регуляции эмоциональных состояний. Большинство из них требует специальных индивидуальных или групповых занятий. Одним из наиболее доступных способов улучшения эмоционального состояния является смехотерапия. Смехотерапия способствует жизнерадостному мировосприятию. Смех абсолютно естественен, а значит безвреден. У него нет негативных побочных явлений. Смех разворачивает человека на позитивное восприятие жизни. Уходят страхи, переживания, тревоги. Оздоровление и восстановление происходит без лекарств. Каждый человек умеет смеяться. Только он часто и по разным причинам зажимает в себе эту способность. Благодаря смехотерапии подростки учатся максимально открываться смеху, доверять ему, как хорошему, верному другу.
В качестве объекта нашего исследования выступила проблема эмоциональных нагрузок (тревожности) у подростков.
Предметом исследования является преодоление тревожности у подростков посредством смехотерапии.
Целью нашей работы является изучение метода смехотерапии и его воздействие на преодоление тревожности у подростков.
Гипотеза исследования состояла в том, что посредством специально подобранных упражнений и заданий, основанных на юморе (смехотерапии), можно способствовать преодолению тревожности у подростков.
Мы предполагаем, что работа по преодолению тревожности посредством смехотерапии у подростков будет успешнее, если: 1. Изучить теоретические аспекты проблемы тревожности у подростков. 2. Выявить особенности тревожности детей. 3. Разработать предписания с использованием смехотерапии (юмора и ее элементов) по преодолению тревожности у подростков.
Базой исследования явилась средняя школа №7 г. Красноярска с углубленным изучением отдельных предметов. В исследовании приняли участие 25 школьников в возрасте 14-15 лет (ученики девятых и десятых классов, посещающие занятия с психологом).
Практическая значимость работы состоит в том, что её результатами могут пользоваться учителя старших классов, а также школьные психологи в своей педагогической деятельности для более эффективной, работы с детьми, имеющими проблемы с эмоционально-волевой сферой и испытывающими чрезмерные психоэмоциональные нагрузки.
Александр Иванович Захаров считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний. Степень тревожности, испытываемая подростком, непосредственно связана со стилем его воспитания, как отмечала Алла Семеновна Спиваковская.
Чувство юмора - это и эмоциональное переживание, и один из способов, на наш взгляд, познания ребенком сложного мира взрослых. Именно с помощью чувства юмора мы маскируем свои потребности и интересы, сами того не подозревая. Именно поэтому исследование этого феномена, особенно на подростковом возрасте может помочь в понимании многих трудностей и особых забот подростков.
Что касается юмора, то до настоящего времени психология юмора как самостоятельная область исследований пока что не сложилась. Тем не менее, некоторые интересные и полезные в практическом отношении факты получены.
Американские ученые Шэйвер и О'Коннор в качестве одного из способов борьбы со стрессом называют изменение отношения к проблеме и предлагают, в том числе попытаться найти в стрессовых ситуациях смешные стороны. Можно также вспомнить советы Дейла Карнеги, который знает, как обрести уверенность в себе и научиться радоваться жизни. По его мнению, отрицательные эмоции выступают причиной многих психических заболеваний, в то время как освобождение от них приводит к душевному спокойствию и счастью. Иногда полезно, считал Дэйл Карнеги, заставить себя улыбаться.
На умение посмотреть на ситуацию с разных сторон, в том числе и с юмористической, обращали внимание не только представители науки, но и деятели культуры и искусства. В пользу этого свидетельствуют, например, шаржи и комиксы. Русской писательнице Надежде Александровне Тэффи принадлежат строки: «и если черная над нами встала тень — мы смехом заглушим свои стенанья».
Абрахам Маслоу, создатель теории самоактуализации, провел исследование «хороших человеческих существ», которые отвечали двум основным требованиям: во-первых, у них не было неврозов и других личных проблем; во-вторых, они успешно применяли свои таланты. Маслоу удалось выделить характерные черты самоактуализирующейся личности, в числе которых — философский незлобный, доброжелательный юмор.
Таким образом, польза смеха и юмора вроде бы сомнений не вызывает. «...Ибо смех есть радость, а по - сему сам по себе — благо» — эти слова Спинозы заключают в себе главную мысль всего вышесказанного.
Однако следует отметить, что это лекарство хорошо в умеренных дозах как средство отвлечения внимания от неприятного и расслабления детей на уроках. Если же урок представляет собой сплошную смехопанораму и ученики порой забывают, что пришли в школу за знаниями, а не развлечениями, то в этом случае смех перестает быть благом. Очевидно, что из лекарства он превращается в свою противоположность и мешает успешному протеканию учебного процесса.
Также следует обратить внимание на выбор объектов для смеха. Таковыми не могут выступать ни недостатки внешности человека, ни неловкие движения, вызвавшие боль, ни тем более события, близкие к трагическим. Это уже вряд ли можно назвать смехотерапией. Смешно должно быть всем, в том числе и тому, над кем смеются.
Еще 2000 лет назад Гиппократ отмечал в одном из своих сочинений пользу смеха и рассматривал его как лечебное средство. Лев Толстой утверждал, что смех рождает бодрость, а Максим Горький писал, что «умный смех — превосходный возбудитель энергии». Несколько веков назад живший в Париже доктор Галли Матье практиковал лечение при помощи не только лекарств, но и шуток, забавных рассказов и веселых песен. Как правило, его пациенты выздоравливали быстрее, чем у других врачей.
Идея о том, что смех можно использовать в медицинских целях, в начале 70-х годов пришла в голову американскому журналисту Норманну Казинсу - «человеку, рассмешившему смерть». Он смог излечиться от тяжелого заболевания костей благодаря тому, что на протяжении нескольких недель все время бодрствования смотрел кинокомедии. С этого момента смехотерапия стала стремительно развиваться как в Америке, так и в Западной Европе, а сейчас становится популярной и в России.
Наука о смехе — геотология — утверждает, что смех положительно влияет на физиологию человека. Сегодня смехотерапия практикуется психологами во всем мире.
Профессор Род Мартин изучает смех с 1979 года, из университета Западного Онтарио в Канаде. По мнению Мартина, у юмора имеются в повседневной жизни две главные функции: улучшение отношений между людьми, к примеру, при помощи шутки можно разрешить конфликт, а также — снятие стресса, то есть, возможность посмеяться над угрожающими вещами. В обоих случаях юмор может использоваться здоровым или нездоровым способом.
Потому-то юмор гораздо сложнее, чем мы думаем, убеждён Мартин. В то же время о юморе сказано немного. Нельзя не упомянуть книгу Зигмунда Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному». Зигмунд Фрейд был одним из первых исследователей, рассмотревших юмор в качестве защитного средства. «Защитные процессы, – пишет он, – являются психическими коррелятами рефлекса бегства и преследуют цель: предупредить возникновение неудовольствия... Юмор может быть понят как высшая из этих защитных функций». Объясняя место шутки, каламбура в логике неврозов, Фрейд считал, что следующий за ними смех разряжает напряженность, созданную ограничениями со стороны социальных норм. Такая разрядка вызывает чувство удовлетворенности, хотя бы и временное, у участников конфликта и способствует разрешению проблем. «У всякого глупца хватает причин для уныния, и только мудрец разрывает смехом завесу бытия» (Исаак Эммануилович Бабель). Абрахам Маслоу включил обладание чувством юмора в перечень характерных особенностей самоактуализирующейся (высокоразвитой) личности.
На психологическом уровне конфликта утверждение о полезности юмора и смеха подтверждается жизненным опытом многих поколений. «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания Вас повесить», – утверждал Бернард Шоу. Юмор и смех, как правило, ведут к сублимации конфликта. Но острота ситуации, несомненно, ослабевает.
Инструмент юмора — это шутка. Обычно удачно придуманная шутка снимает напряжение, уныние или страх. В этом случае отношения людей укрепляются ещё больше. В противном же случае шутка, особенно сказанная на публике, воспринимается как личная обида и способствует возникновению неприязненных отношений между людьми. Такова психологическая основа доброго смеха.
Наша исследовательская работа, направленная на преодоление тревожности у подростков, проводилась в несколько этапов: на первом её этапе, проанализировав психолого – педагогическую литературу по теме исследования, мы выявили сущность тревожности и его уровни. На основе психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что можно выделить несколько уровней тревожности. Нами были рассмотрены возрастные особенности старшего подросткового возраста и пути преодоление тревожности именно у них.
На втором этапе с помощью наблюдений, беседы с подростками, определили уровни тревожности. Мы считаем, что необходимо знать исходный уровень тревожности у подростков. Для этого нужно овладеть методикой диагностической работы, научиться пользоваться данными диагностики. После диагностического исследования тревожности у учащихся 9-го класса были разработаны специальные предписания по преодолению тревожности. Исходя из представления о сущности тревожности у детей подросткового возраста, для изучения тревожности мы применяли методику «Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева)», которая позволяет выявить уровень тревожности. Методика является модификацией опросника Ч.Д.Спилбергера (STPI – State Trait Personal Inventory) адаптированной А.Д.Андреевой в 1988 году, также проводили анкетирование, беседу-опрос и «ТЮФ», разработанный А.Г. Шмeлeвым и В.С. Бабиной.
Третий этап нашей работы был посвящен конкретному изучению, как влияет специальные занятия с использованием элементов юмора, да и сами шутки на снижение тревожности. В течение года с подростками проводились занятия по данным предписаниям, после чего был проведен контрольный этап исследования тревожности школьников. Лучшими помощниками в работе стали: сюжеты известных шуток, путешествие по комедиям, весёлым историям и т.д. Целенаправленно использовались шутки на занятиях, что способствовало научению детей замечать проявление психологических фактов, явлений, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своём поведении и поведении окружающих. Структура занятий включала следующие типы работы: рассказ, игру, беседу, чтение специально подобранных шуток. На занятиях подростки играли, рассказывали о себе, свободно выражали себя в рисунке, размышляли вслух, выполняли индивидуальные и групповые задания, разыгрывали сценки, разгадывали загадки, слушали и обсуждали шутки, участвовали в конкурсах.
На четвертом этапе, в ходе дальнейшего исследования мы нашли подтверждение нашей гипотезе.
По результатам проведенного исследования видно, что показатели адекватной тревожности у учеников десятого класса явно изменились по сравнению с результатами, которые были выявлены у учеников, когда они обучались в девятом классе. Таким образом, мы доказали, что включение специальных занятий с использованием смехотерапии и её элементов действительно позитивно влияет на преодоление тревожности.
Как мы поняли, что самый простой и эффективный способ в преодолении тревожности у подростков – это развивать и поддерживать чувство юмора посредством смехотерапии. Мы завели традицию (обычай) устраивать «час юмора» в своём классе, чтобы все члены класса обменивались шутками и веселили друг друга. А в итоге, юмор снижает уровень тревожности, объединяет людей, помогает справиться с трудностями, побороть страх, разрешить конфликтные ситуации. И уже подростки показывали взрослым, как надо вести себя в затруднительных ситуациях. На занятиях, с использованием смехотерапии, мы помогали отличить «хороший» (добрый) юмор от «плохого» (злого).
Подростки научились понимать, что слова могут быть намного обиднее, чем оскорбление действием. Шутки, которые высмеивают принадлежность к другой расе, религии, этнической культуре, физические недостатки, не поощрялись ни при каких обстоятельствах.
Нами были выведены лишь некоторые проблемы преодоления тревожности и предложена практически проверенная методика - смехотерапия. Надеемся, что наш опыт побудит подростков к собственным размышлениям, поискам эффективных методов и форм работы, направленных на поддержание психического (эмоционального здоровья) и достижения личной зрелости.
Смех наиболее соответствует возрастным особенностям подростков, а «жизнерадостность – это не только признак здоровья, но еще и самое действенное средство избавления от болезней» (А. Смайсл).
По мнению физиологов, человек не должен позволять своему мозгу «привыкать» к неприятностям. Г. Селье настойчиво рекомендует стремиться забывать о «безнадежно-отвратительном и тягостном». Необходимо, как можно чаще создавать себе пусть маленькую, но радость, уравновешивающую пережитые неприятные эмоции. Необходимо сосредоточивать внимание на положительных моментах своей жизни, чаще вспоминать приятные минуты прошлого, планировать действия, которые могут улучшить положение. Способность находить радость в жизненных мелочах присуща оптимистам. Вообще следует отметить, что психологический тип личности долгожителя оптимиста такими чертами, как доброжелательность, отсутствие чувства непримиримого соперничества, враждебности и зависти.
Девиз всех наших встреч: «Раз смешинка в рот попала - то не все еще пропало!». Тема серии занятий была: «Настройся на положительные эмоции». Подростки смеялись: рассказывали курьезные истории, слушали хохот - «мешочек смеха», смотрели фрагменты комедий, слушали забавные юморески, песни, мажорные эстрадные выступления.