Понятие, значение и теории памяти 1.Память лежит в основе способностей человека 2.Это условие научения и приобретения знаний. 3.Способность к получению и хранению жизненного опыта. Памятью обладают все живые существа. У животные выделяется генетическая память ,которая передается по наследству и механическая, которая появляется в течении жизни. В основе памяти лежит возникновение нервных связей – ассоциаций. Память – это запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Основные теории, изучающие память 1.Учение об ассоциациях Авторы – Мюллер, Эббингауз, Джеймс, Аристотель, Сеченов, Павлов Ассоциация – это временная связь, возникающая в результате действия двух или нескольких раздражителей. 2.Гештальт психология Динамика запоминания. Актуальное в данный момент времени состояние создает у человека установку на запоминание. Эта установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводиться материал. 3.Бихевиаризм Главное внимание уделяли роли подкрепления. Чтобы успешно выучить материал, следует его подкреплять. 4.Теория деятельности Авторы – Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Гальперин, Смирнов, Запорожец. Важная роль – связь памяти с мышлением. Если уделять внимание развитию мышления, то будет развиваться и память. И наоборот. 5.Эббингауз 1.Простые события в жизни, которые производят сильное впечатление запоминаются сразу и надолго. 2.Предварительный повтор материала экономит время. 3.Эффект края – информация в начале и в конце легче запоминается. 4.То чем человек интересуется, запоминается быстро. 5.Редкая, необходимая информация тоже запоминается быстро. 6.Закон забывания -в первый час забывается до 60% информации -через 6 дней – около 20% 6.Зейгарник Проводила исследования, связанные с изучением памяти. При выполнении задания у испытуемого есть потребность закончить его. Курт Левин назвал данную потребность квазипотребностью.