Первое, что появляется в жизни каждого человека, — это другой. Человек приходит к пониманию и осознанию самого себя, уже имея опыт существования других и сосуществования с ними. Более того, самосознание становится возможным только благодаря тому, что другие люди относятся ко мне, а я отношусь к ним. Человек видит себя в другом и строит образ себя через отношение других людей. Воспринимая другого человека, я не могу игнорировать тот факт, что он тоже воспринимает меня, что я для него существую. При этом я знаю и вижу, как он меня воспринимает и как он ко мне относится. Это отношение может быть различным — симпатия или враждебность, интерес или безразличие — но оно всегда есть, а значит, оно взаимно. Следовательно, я вижу себя в другом, или свое другое «Я» (alter ego). Человек имеет острую потребность быть отраженным в другом, полнить подтверждение и утверждение своего «Я» в другом, стремится быть увиденным и услышанным. В этом принципиальное отличие межличностных отношений от любых других. Ни камни, ни деревья, ни насекомые не знают обо мне ничего и никак ко мне не относятся, ничего не могут сказать обо мне. В случае другого человека отношение всегда взаимно — я неизбежно воспринимаю (или приписываю) ему какое-либо отношение ко мне и, значит, узнаю себя в другом. Взаимный характер отношения и действия (взаимодействия и взаимоотношения) становится возможным благодаря тому, что другой подобен мне, т.е. у него, как и у меня, есть свое, хотя и другое «Я». Причастность к этому другому «Я», эмоциональная идентификация с ним делает возможным выход за пределы своего индивидуального опыта (трансценденцию), ощущение единства с другим и феномены сопереживания (сочувствие, сорадование, сострадание и пр.). Открытость другому, способность проникать в него, учитывать его и считаться с ним — важнейшая способность и необходимое свойство человека. Он относится к другому, предполагая в нем его собственные (а не свои) желания, переживания, отношения, словом, его собственное «Я». Взаимосвязь отношения человека к другому и к самому себе — важнейшая особенность межличностных отношений. Человек видит себя в другом, и в то же время воспринимает и переживает другого в себе. Познание себя и другого всегда взаимосвязаны и составляют главное и специфическое содержание потребности в общении с другими людьми (М.И.Лисина). Таким образом, в отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его «Я». Это отношение не может быть только объективным, познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другим всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе. Именно поэтому межличностные отношения (в особенности с близкими людьми) практически всегда являются эмоционально напряженными и приносят самые яркие переживания (как позитивные, так и негативные). Самосознание человека включает два начала — субъектное и объектное, или личностную и предметную составляющие. В центральном ядерном образовании содержится непосредственное переживание себя как субъекта, которое определяется единством внешней направленности субъекта и представленности его «Я». Человек воспринимает и осознает себя через свое отношение к другим людям, к какой-либо деятельности или к отдельным объектам действительности. Значимые для него стороны действительности приобретают субъективную значимость, личностный смысл, вызывают определенные эмоциональные переживания, с которыми связано чувство «Я» или «образ Я». «Я» осознается как источник определенных переживаний и действий. В таком осознании берет начало личностная составляющая самосознания, которая обеспечивает человеку целостное ощущение себя как источника своей воли, своей активности, своих переживаний. В отличие от этого предметная составляющая включает частные, конкретные представления субъекта о себе, своих способностях, возможностях, достоинствах и недостатках. Она состоит из набора конкретных и конечных качеств, которые принадлежат человеку (Я — умный, образованный, честный и пр.) и образуют так называемый «образ Я», или предметную (или объектную) составляющую самосознания. Хотя эти два начала неизбежно присутствуют в самосознании каждого человека, степень их выраженности в каждом конкретном случае может быть различной. Одни люди осознают себя главным образом через то, что (или кого) они любят, что хотят или могут сделать, что они чувствуют при встрече с теми или иными явлениями. Другие сконцентрированы преимущественно на своих конкретных качествах — уме, красоте, общественном положении, профессиональном статусе и пр. При встрече с другими людьми происходит проекция, перенос своего самосознания и самоощущения на другого. Даже в этимологии слова «отношение» заложено содержание этого процесса: «я отношусь» означает «Я отношу самого себя». В этом отношении к другому также существует два начала. С одной стороны, мы в той или иной степени относимся к другому (особенно к любимому), как к уникальной личности, обладающей абсолютной ценностью, которую нельзя свести к каким-либо конкретным признакам и качествам. Мы любим своих близких независимо от их достоинств и особенностей поведения. С другой стороны, мы всегда воспринимаем и оцениваем другого человека как некоторый предмет, опираясь на его поведенческие характеристики, его социальный статус, успехи в деятельности, его слона и поступки, наличие у него каких-либо вещей и пр. Таким образом, отношения людей основаны на двух противоречивых началах — личностном и предметном. В личностном типе отношений другой принципиально несводим к каким-либо конечным, определенным характеристикам; его «Я» уникально, бесподобно (не имеет подобия) и бесценно (обладает абсолютной ценностью); он может быть только субъектом общения и обращения. Личностное отношение порождает внутреннюю связь с другим и разные формы сопричастности (сопереживание, сорадование, содействие). В предметном типе отношений другой человек является предметом сравнения с собой. Его можно анализировать (раскладывать по частям), оценивать его отдельные достоинства и недостатки, использовать его возможности в своих интересах и пр. Предметное начало задает границы себя и другого, подчеркивает отличие людей, их обособленность, что порождает разные формы противопоставления: конкуренцию, соревновательность, отстаивание своих преимуществ. В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «перетекают» одно в другое. Очевидно, что человек не может жить без сравнения себя с другим и без использования других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведены только к конкуренции и взаимному использованию. Главную проблему человеческих отношений составляет эта двойственность положения человека среди других людей. Каждый человек так или иначе чувствует свою причастность к другим людям, и в то же время противопоставлен им: постоянно оценивает их, сравнивает с собой и использует в собственных интересах. Между тем преобладание того или иного начала в отношении к другим зависит от особенностей самосознания конкретного человека и от его возраста. Развитие межличностных отношений детей в дошкольном возрасте представляет собой сложное переплетение этих двух начал в отношении ребенка к себе и к другому. Рассмотрим, как изменяется отношение ребенка к другим детям на протяжении дошкольного возраста.