Поднимая вопрос опасности курения в детском и подростковом возрасте, гораздо чаще внимание уделяют медицинским аспектам этой проблемы. При этом о вреде курения для школьников с точки зрения успехов в учебе и социализации говорится вскользь, то есть они подразумеваются, но не конкретизируются.
А ведь курение для детей школьного возраста — серьезный фактор, прямо и косвенно создающий массу проблем, типичных именно для детского и подросткового школьного возраста.
1- 4 классы
Школьники младших классов еще не обладают в полной мере физиологическими способностями к обучению. Это возраст (6-10 лет) — время созревания некоторых отделов головного мозга и нервной системы, которые в дальнейшем будут собирать, накоплять, анализировать, систематизировать и в нужное время правильно использовать полученную информацию.
Вот почему дети раннего школьного возраста неусидчивы, не всегда правильно и в полном объеме понимают значимость выполнения домашнего задания, а в процессе учебы для них важен соревновательный и развлекательный элементы.
Никотин, влияя на нервную систему, излишне активизируя ее, а также нарушая деятельность гормональной сферы, вызывает у детей состояние постоянного нервно-психического возбуждения, совершенно не сочетающееся с требованиями школьной дисциплины.
В этом случае о вреде курения для школьников свидетельствуют проблемы с поведением школьников, которые не поддаются корректировке даже после периода адаптации к условиям детского образовательного учреждения.
Средняя школа
Отставание в учебе, проблемы с концентрацией внимания, запоминаемостью, воспроизведением информации в младших классах усугубляются в средней школе. База практически отсутствует или эти базовые знания начальной школы деформированы.
Обучение в средней школе не представляет возможным корректировку нарушений, имеющихся у детей, постоянно подвергающихся воздействию табачного дыма – на это попросту не хватает времени ни в школе у педагогов, ни дома у родителей.
Дети отстают в учебе, но при этом не имеют показаний для обучения в специализированной школе, а программа массовой школы им явно не по плечу. И здесь прослеживается вред курения для школьников — хронически суженные сосуды головного мозга не доставляют к его отделам достаточного количества питательных веществ, вызывая нейролептический синдром, характеризующийся постоянной сонливостью, астенизацией, трудностями в учебе.
Выпускные классы
Старший школьный возраст сам по себе сложен как период взросления, становления личности. О том, как трудно проходит этот период знают все. Еще сложнее протекает он у подростков и юношей, страдающих наркотической зависимостью, в том числе никотиновой.
Личность человека не может гармонично развиваться, если доминирует мысль о том, где достать сигареты, как избежать наказания от педагогов, как «отделаться» от нравоучений родителей. Это один из аспектов негативного влияния любого патологического пристрастия.
В период пубертата, резкого скачка в физическом развитии, во время полового созревания организм затрачивает колоссальное количество энергии на поддержание этих процессов. У курильщиков же часть энергии вынуждено тратится на борьбу с хронической интоксикацией и на восстановление организма от токсического влияния никотина.
Вред курения для школьников в этом случае тотальный: страдают и физические и психические функции. Естественно, что такое неблагополучие в старшем школьном возрасте сказывается на дальнейшей жизни.
Под угрозой в первую очередь органы дыхания, сосудистая система, состояние кожи, умственные способности, физическая выносливость, либидо и сексуальная жизнь, деторождение.
Тема о вреде курения для школьников практически бесконечна. Фактически это острейшая медико-социальная стрела, направленная в очень уязвимую мишень — будущие поколения. Но, увы, попустительское отношение со стороны родителей, педагогов, медиков и социальных служб не позволяет надеяться, что в ближайшее время что-либо кардинально изменится.