Организация групповой тренинговой работы с агрессивными детьми.
Проанализировав психологические особенности младших школьников, влияющие на групповое взаимодействие (значимость мнения и принятия сверстников; наличие волевой регуляции; появление более устойчивой самооценки; способность к рефлексии; умение проявлять сопереживание и сочувствие другому), мы пришли к выводу, что социально-психологический тренинг — наиболее эффективный способ коррекции агрессивности. Поэтому вопросы о тренинге как методе коррекции агрессивного поведения детей, об организации групповой работы хотелось бы обсудить отдельно.
Психологу важно понимать принципы и внутренние механизмы работы группы, роль личности самого тренера. Формирование положительных личностных качеств ребенка через соотнесение его поступков с нравственными эталонами будет эффективным, если ведущий общается с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что его подопечный не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону, это придает желаемое направление дальнейшего развития его личности. Поведение ребенка становится устойчиво правильным. Психологический смысл происходящего в процессе тренинга состоит в том, что ребенок самостоятельно (хотя и при поддержке взрослого) обретает чувство ответственности за свои поступки. Как уже отмечалось ранее, детям младшего школьного возраста свойственно испытывать потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка.
Преимущества групповой работы Используя материалы исследований Лакина (см. Рудестам, 1998), можно выделить пять процессов, которые, по его мнению, являются общими для психокоррекционных групп: группа облегчает выражение эмоций; создает чувство принадлежности к коллективу; побуждает к самораскрытию; знакомит с новыми образцами поведения; позволяет сопоставить личностные особенности отдельных членов группы.
Наиболее полно, на наш взгляд, преимущества психокор-рекционной работы в группах отражены в книге К. Рудестама (1998). Мы попробовали соотнести его классификацию с опытом работы по программе, приведенной в этой книге. Хотя очевидно, что любой ребенок, находясь в группе, получает меньше внимания, чем при индивидуальной коррекционной работе, существует ряд причин, которые обуславливают развитие и успех групповых занятий. Группа отражает общество в миниатюре. Жизнь человека — явление социальное. Во время учебы или игры ребенок испытывает потребность вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, делиться впечатлениями. Коррекционная группа оказывается обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и придающим большую правдоподобность искусственно создаваемым отношениям. В ситуациях общения агрессивный ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки здравому смыслу. Конформное поведение, следование за сверстниками становится типичным для детей младшего школьного возраста, а тем более для агрессивного ребенка. Это проявляется в школе на уроках, в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях. Ребенок стремится утвердить себя среди одноклассников, пытается заслужить одобрение и симпатию взрослых и сверстников. Это является одним из основных мотивов его поведения, И естественно, ведущему следует использовать эту особенность детей в своей работе. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. В тренинговой работе ребенок обнаруживает, что его проблемы не уникальны, другие тоже переживают сходные чувства. Для многих ребят подобное открытие само по себе оказывается мощным коррекционным фактором. Группа дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В повседневной жизни далеко не все агрессивные дети имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь от людей, которые хорошо понимали бы их переживания. Преимущество группы состоит в возможности получить отклик и поддержку от детей с похожими проблемами или имеющими положительный опыт их решения. В процессе взаимодействия в группе ребята начинают понимать ценность другого человека. Большинству агрессивных детей свойственна негативная самооценка. Обострение критического отношения к себе является возрастной особенностью, тем более в ситуации, когда ребенок имеет еще и эмоциональные проблемы. Все это актуализирует у детей потребность в общей позитивной оценке своей личности окружающими, как взрослыми, так и сверстниками. В группе человек может приобретать новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в обычной жизни эксперименты со своим поведением всегда связаны с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то в дружественной и контролируемой обстановке, в атмосфере принятия тренинговой группы агрессивный ребенок усваивает новые знания, использует различные стили поведения и получает позитивный опыт взаимодействия с другими ребятами. Ведущий может работать на подражательной идентификации, используя механизм отождествления ребенка со значимыми положительными персонажами. Подобная ориентация на правильность как соответствие некоему образцу (поведения, чувства, действия) делает детей этого возраста сен-зитивными к освоению соответствующего поведения. В группе участники могут идентифицировать себя с другими. Здесь у ребенка есть возможность «сыграть» чужую роль, что помогает ему лучше понять как себя, так и других людей, и помимо этого позволяет познакомиться с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют снятию эмоционального напряжения, развитию самосознания. В группе можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом группового взаимодействия, ребенок сопоставляет себя с активными участниками и использует результаты этих наблюдений при оценке своих эмоций и поступков. Множество обратных связей помогает осознать личностные особенности, позволяет оценить собственное поведение и установки. Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа. Групповая форма работы имеет и экономические преимущества. Она позволяет охватить большое количество детей, которым требуется поддержка и профессиональная помощь психолога. Стадии развития группы
Важный аспект групповой работы — динамика развития детской группы. В своей работе я опиралась на исследования Л.М. Митиной (см. Бачков, 1999), которая предложила модель конструктивного изменения поведения, включающую различные стадии и процессы, происходящие на каждой из них. Митина выделяет четыре стадии изменения поведения участника тренинга: подготовка, осознание, переоценка, действие. Модель объединяет основные процессы изменения: мотиваци-онные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IVстадия). I стадия — подготовка В тренинговой группе для эффективной работы необходим подготовительный этап, который включает в себя решение нескольких задач: формирование группы, знакомство детей друг с другом; снижение тревоги, возникающей из-за необходимости что-то говорить о себе; создание безопасной, основанной на взаимном доверии атмосферы в группе; введение правил работы в группе. Иногда для прохождения первой стадии группе достаточно одного-двух занятий, иногда требуется посвятить этому около четырех-пяти занятий. Это связано с тем, насколько ребята подготовлены к предстоящей работе и к изменению своего поведения. На этом этапе в зависимости от состояния и поведения группы ведущий применяет различные тактики: предварительная индивидуальная работа с участниками тренинга; помощь в расслаблении, избавлении от напряжения, создание атмосферы открытости, доверия, психологической безопасности (игры, направленные на знакомство»; на установление контакта; на ауторелаксацию); введение заданий {больших психологических упражнений-испытаний, например, «Кораблекрушение», «Катастрофа в пустыне» и т.п.), которые позволили бы показать участникам те сложности в их поведении, над которыми предстоит работать: отсутствие навыков эффективной коммуникации, нахождения совместных способов решения проблемы и т.д. (если члены группы с самого начала чувствуют напряженность, настроены скептически).
Уже на этой стадии почти каждое упражнение сопровождается индивидуальной и групповой рефлексией, в результате которой ребята имеют возможность задуматься над содержанием упражнений, проанализировать результаты индивидуальной и совместной деятельности. Часто напряженность в группе не исчезает, а даже нарастает на втором-третьем занятии («Зачем нас здесь собирают?», «Почему именно нас?», «Какой ерундой мы здесь занимаемся!» и пр.). В развитии тренинговой группы возникает кризис — отреагирование агрессии. Ведущему очень важно в этой ситуации сохранять терпение, не раздражаться и демонстрировать на собственном примере образец доброжелательности, открытости и искренности в общении. Кризис группового развития вызывается, с одной стороны, еще недостаточно понимаемым внутренним протестом против необходимости изменяться (возникает противоречие между «Я-действующим» и «Я-отражен-ным»), ас другой стороны, вполне понятным страхом открыться перед другими участниками тренинга и ведущими (особенно отчетливо это проявляется, если работа ведется с учащимися одного класса).
II стадия — осознание Преодолев кризис, группа движется дальше и постепенно переходит на вторую стадию. Происходит это благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации различных точек зрения, позиций, способов и приемов поведения, обсуждаемых в группе. Соответствующий настрой задают упражнения, направленные на осознание необходимости изменения каких-либо отрицательных качеств или способов поведения («Я — волшебник», рисунок «Мои страхи», упражнение «Продолжи предложение», беседа «Почему мы деремся?»). Благодаря новой информации дети начинают понимать и оценивать альтернативу нежелательному поведению и наличие возможностей для его изменения. Критичность и напряженность уступают место интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущего, осознать происходящее в группе и внутри самих участников. Высказывания детей становятся более глубокими и содержательными. Все чаще звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми. При выполнении упражнений возникает желание помочь друг другу, поддержать. Активно применяются новые способы взаимодействия, поведения, решения проблем (упражнения «Дай мне книгу», «Шляпа», ролевое проигрывание желательного поведения). На этой стадии ребята могут познакомиться со способами самопознания (упражнения «Нравится — не нравится», «Продолжи предложение», «Лесенка», «Три желания», «Самое лучшее»); самоконтроля и саморегуляции (упражнения «Дерево», «Возьми себя в руки», «Кулачки»). III стадия — переоценка На этом этапе ребята уже могут оценивать свои попытки изменить поведение. В сравнении с предыдущей стадией, где ребята больше анализировали происходящие изменения, теперь активнее включается эмоциональная оценка ситуации. У участников появляется стремление оценить влияние своего нежелательного поведения на окружающих (одноклассников, семью, учителя). На этой стадии в процессе выполнения различных психологических упражнений, этюдов, бесед, анализа и проигрывания реальных жизненных ситуаций участник тренинга глубже ощущает собственную независимость и способность изменить себя. Выбор и принятие решения действовать — основной результат работы на этой стадии. В этот период в группе активно используются техники арттерапии, психодрамы, а также телесной терапии (этюд «Я в гневе», пантомима «Разговор через стекло», упражнение «Уходи, злость, уходи!», рисование «В кого бы я превратился в волшебной стране»). Ребята продолжают знакомиться с упражнениями на релаксацию («Сбрось усталость», «Воздушный шарик», «Ива — тополь»). IV стадия — действие На завершающем этапе работы происходит закрепление и поддержание новых способов поведения. Ребята в упражнениях эти способы «примеряют на себя», уже опираясь на произо--шедшие с ними изменения. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное общение, сочувствие, понимание, помощь, поощрение за произошедшие в них перемены. Обретение ребенком способности противостоять тем условиям, которые провоцируют нежелательное поведение, и поощрять самого себя за положительные изменения — основной результат работы на этой стадии. Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников, закрепляющие положительное поведение («Да-диалог. Нет-диалог», «Помирись с другом», «Ласковые имена», «Комплименты», вернисаж «Мои добрые дела», «Как не надо себя вести»). Успешное выполнение таких заданий в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство самореализации.