Модель профессиональной деятельности социального педагога.
Профессиональная деятельность социального педагога направлена на процесс воспитания детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нём. Объектом социально-педагогической деятельности является прежде всего ребёнок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания. Социальное воспитание как система содействия самоорганизации человеком собственной жизни включает различные пространственно-временные компоненты. Пространство, определённым образом оформленная среда существования и преобразования личности человека, разбивается на следующие компоненты: семейно-бытовая среда (дом, семейно-соседская общность); культурно-образовательная и школьная среда (школа, внешкольные учреждения); ценностно-коммуникативная среда (референтная группа); информационно-оценочная среда (средства массовой информации); среда инструментально-творческого самовыражения (производственные бригады, кружки, творческая деятельность).
Социальный педагог работает с определённым контингентом воспитанников: - социально перспективные (одарённые, социально - ориентированные и социально - ответственные); - социально незащищённые (сироты, малообеспеченные и многодетные семьи); - социально опекаемые (приёмные дети, приёмная опекунская семья); - социально неблагополучные («трудные дети», несовершеннолетние правонарушители, беспризорные дети). Цели системы социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути и в разных жизненных пространствах её социального взаимодействия; конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности (полоролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.). Основные принципы организации процесса социального воспитания: * индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении её жизненных отношений; * групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды (семьи, школы, общины) в физическом, психическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности; * общественная защита прав каждого ребёнка и взрослого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального статуса; * практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде; * последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека; * организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой); * обеспечение и поддержка успешного субъект – субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве; * обеспечение готовности юного человека к ответственной самоорганизации, нравственному самостроительству собственной жизни и собственной личности через организацию опыта самостоятельной деятельности и самостоятельного общения в контактной группе; * помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физическое увечье, душевный срыв, личностную жизненную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей; * реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации. Многомерность профессиональной деятельности социального педагога определяет разнообразие направлений и форм работы. 1. Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека. Формы работы: - наблюдение; - беседа; - социологический опрос; - интервьюирование; - анкетирование; - изучение документов; - контент – анализ документов, сообщений, мнений; - паспортизация класса, школы, микрорайона. 2. Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи: - изучение причин проблемного развития личности; - отношение участия; - поддержка детей из семей риска; - содействие в решении проблем; - сотрудничество с семьёй, школой и общественностью; - посредничество в личностной самореализации; - побуждение личности к самореализации и самостоятельности. 3. Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях: - прояснение проблемы; - отреагирование проблемы; - выбор программы и плана действий; - обсуждение путей решения проблемы; - помощь в организации выхода из проблемы; - координация усилий ближайшего окружения личности; - создание группы поддержки. 4. Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы: - моделирование ситуаций для нового опыта; - моделирование сфер успешной деятельности; - организация диалога и сотрудничества; - организация микросреды с изменёнными отношениями; - помощь в разблокировке позитивных эмоций; - создание и оценка ситуаций успеха; - изменение представлений личности о своём «Я»; - поддержка инициатив; - создание условий для творчества. Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности социального педагога: а) исполнение (копирование чужих образцов выполнения деятельности); б) планирование (осуществление деятельности по собственному представлению без учёта обстоятельств); в) проектирование (осуществление деятельности, исходя из её системного понимания). Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Деятельность социального педагога во многом определяется его профессиональными установками. Об установках социального педагога на себя как специалиста можно предположить следующее: на субъект – субъектном полюсе — это значимость личностных проявлений для успеха социально-педагогической деятельности; на субъект – объектном полюсе – он ориентирован на поведение специалиста в соответствии с общими предписаниями и правилами, т.е. на функционально – ролевое поведение, часто лишённое личностного начала. Установка на воздействие с клиентом может быть как ролевой – на жёсткое управление и контроль в деятельности, авторитарность в общении, так и личностной – на сотрудничество, совместную деятельность в общении и партнёрские отношения. Личностно ориентированное взаимодействие характеризуется неформальным исполнением профессиональных ролей, при этом педагог, наполняя личностным смыслом профессиональную деятельность, играет и другие роли: товарищ, партнёр, собеседник, советчик и т.д. При ролевом варианте социальный педагог стремится внести в процесс взаимодействия нормативное содержание без учёта его личностной значимости для клиентов. При личностно ориентированном взаимодействии он стремится к развивающему, личностно значимому и привлекательному для обеих сторон содержанию. Таким образом, личностное проявляется в профессиональном, в деятельности через ценностные ориентации и установки личности. Сами же установки и ценностные ориентации специалиста в профессиональной деятельности базируются на глобальном отношении человека к различным сторонам жизни, и прежде всего к людям, самому себе, к деятельности. При положительном отношении к людям, себе как личности при интересе к общению и сотрудничеству с людьми шансы на формирование личностного полюса социально-педагогических установок весьма велики.