Среда, 24 Апр 2024, 23:07
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Модель профессиональной деятельности социального педагога.
Профессиональная деятельность социального педагога направлена на процесс воспитания детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нём. Объектом социально-педагогической деятельности является прежде всего ребёнок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания.
Социальное воспитание как система содействия самоорганизации человеком собственной жизни включает различные пространственно-временные компоненты. Пространство, определённым образом оформленная среда существования и преобразования личности человека, разбивается на следующие компоненты:
семейно-бытовая среда (дом, семейно-соседская общность);
культурно-образовательная и школьная среда (школа, внешкольные учреждения);
ценностно-коммуникативная среда (референтная группа);
информационно-оценочная среда (средства массовой информации);
среда инструментально-творческого самовыражения (производственные бригады, кружки, творческая деятельность).

Социальный педагог работает с определённым контингентом воспитанников:
- социально перспективные (одарённые, социально - ориентированные и социально - ответственные);
- социально незащищённые (сироты, малообеспеченные и многодетные семьи);
- социально опекаемые (приёмные дети, приёмная опекунская семья);
- социально неблагополучные («трудные дети», несовершеннолетние правонарушители, беспризорные дети).
Цели системы социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути и в разных жизненных пространствах её социального взаимодействия; конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности (полоролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).
Основные принципы организации процесса социального воспитания:
* индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении её жизненных отношений;
* групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды (семьи, школы, общины) в физическом, психическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности;
* общественная защита прав каждого ребёнка и взрослого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального статуса;
* практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде;
* последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека;
* организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой);
* обеспечение и поддержка успешного субъект – субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве;
* обеспечение готовности юного человека к ответственной самоорганизации, нравственному самостроительству собственной жизни и собственной личности через организацию опыта самостоятельной деятельности и самостоятельного общения в контактной группе;
* помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физическое увечье, душевный срыв, личностную жизненную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей;
* реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации.
Многомерность профессиональной деятельности социального педагога определяет разнообразие направлений и форм работы.
1. Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека. Формы работы:
- наблюдение;
- беседа;
- социологический опрос;
- интервьюирование;
- анкетирование;
- изучение документов;
- контент – анализ документов, сообщений, мнений;
- паспортизация класса, школы, микрорайона.
2. Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи:
- изучение причин проблемного развития личности;
- отношение участия;
- поддержка детей из семей риска;
- содействие в решении проблем;
- сотрудничество с семьёй, школой и общественностью;
- посредничество в личностной самореализации;
- побуждение личности к самореализации и самостоятельности.
3. Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях:
- прояснение проблемы;
- отреагирование проблемы;
- выбор программы и плана действий;
- обсуждение путей решения проблемы;
- помощь в организации выхода из проблемы;
- координация усилий ближайшего окружения личности;
- создание группы поддержки.
4. Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы:
- моделирование ситуаций для нового опыта;
- моделирование сфер успешной деятельности;
- организация диалога и сотрудничества;
- организация микросреды с изменёнными отношениями;
- помощь в разблокировке позитивных эмоций;
- создание и оценка ситуаций успеха;
- изменение представлений личности о своём «Я»;
- поддержка инициатив;
- создание условий для творчества.
Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности социального педагога:
а) исполнение (копирование чужих образцов выполнения деятельности);
б) планирование (осуществление деятельности по собственному представлению без учёта обстоятельств);
в) проектирование (осуществление деятельности, исходя из её системного понимания).
Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.
Деятельность социального педагога во многом определяется его профессиональными установками. Об установках социального педагога на себя как специалиста можно предположить следующее: на субъект – субъектном полюсе — это значимость личностных проявлений для успеха социально-педагогической деятельности; на субъект – объектном полюсе – он ориентирован на поведение специалиста в соответствии с общими предписаниями и правилами, т.е. на функционально – ролевое поведение, часто лишённое личностного начала.
Установка на воздействие с клиентом может быть как ролевой – на жёсткое управление и контроль в деятельности, авторитарность в общении, так и личностной – на сотрудничество, совместную деятельность в общении и партнёрские отношения. Личностно ориентированное взаимодействие характеризуется неформальным исполнением профессиональных ролей, при этом педагог, наполняя личностным смыслом профессиональную деятельность, играет и другие роли: товарищ, партнёр, собеседник, советчик и т.д.
При ролевом варианте социальный педагог стремится внести в процесс взаимодействия нормативное содержание без учёта его личностной значимости для клиентов. При личностно ориентированном взаимодействии он стремится к развивающему, личностно значимому и привлекательному для обеих сторон содержанию. Таким образом, личностное проявляется в профессиональном, в деятельности через ценностные ориентации и установки личности. Сами же установки и ценностные ориентации специалиста в профессиональной деятельности базируются на глобальном отношении человека к различным сторонам жизни, и прежде всего к людям, самому себе, к деятельности. При положительном отношении к людям, себе как личности при интересе к общению и сотрудничеству с людьми шансы на формирование личностного полюса социально-педагогических установок весьма велики.
Категория: Для психологов | Добавил: TheNuha (18 Фев 2012)
Просмотров: 2068 | Теги: деятельности, социального, модель, профессиональной, педагога. | Рейтинг: 1.0/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
23:07


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz