Цель: определение психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.
Описание методики: В комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный набор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.
Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал (см. Стимульный; материал). На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.
Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.
Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.
Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к методике по определению доминирования
познавательного или игрового мотивов
Сказка
ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ *
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
- Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? - говорит заяц.
- Нет, одолею!
- Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
- Давай, согласился заяц. **
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит –
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьям лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с-горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
- Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
** Чтение прерывается после слов: "Давай, — согласился заяц".
III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА"
/разработана Н.И.Гуткиной/
Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями "внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность "внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности /письмо, чтение, решение примеров и т.д./. Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности - игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.
Беседа состоит из 12 вопросов /см. Приложение 3-а, Ключевыми являютcя вопросы 2-8, 10-12.
Вопросы № I и № 9 не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.
Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос № 2 -несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.
Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы г научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают; 'Что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., т.е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса, ребенка.
Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос 16 о любимых книгах.
Ответ на вопросы 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.
Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе ii 10 и наоборот.
Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться /вопрос .№11/ и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью /вопрос Ж2/. Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность /+/ или несформированность /-/ "внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак "-". В Приложении 3-6 даны примеры возможных ответов на ключевые вопросы в случае сформированной и несформированной "внутренней позиций школьника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3-а
Экспериментальная беседа по выявлению "внутренней позиции школьника"
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду?
4. Почему?
5. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
6. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
7. Какие у тебя любимые книжки?
8. Почему ты хочешь идти в школу?
9. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или бросаешь ее?
10. Тебе нравятся школьные принадлежности?
11. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?
12. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
13. В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3-б
Примеры сформированной "внутренней позиции школьника"
Мальчик (7 лет 3 месяца)
3. Математика.
7. Чтобы получить образование.
10. Не устроит. Я не хочу быть глупым.
11. Учеником, как в школе. Задают уроки.
12. Урок. Когда мы в саду играем в школу, там нет вообще перемены.
Девочка (6 лет 4 месяца)
7. В школе много учатся.
10. Нет, некому заниматься.
11. Ученицей, потому что ученица учится.
12. Урок. Я бы больше научилась.
Примеры несформированной ''внутренней позиции школьника"
Девочка (7 лет 6 месяцев)
7. В школе интересно, потому что не надо спать.
11. Учителем. Учитель задает вопросы.
12. Перемена. Можно что-нибудь поделать, а на уроке только занимаешься.
Девочка (6_ лет 9 месяцев)
1. Нет.
2. Да.
7. Не хочу идти в школу.
10. Устроит. Хорошо играть со школьными принадлежностями.
11. Учителем. Учителем легче быть, чем учеником. Учитель задает вопросы, а ученик должен отвечать.
12. Перемена. Потому что можно больше играть.
Девочка (6 лет 4 месяца)
2. Да.
6. У меня любимых книжек нет. Есть любимые куклы.
3. Бросаю и начинаю сначала.
10. Да, потому что дома школа - это интересно.
11. Ученицей. Нет, скорее всего учительницей, потому что учитель учит.