Вкус к учебе я сама почувствовала уже, будучи достаточно взрослой. Я тогда училась в мединституте. Это было не очень легко, но когда началась практика, я с удивлением обнаружила, что в программе не было ни одного ненужного предмета. Институт стал моим первым высшим образованием. Есть и еще. И я не перестаю учиться. Только предметы я выбираю теперь сама, и, о счастье, я могу выбирать Учителя. Для меня это очень важно. И вот почему.
Когда я училась в школе, о которой у меня остались не самые приятные воспоминания, у меня были трудности с учителями. И с предметами. С некоторыми учителями и некоторыми предметами. Алгебра и физика мне не понравились с самого начала. Учителя географии и русского языка вызвали во мне большую волну протеста. Однако жизнь показала, что без знания физических законов, очень трудно понять многие процессы коммуникации между людьми, между предметами. С алгеброй, как оказалось, связаны финансовые вопросы и ответы. Учительнице русского я благодарна за то, пишу почти без ошибок до сих пор. А географичке признательна за то, что мне уже во взрослой жизни "пришлось" изучать ее предмет в увлекательных путешествиях.
Но речь не обо мне. В преддверии 1 сентября я спросила у своей 15-летней дочери, что нам нужно купить к ее 10-му классу. Дочь сказала, что уже почти все купила, ей нужно только немного денег на пачку хорошей фотобумаги. Она увлекается фотографией.
И я почувствовала такое спокойствие и радость! А потом я вспомнила наше первое Первое сентября. Лиза пошла в школу в 6 лет, после детского сада. Мы все очень волновались, радовались, хлопотали. А в первый день первого учебного года пошли в школу все вместе - мы с мужем и наша Лиза. На линейке мы с супругом не могли налюбоваться нашей красавицей. Потом детей проводили в школу, а мы пошли домой готовиться к торжественному обеду. И вот папа привел дочь из школы, мы собрались трапезничать. И тут: "Почему вы мне не сказали, что там 10 лет учиться надо?! Я туда больше не пойду! Я завтра в садик вернусь", - возмутилась Елизавета. Мы даже растерялись. Мне и в голову не приходило разговаривать с дочерью о сроке обучения в школе. А оказалось, что у нее уже есть свой взгляд на этот вопрос. Как я собралась с мыслями я не знаю. "Все еще серьезнее, доча. Там не 10, а 11 лет нужно учиться". "Кошмар",- был ответ 6-летней ученицы. Я продолжила: "Я предлагаю тебе пофантазировать. Представь, что ты самолетик. Белый, красивый. И от того, как сильно и быстро разбежится самолет, будет зависеть насколько далеко и высоко он полетит. Вот и в школе так же. Чем лучше ты учишься и чем больше хочешь узнать, тем выше ты взлетишь в жизни". Дочь погрузилась в глубокие раздумья. А на следующее утро спокойно собралась и пошла в школу. Правда, в садик мы пару раз заходили в гости. Однако я видела с каким достоинством и спокойствием Лиза рассказывала воспитателям о своей учебе.
В 4 года Лизу научила читать 8-ми летняя девочка, с ней и ее родителями мы познакомились на отдыхе в Евпатории. Обучение заняло несколько дней. В первом классе, первые два месяца с прописями помогала бабушка. Затем было решено, что ответственность за учебу должна лежать на ребенке и бабуля была деликатно отстранена от проверки домашних заданий.
Елизавета до 7-го класса была круглой отличницей. Были, конечно, и двойки и замечания в дневнике. Девчонка-то не робкого десятка. Но я осознанно игнорировала эти проявления педагогической беспомощности. На родительские собрания я хожу два раза за учебный год - в сентябре и мае.
История с самолетиком проработала до конца 4-го класса. Когда Лиза, придя из школы в конце мая, закинула в угол своей комнаты портфель и заявила: "Все!". Достаточно. Больше она не самолетик. Разбежалась. Полетела. И больше ей учиться незачем.
И опять, как 4 года назад, я сначала испугалась своей беспомощности - мне нечего было ответить. Мне нужно было несколько минут, чтобы придти в себя. Я тогда еще была простым хирургом и глубоко психологию и тем более психотерапию не изучала. Но в голову пришел вопрос: "Лиз, а ты чего в жизни хочешь?" И Лизавета стала спокойно перечислять: "Я хочу хороший большой дом, семью - мужа и троих детей, хорошую работу и карьеру". Тогда я снова предложила ей пофантазировать. "Представь, что первые 4 класса - это фундамент твоего будущего дома, с 5-го по 11-й класс - это стены, окна, двери. А институт - это крыша дома. Когда построишь такой дом, можно и семью, и детей, и карьеру, и все что только захочется". С тех пор необходимости в дополнительной мотивации дочери у меня не возникает. Сейчас она уже точно знает, чем хочет заниматься в жизни. Для меня это вообще дремучий лес - финансы и кредит. Я очень горжусь, что я мама такой замечательной дочери.
Есть такая аксиома: у очень ответственных родителей всегда самые безответственные дети. Может, кто-то скажет, что я безответственный родитель - уроки не проверяю, в школу к учителям не хожу, летом ребенок не отдыхает, а работает курьером. Жуть. Но пусть нас лучше назовут безответственными родителями, зато Елизавета справится со всем, чтобы не произошло в ее жизни.
А тем, кому понравились мои примеры про самолетик и дом - дарю. Пользуйтесь на здоровье.
Очень важно растить своих детей не из страха выглядеть плохими мамами и папами. Самое главное - доверять ребенку, предоставлять ему право выбора и любить! Дорогие родители, берегите свои нервы и здоровье, занимайтесь своими делами. А сыновья и дочери мудрее нас иногда. Учитесь у своих детей!