Необходимость разработки специальной программы «Психолого-педагогическое сопровождение иноязычных первоклассников, испытывающих трудности в освоении русского языка» вызвана тем, что в последние годы в первый класс стали поступать учащиеся, для которых русский язык не является родным. Многие из детей недавно приехали в Россию и с трудом понимают русскую речь. Количество таких детей по отношению к общему числу первоклассников составляет сегодня от 10 до 20 %. Испытывая языковые трудности, они с трудом осваивают учебный материал. Поскольку эти дети не посещали дошкольные учебные заведения, у них не сформированы элементарные умения и навыки, плохо развита моторика.
Сталкиваясь с учебными трудностями, первоклассники становятся неуверенными в своих силах, у них снижаются самооценка, познавательная мотивация, что приводит к ухудшению учебной успеваемости в целом.
Содержание программы ориентировано на решение следующих задач:
1. Развить у иноязычных детей умение слушать, понимать и говорить, а в дальнейшем свободно пользоваться русским языком в различных ситуациях общения.
2. Помочь в освоении русского языка как важнейшего средства обучения и познания окружающего мира.
3. Формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом на русском языке.
4. Обеспечить взаимосвязь новой системы обучения русскому языку с развитием коммуникативных речевых умений и творческих способностей учащихся.
5. Развить образное и логическое мышление учащихся, привить навыки речевой культуры общения через знакомство на начальном этапе с русской народной сказкой, которая способствует пополнению словарного запаса иноязычных первоклассников бытовой лексикой русского народа, познакомить с образами, встречающимися в русских народных сказках.
6. Помочь расширить кругозор, вырабатывать представление о том, что на земле живет большое количество различных народов и данный ребенок является частью многонационального мира.
7. При работе со сказками использовать приемы арт-терапии — через инсценировку сказок помочь ребенку лучше узнать самого себя, выявить свои таланты, снять зажимы.
8. Сформировать умение и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить и слушать на русском языке, а затем читать и писать.
9. Облегчить освоение фонетики: научить правильно произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание русских слов.
10. Увеличить словарный запас через объяснение лексического значения встречающихся в ходе занятий новых слов. Формировать понятие того, как и почему образуются новые слова, как они изменяются, сочетаются с другими словами, в чем их грамматический и коммуникативный смысл.
Особое значение для выполнения данной программы имеет организация занятий таким образом, чтобы возникала атмосфера сотрудничества и творческого общения психолога и обучающихся, а также обучающихся друг с другом.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников.
На занятиях психолог избегает оценочных суждений, не делает отрицательных выводов.
Необходимо все время хвалить, поддерживать, не принуждать, если ученик отказывается от некоторых предлагаемых форм работы.
Таким образом, психолог создает на своих занятиях с иноязычными учащимися максимальное чувство комфорта, дает возможность ребенку стать открытым и откровенным, раскрыть свой внутренний мир, помогает научиться анализировать свои поступки и поступки других.
Принцип отбора текстового материала
Мы считаем, что необходимо изучать фольклорные тексты.
В начале курса преобладают произведения русской народной словесности, затем включаются фольклорные произведения других народов мира. Это позволяет детям почувствовать своеобразие русского народного искусства, его общность с фольклором других народов. Фольклорный текст удобен для первоначального представления о речи, языке, обычаях, истории, этических и эстетических представлениях русского народа.
Ясность структуры фольклорного текста позволяет включить иноязычного ребенка в словесную творческую работу, сформировать у него интерес к русскому народному творчеству и потребность к чтению.
Приведем пример одного из занятий программы. Занятие по теме «ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА»
Задача занятия: отработать фонетические трудности; закрепить формирование понятий и согласований родов в русском языке; закрепить, ввести новую лексику по теме «Транспортные средства»; ввести бытовую лексику русской народной сказки, инсценировать ее по ролям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Отработка фонетически трудных случаев:
— «ь» в конце слова (медведь, голубь, обувь, портфель, роль, календарь);
— «р» в середине и в конце слова (телевизор, орел, корзина, зеркало, порошок, метро, карандаш, ручка, трактир);
2. Формирование понятий и согласование родов в русском языке
Средний род
— Какие слова среднего рода встречались в фонетической разминке? (Зеркало, метро, яйцо.) Назовите другие слова среднего рода, которые вы знаете.
Мужской род
— Какие слова мужского рода мы называли в фонетической разминке? (Медведь, голубь, портфель, календарь, шнурок, телевизор, орел, порошок, карандаш, трактир.) Назовите другие слова мужского рода, которые вы знаете.
Женский род
— Какие слова женского рода мы называли в фонетической разминке? (Обувь, роль, щетка, ширина, щека, корзина, коробка, рука, коляска, свинья, яблоня.) Назовите другие слова женского рода, которые вы знаете.
Ведущий называет слова: стол, озеро, ручка, окно, цифра, стекло, мальчик, папа (искл.), учебник, парта, а учащиеся определяют их род.
Надо употребить прилагательное с заданным существительным в правильном роде.
Дать слова из фонетической разминки:
— определение рода названных слов;
— образование прилагательных к существительным.
3. Развитие моторики
Разминка «Медведь»
Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку стихотворения — нажим на один палец.
4. Игра «Транспортные средства»
Ведущий. Дома вы должны были узнать и повторить, какими транспортными средствами пользуется человек. Какие машины помогают человеку облегчить работу в городе и в деревне? Какие специальные машины вы знаете?
Дети называют транспортные средства. В помощь детям можно показывать картинки с изображением транспортных средств. Объяснить такие названия, как бензовоз, мебелевоз, молоковоз.
5. Разминка «Маланья». Физкультминутка
Ученики смотрят на учителя и повторяют движения, которые делает учитель. При повторе физкультминутки движения варьируются.
Маланья
У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Все без бровей, Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, Вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На Маланью все глядели И все делали вот так…
6. Чтение, разбор и инсценировка русской народной сказки «Волк и козлята»
Объяснение новых слов: запирать, отопритеся, отомкнитеся, матушкин голос, проведал.
Волк и козлята (русская сказка)
В лесной избушке жила-была коза с козлятами. С раннего утра она уходила в лес, а деткам велела запираться и никого не впускать. К обеду возвратится коза, постучит у ворот и запоет тоненьким голоском:
— Не матушкин голос, — закричали козлятки, — матушка поет тоненьким голоском.
Так они и не отворили двери волку.
Узнала коза, что без нее волк приходил, и похвалила детей за то, что они такие разумные.
Повторить песенку козы всем вместе.
Определить главных героев и выбрать детей на их роли.
Инсценировать сказку с помощью наводящих вопросов учителя.
Итог урока
Ведущий. Мы сегодня узнали с вами названия большого количества машин, которые помогают человеку в его жизни. А на каких транспортных средствах могли бы ездить козлята, коза, волк? Какие машины вам больше всего нравятся? Какие машины самые необходимые в жизни человека (скорая помощь, пожарная машина и др.)?