Понедельник, 23 Дек 2024, 09:47
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51654


Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Чего не хватает сегодняшней школе?
Четверть века мы строили новую школу! Мы строили, строили и, наконец, построили то, что назвать школой можно с большой натяжкой. Пичкали её всяческой техникой, поражали многочисленные проверяющие и контролирующие органы инновациями, экспериментировали с программами и учебниками, налаживали виртуальную связь между учителем и учеником.

Результат сей грандиозной стройки, сублимированный в сериале с одноимённым названием (я имею в виду сериал «Школа»), несколько месяцев кошмарил всю страну. Только вот всех почему-то жутко возмутили (напугали?) дети, то есть школьники-старшеклассники. Как возмущались на многочисленных ток-шоу, диспутах и круглых столах оскорблённые до глубины души учителя и доблестные работники всяческих РОНО, ГОРОНО, министерств и требовали: «Запретить!». Они-то точно испугались больше всех. Это же результат их труда!

А лично мне было обидно, больно и страшно за учителей. На месте директоров школ собрала бы весь педколлектив в актовом зале и заставила просмотреть весь фильм без всяческих перемен и перерывов на чаепития с печенюшками. Чтобы посмотрели на себя глазами детей, которых учат и воспитывают, или только что отучили и воспитали (как режиссёра нашумевшего сериала).

Да, дети жестоки, циничны, озлобленны! В то же время они одиноки, несчастны, потерянны. А это уже вина взрослых: родителей и учителей! Но дети не безнадёжны! Режиссёр посветила-таки в самом конце тоннеля слабеньким фонариком, оставила крошечную надежду на то, что эти несчастные, уставшие к своим 16-17 годам от взрослой жизни дети способны измениться. Плачет и совсем по-детски зовёт маму униженная, половозрелая и уже изрядно потрёпанная Будилова. Способен на любовь и заботу циничный Епифанов. Да и Аня Носова тоже совершает Поступок. Детский (так ведь ребёнок совсем!), ужасный, трагичный, но поступок!

А вот учителя так и остались серой массой! Жующей печенюшки, оставляющей повсюду после себя крошки (как невидимые паразиты определяются только по оставленным экскрементам) серой массой. И вот это действительно страшно. Ведь если даже один ученик видит их именно такими, значит, есть такие учителя. И это главная проблема и настоящая беда современной школы! Нет безнадёжных учеников и неуправляемых классов! Есть безразличные к этим ученикам и классам бездарные учителя! И, к великому сожалению, их с каждым годом всё больше.

Какого учителя представляла нам литература и кинематография прошлого столетия (исключая истерию вседозволенности и гласности 90-х)? Доброго и чуткого, внимательного и терпеливого, талантливого и увлечённого, ищущего и сомневающегося: «Уроки французского» В. Астафьева, «Вам и не снилось» Г. Щербаковой, «Работа над ошибками» Ю. Полякова, «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи»). Учитель должен не только научить, дать знания, но и увлечь, зажечь, повести за собой, помочь.

Дистанция между ребёнком и учителем значительно меньше, чем между ребёнком и родителем, когда речь идёт о жизненном опыте, жизненной позиции. И это преимущество должно быть использовано настоящим учителем. Общение ребёнка и взрослых – очень важная составляющая становления личности. Какие взрослые окружают ребёнка? Родители и учителя! Значит, ответственность за ребёнка учитель несёт почти в равной степени с родителями. Многие ли из родителей могут похвастаться ежедневным 45-минутным общением со своим ребёнком? Чаще всего этот процесс сводится к вопросам: «Как дела в школе?», «Уроки сделал (или сделала)?».

В сумасшедшей гонке по осовремениванию системы образования совсем забыли про главную составляющую школы, забыли про учителя! А ведь ещё Розанов говорил, что «школа – это только и всецело учитель: учитель – во-первых, учитель – во-вторых, учитель – в-третьих, и только в-четвёртых, ещё что-нибудь…» Сегодня почти каждая даже очень сельская школа может похвастаться интерактивными досками, компьютерными классами и интернетом в каждом кабинете, авторскими программами и ещё много чем.

А не хватает нашей школе Учителя, который «за всё ответствует, …творит не только «урок», но – по всеобщему ожиданию и по своей справедливой и бескорыстной вере – творит и обязуется сотворить и «душу ученика», самое восприятие, самое усвоение. Это – страшно тонко, одухотворённо, заботливо … Труд учителя – умственный, нервный; он и воспитательный, он и учебно-учёный» (Розанов В. Собр. соч.: Русская государственность и общество. М., 2003. С. 209).

Вот этой самой главной составляющей нет в сегодняшней школе. Нет учителя-друга, учителя-собеседника, учителя-наставника, учителя-советчика, учителя-помощника. Учителя нет! Есть преподаватели, для которых важны результаты проверок и открытые уроки, отчёты и показательные выступления, звания и надбавки (и не надо их в этом обвинять!). Хороший учитель давно стал неудобен школе.

Для хорошего учителя важен ученик, важен учебный процесс. Хороший учитель не отдаёт своих часов на репетиции и прогоны, не разрешает забирать со своих уроков учащихся для участия во всевозможных свистоплясках. Хороший учитель понимает, что ребёнок в школе – это не материал, не инструмент, не наглядное пособие для демонстрации достижений педагогического коллектива или чиновничьего аппарата министерства образования с целью получить очередную галочку или очередной гранд.

Деятельность учителя более утончённая, деликатная, чем деятельность профессора или другого какого-либо учёного. Профессор не ответственен за то, как усвоится лекция. Его задача – указать направление для поиска и получения знаний, сориентировать слушателей и преподнести своё видение проблемы, темы, вопроса…

Учитель же должен научить ориентироваться, научить задаваться вопросом и находить ответ. Научить ! Мало того, учитель должен обучать, воспитывая (или обучая, воспитывать)! Вот оттого-то и умерла наша школа, что не осталось в ней таких учителей...
Категория: Для психологов | Добавил: Lesha96 (05 Фев 2012)
Просмотров: 783 | Теги: школе?, не, чего, хватает, сегодняшней | Рейтинг: 1.0/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
23 Дек 2024
09:47


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz