Игровые технологии на уроке информатики Автор: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края Обучение - это передача информации ученику. По определению академика В.Н.Глушкова, информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации, следовательно, в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. В школе сейчас наблюдается снижение исходной мотивации школьников к изучению научно-ориентированных предметов и успеваемость по ним. Это коснулось и предмета «Информатика и ИКТ». Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.
Цель работы: Поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Задачи, решаемые в ходе работы: Каждый учитель задумывается о том, как повысить качество образования, как сделать обучение доступным и интересным, какая организация работы учащихся способствует лучшему усвоению знаний. На стадии начального обучения большой интерес к изучаемым предметам вызывают нетрадиционные формы организации учебной работы. Нетрадиционные формы проведения урока позволяют внедрять в работу разнообразные методы и приемы, способствующие вовлечению каждого ребенка в познавательный процесс, нацеливают его на положительный результат. Применение на уроках современных образовательных технологий, сам творческий процесс стал необходимостью, т.к. нетрадиционные методы обучения позволяют создать комфортность пребывания обучаемого в определенной уровневой группе, где ребенок может реализовать свои интеллектуальные способности. Конечно, нельзя все уроки проводить в нестандартной форме, но опыт проведения таких уроков показывает, что учащимся предоставляется возможность: - проявить себя с позиции творческого субъекта; - включаться в деятельность для испытания своих возможностей; - проявить свой интерес и активность; - шире развивать познавательные способности. В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике, особенно в младших классах, выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики включают в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе), представляют широкие возможности для творческой деятельности интеллектуального развития ребенка. Игра дает возможность для сплочения коллектива. Привлекательность игры столь велика, что приводит к глубокому контакту. Игра дает элемент неопределенности, это приводит к возбуждению и активизации ума. Игра ведет к понятию о самоограничении и самопожертвовании. Игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив, дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Игра дает понятие о чести самоограничений и самопожертвования в пользу коллектива. Дает развитие воображению поскольку оно необходимо для создания новых миров, ситуаций, мифов, правил игры. Игра ведет также к психологическому развитию и развитию психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способное вжиться в образ и довести его до конца. Современному учителю очень важно владеть классификацией и теорией построения игр, использующих в обучении. Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса. Игры, использующие в обучении делятся на ролевые, организационные и деловые. Все игры своим воздействием на участника решают три основные задачи: - образовательную; - воспитательную; - развлекательную. Каждая игра чему-то учит, воспитывает определенные качества у игроков и в то же время обеспечивает достижение развлекательной цели Играть любят все. Любая игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал максимум своей энергии, ума и выдержки, а от учителя большой подготовки. Но игра – не самоцель. Игру нельзя использовать как отдельный и самостоятельный элемент урока. Включение ее в урок должно быть оправданным, ненавязчивым, плавным. Надо использовать игры с самого начала преподавания предмета, начинать же следует с игровых моментов (кроссворд, чайнворд, ребус и т.д.). Конечно, урок не шоу. Но опыт показывает, что в такой игровой, развлекательной форме школьники более запоминают материал, закрепляют знание. Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения информатики. Игра может быть забавной и серьезной в одно и то же время. Важно, чтобы игры доставляли радость. Этапы решения: Мотивация знаний– это подготовительный этап, когда возникает момент создания положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала. Учитель вместе с детьми ставят цели урока и обязательно их анализируют. Зачем? Чтобы определить конечный результат урока для каждого его участника. На данном этапе урока ученики становятся не объектами, а субъектами обучения, активными его участниками. Как же вместе с детьми определить цели урока? Через создание проблемной ситуации. Это произойдет не сразу и не вдруг, но сразу же пойдет опора не на память, а на мышление детей. И методы обучения – частично- поисковые, и деятельность учеников - продуктивная. Актуализация знаний - это перенос уже имеющихся знаний в новую ситуацию относительно содержания темы и целей урока через постановку проблемных задач. Дети должны суметь применить знания, а не воспроизвести их. Таким образом, на уроке идет процесс повторения, но на уровне мышления, а не памяти (Память вторична в такой ситуации) Каковы цели процесса актуализации знаний? Во – первых: активизация личностного опыта каждого и использование его в обучении. Во-вторых: формирование представления об изучаемых объектах. В–третьих: формирование у ребенка заинтересованности в усвоении изучаемого материала. Результатом данного этапа урока явится образ изучаемого объекта (в виде словесного описания, изображения и т. п.). Как получить обратную связь? Учитель формулирует задания, которые выполняют все ученики (например: расскажите друг другу, запишите в виде вывода в тетради, составьте схему, изобразите …). На данном этапе можно предложить такие игры. Формирования новых знаний. Цель – формирование знаний на уровне осмысления сущности понятий. Если мы определяем цели изучения нового материала через термин «формировать …», то мы уже создаем ситуацию на уроке субъект- объектных отношений учителя с учениками. Формулируя цели урока как «организацию условий формирования …», мы создаем условия для развития субъект- объектных отношений. Результатом данного этапа урока будут основные характеристики изучаемых явлений, а выразить результаты можно через формулирование определения понятия самими учениками, таблицу, схему, модель и т. д. В практической части урока задача учителя: создание условий формирования умения применить теоретические знания на практике, используя дифференцированный подход к учащимся. 1 уровень применения знаний – действие по алгоритму. 2 уровень - действие в измененной ситуации. 3 уровень- действие в новой ситуации. На данном этапе можно использовать игру при работе с книгой. Закрепление знаний. На данном этапе закрепить знания учащихся, необходимые для самостоятельной работы, добиться понимания правильного использования полученных алгоритмов для решения частных задач, контроль и корректировка различными способами выполнения заданий. Условиями достижения положительных результатов являются использование нескольких однотипных заданий, выполнение которых непродолжительно по времени и направлено на выявление особо значимых знаний и умений для последующей самостоятельной деятельности учащихся, рациональное местонахождение учителя для того, чтобы одновременно видеть и контролировать действия всех учеников, сидящих за компьютерами, умение учителя оказать экстренную помощь учащимся, не снижая темпа работы всего класса. Процесс обобщения и оценивания ответов учащихся. -Это создание ситуации общения, позволяющее каждому ученику проявить свою самостоятельность, инициативу к способам работы по изучению темы, т.е. это момент урока, где каждый может выразить свое отношение к нему -Это определение проблем по усвоению изучаемого материала (выявление трудностей) -Это сравнение достижений учеников с целями урока. -Это самооценка заинтересованности ученика по усвоению материала. Как учитель увидит конечный результат деятельности каждого ребенка на уроке? Через задания, которые позволяют «материализовать» представления, полученные на уроке в виде схемы, таблицы, графика, правила, определения и т.д. Итог урока. Во время оценивания идет процесс материализации ответов учащихся. Немного об оценивании ответов. За что ставим оценку «3»? « Я знаю…», то есть за воспроизводство изученного. За что-«4»? «Я знаю и понимаю, что говорю, привожу примеры…». За что- «5»? « Я знаю, понимаю, привожу примеры, могу применить в другой ситуации…». Иногда на данном этапе целесообразно акцентировать внимание на основных понятиях или основной мысли пройденного материала. При дозировке домашнего задания необходимы рекомендации учителя. Можно предложить учащимся разгадать или самим разгадать или составить кроссворд, натворд или чайворд. Учитель, вовлекая учеников в активный процесс изучения учебного материала, превращая субъект - объектные отношения в субъект - субъектные отношения между учителем и учениками, опираясь в большей степени не на память, а на мышление детей научает каждого ребенка оценивать себя рационально, реально и делать свой выбор в жизненных непростых ситуациях. Психологи утверждают, что учащиеся сохраняют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и примененного на практике, 70% сказанного ими самими, 90% сказанного и примененного на практике.