Цели: 1) познакомить с правилами культуры внешнего вида и побудить к их выполнению; 2) доказать, что внешний вид человека говорит о его характере; 3) работать над нравственными понятиями «аккуратность», «опрятный».
Оборудование: конвертом с письмом, фоторобот мальчика неряхи и мальчика опрятного; кроссворд, аудиоаппаратура.
Ход занятия.
Ребята, нам принесли очень интересное письмо. Сегодня нам предстоит провести следствие. Впрочем, вы сами всё поймете из этого письма.
Читаю письмо: «Разыскивается опасный преступник, доставляющий много неприятностей своим видом. Его появление в общественном транспорте вызывает негодование пассажиров, в столовой портит аппетит, в школе никто не хочет с ним общаться и сидеть за одной партой. Особые приметы преступника: пол – мужской, возраст – детский, занятие – учится в школе, лицо всегда грязное, волосы растрёпаны, одежда всегда мятая, в пятнах, пуговицы оторваны, обувь – ботинки, цвет которых определить трудно, так как давно не чищены, да ещё и не зашнурованы. Требуется срочно разыскать преступника и приучить его к опрятности».
Итак, мы беремся за него? Я Следователь, а вы мои сотрудники. Начинаем следствие.
Уважаемые, коллеги, для выявления личности этого преступника нам нужно составить ФОТОРОБОТ. А кто знает, что такое фоторобот? Да, фоторобот – составление портрета человека по его частям. Начнем.
1. Сначала составим ЛИЦО. Ребята, что сказано в письме о лице преступника. Да, его лицо грязное, а что вы думаете о его шее и руках? Вероятно, он считает, умываться вовсе не обязательно. Мальчик, скорее всего, следует вредным советам. А каким - нам сейчас расскажут.
Ученик: Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы, Время попусту терять?
Ребята, а вы придерживаетесь этих советов? Как нужно выполнять, чтобы было правильно? Но этот мальчик сделал так, как нам сейчас рассказали в письме. Вывешиваем часть фоторобота.
2. А теперь составим ВОЛОСЫ преступника. Какие они у него? Да, волосы растрепаны. О чем это говорит? Правильно, это говорит о том, что мальчик давно не причёсывался и не стригся. А сейчас вам ребята расскажут страшную историю.
Ученик читает стихотворение «Страшная история» (в сокращении).
Мальчик стричься не желает, Мальчик с кресла уползает, Кричит и заливается, Ногами упирается. Он в мужском и женском зале Весь паркет слезами залил. Парикмахерша устала И мальчишку стричь не стала. А волосы растут. Год прошел, другой проходит, Мальчик стричься не приходит. А волосы растут, А волосы растут, Отрастают, отрастают. И в косички заплетают. - Ну и сын, - сказала мать, - Надо платье покупать. Мальчик в платьице гулял, Мальчик девочкою стал. И теперь он с мамой ходит Завиваться в женский зал.
А вы, ребята, каждый день причёсываетесь? А как часто вы посещаете парикмахерскую? Вывешиваем часть фоторобота.
3. Давайте теперь, ребята, составим фоторобот ОДЕЖДЫ мальчика. Почему одежда мальчика в безобразном виде? Да, он не следит за ней: не пришивает пуговицы, не зашивает дырки, не чистит и не гладит свою одежду. Она может выглядеть так. Вывешиваем часть фоторобота.
4. Теперь составим фоторобот ОБУВИ. Какая у мальчика обувь? Да, ботинки у него грязные, шнурки развязаны, а вы следите за своей обувью? Вывешиваем часть фоторобота. Ребята, посмотрите, у нас получился фоторобот преступника. Во время следствия важно знать характер преступника. Какой характер у мальчика? (Злой, грубый, ленивый). Если мальчик неаккуратный и у него развязаны шнурки, то он часто падает и у него всегда плохое настроение. А если настроение плохое, то и у окружающих оно тоже будет плохим. Ребята, как называют таких людей? (Неряха, грязнуля, замарашка).
Теперь мы имеет все необходимые данные: внешний вид преступника, его характер. Объявляем розыск преступника. А сейчас нам ребята покажут небольшую инсценировку стихотворения «Мойдодыр».
Ах ты гадкий, ах ты грязный, Неумытый поросёнок. Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки. Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам!
Ребята, похож мальчик из стихотворения на разыскиваемого? А есть ли в нашем классе такие ребята? Внимательно осмотрите себя и друг друга. Кто-нибудь узнал себя в фотороботе? Мы ответим в письме, что у нас нет такого мальчика.
Чтобы не стать лентяем и грязнулей необходимо выполнять следующие советы. Советы вывешиваются на доске. - Умывайся, мой руки, подстригай ногти. - Причёсывайся, подстригайся. - Чисть зубы (утром и вечером). - Опрятно одевайся и следи за своей одеждой.
Посмотрите, как должен выглядеть мальчик опрятный. Вывешиваем фоторобот опрятного мальчика. На кого вы больше похожи: на мальчика неряшливого или на мальчика опрятного? А теперь давайте, ребята, разгадаем кроссворд.
Вопросы к кроссворду.
По горизонтали: 1. Имя умывальника из стихотворения К. Чуковского. (ответ: мойдодыр)
По вертикали: 2. Ткань для вытирания лица и рук. 3. Смоет и чернила, и варенье. Мыло и … 4. Что проглотил крокодил в стихотворении «Мойдодыр». 5. Убежало от мальчика с постели. 6. Гладко, душисто, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было. 7. Для расчесывания волос, для скрепления прически. (ответы: полотенце, вода, мочалка, одеяло, мыло, гребешок).
А сейчас вам ребята дадут хорошие советы.
Читают ученики.
Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем. Перед каждою едою, После сна и перед сном.
Все равно какой водою: Кипяченной, ключевой, Из реки, или из колодца, Или просто дождевой.
Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите не беда! И чернила, и варенье Смоет мыло и вода.
Учитель: Дорогие, мои, дети! Очень, очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще. Я грязнуль не выношу.
Ребята, вы запомнили правила, как стать опрятным? Строго следуйте им и помогите тем, кто их не соблюдает. Но кроме одежды и прически людей украшает улыбка. И сейчас мы с вами споем песню «Улыбка». (Исполнение песни). На этом наше занятие подошло к концу. До свидания, до новых встреч!