Бал литературных героев «…на вымерших развалинах истории слова любви, как маки, шелестят…»
Целью литературного образования является не только развитие речи учащихся, но и их эстетическое развитие. Ведь на уроках литературы мы очень часто, изучая произведения , говорим о высоком, прекрасном – о том, что « поднимает от земли и уносит в высь». Именно поэтому особое значение имеет проведение внеклассных мероприятий, где ребята могут проявить свои творческие способности, по-новому оценить, « что такое хорошо и что такое плохо». Читая строки великих авторов о любви, мы понимаем, что такое настоящая любовь и за что по-настоящему любят – мы учимся любить. Так родилась идея бала литературных героев.
С большим воодушевлением ребята готовились к данному мероприятию. И самое сложное было научиться профессионально танцевать вальс. Но, несмотря на сложность, подготовка увлекла абсолютно. Известно, что чувство рождает слово, слово – рождает поступок. Поэтому важно пробудить в еще хрупких детских душах чувства высокие, прекрасные. Поистине, красота облагораживает, а значит необходимо чаще « погружать» детей в красивые слова, красивую музыку, красивые движения. Это, на мой взгляд, самое эффективное воспитание.
Ведущий: « Не создан человек для одиночества с темными инстинктами в крови, Он может жить без имени, без отчества, но никогда без ласки и любви. И пусть цари догматами и спорами тревожат мир и саблями звенят На вымерших развалинах истории слова любви, как маки шелестят»
Второй ведущий: Строки любви вечны, как сама жизнь. Не было и не будет им конца, пока жив на земле человек. 1 ведущий: Я у Тебя учусь и верить, и любить, И чудный гимн любви – один из гимнов рая – в слова стараюсь перелить.
Участники бала заходят в зал , кружась в парах , под звуки « Венского вальса» Евгения Доги. Постепенно музыка затихает, и перед зрителями остается первая пара - Евгений Онегин и Татьяна Ларина.
Письмо Татьяны Онегину (отрывок из романа "Евгений Онегин") Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Сначала я молчать хотела; Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно. Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья Я никогда не знала б вас, Не знала б горького мученья. Души неопытной волненья Смирив со временем (как знать?), По сердцу я нашла бы друга, Была бы верная супруга И добродетельная мать. Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой... Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил, Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался Давно...нет, это был не сон! Ты чуть вошел, я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала И в мыслях молвила: вот он! Не правда ль? Я тебя слыхала: Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала Или молитвой услаждала Тоску волнуемой души? И в это самое мгновенье Не ты ли, милое виденье, В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью? Не ты ль, с отрадой и любовью, Слова надежды мне шепнул? Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель: Мои сомненья разреши. Быть может, это всё пустое, Обман неопытной души! И суждено совсем иное... Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю... Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Я жду тебя: единым взором Надежды сердца оживи, Иль сон тяжелый перерви, Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю...
Исполняется романс на слова В. А. Жуковского, муз. Алябьева «Прошли, прошли вы, дни очарованья…»
Читается ответное письмо Онегина Письмо Онегина к Татьяне Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Чего хочу? с какою целью Открою душу вам свою? Какому злобному веселью, Быть может, повод подаю! Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел. Еще одно нас разлучило... Несчастной жертвой Ленский пал... Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан. Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство! И я лишен того: для вас Тащусь повсюду наудачу; Мне дорог день, мне дорог час: А я в напрасной скуке трачу Судьбой отсчитанные дни. И так уж тягостны они. Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я... Боюсь: в мольбе моей смиренной Увидит ваш суровый взор Затеи хитрости презренной — И слышу гневный ваш укор. Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, Пылать — и разумом всечасно Смирять волнение в крови; Желать обнять у вас колени И, зарыдав, у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени, Все, все, что выразить бы мог, А между тем притворным хладом Вооружать и речь и взор, Вести спокойный разговор, Глядеть на вас веселым взглядом!.. Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе.
Звучит вальс « Фигурный вальс» из к/ф « Анастасия». Пара, пройдя несколько кругов, останавливается и читают диалог ( Андрей Болконский и Пьер Безухов). А Наташа Ростова - словно за стеной.
Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью и робостью и даже ошибками во французском языке.
Андрей Б.:- Ну, душа моя. Я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал. Я влюблен, мой друг. Пьер Б.: - В Наташу Ростову, да? Андрей Б.: Да, да! В кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?.. Я стар для нее… Пьер Б. - Я…Я… всегда это думал. Эта девушка такое сокровище! Это редкая девушка. Андрей Б. - Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Весь мир для меня разделен на две половины: одна – она и …все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет. Там все уныние и темнота… Пьер: - Темнота и мрак. Да, я понимаю это. Андрей Б.: - Я не могу любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня?.. Я знаю, что ты рад за меня. Пьер: - Женитесь, женитесь! Счастливее Вас не будет человека.
Наташа в другом конце зала рассуждает вслух: « Ради Бога, ничего не спрашивайте у меня теперь! Об этом нельзя говорить! Но такого…Такого со мной никогда не бывало! Только мне страшно. Что это значит? Значит, что это настоящее? Да? Надо ему было нарочно приехать в этот Петербург. Надо нам было встретиться на этом бале. Все это судьба. Ясно, что это судьба. Как я счастлива! Как мне хорошо! Неужели этот чужой человек сделается все для меня? Да, все! Он один для меня теперь дороже всего на свете.
Исполняется романс « Нам звезды кроткие сияли» ( стихи А. Плещеева – муз. П. Чайковского).
Асадов Эдуард Я могу тебя очень ждать, Долго-долго и верно-верно, И ночами могу не спать Год, и два, и всю жизнь, наверно! Пусть листочки календаря Облетят, как листва у сада, Только знать бы, что всё не зря, Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти По чащобам и перелазам, По песку без дорог почти, По горам, по любому пути, Где и черт не бывал ни разу!
Все пройду, никого не коря, Одолею любые тревоги, Только знать бы, что всё не зря, Что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать, Всё, что есть у меня и будет, Я могу за тебя принять Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря Целый мир тебе ежечасно. Только знать бы, что всё не зря, Что люблю тебя не напрасно!
Исполняется романс на стихи Ф. И. Тютчева – муз. М. И. Глинки « Я встретил Вас…»
« Я в глазах твоих утону. Можно?» ( Р. Рождественский) Я в глазах твоих утону - Можно? Ведь в глазах твоих утонуть - счастье! Подойду и скажу - Здравствуй! Я люблю тебя очень - Сложно? Нет не сложно это, а трудно. Очень трудно любить- Веришь? Подойду я к обрыву крутому Падать буду - Поймать успеешь? Ну, а если уеду - Напишешь? Только мне без тебя трудно! Я хочу быть с тобою - Слышишь? Ни минуту, ни месяц, а долго Очень долго, всю жизнь- Понимаешь? Значит вместе всегда - Хочешь? Я ответа боюсь - Знаешь? Ты ответь мне, но только глазами. Ты ответь мне глазами - Любишь? Если да, то тебе обещаю, Что ты самым счастливым будешь. Если нет, то тебя умоляю Не кори своим взглядом, не надо, Не тяни за собою в омут, Но меня ты чуть-чуть помни... Я любить тебя буду - Можно? Даже если нельзя... Буду! И всегда я приду на помощь, Если будет тебе трудно!
Исполняется романс на стихи М. Цветаевой – муз. А. Петрова « Под лаской плюшевого пледа» из к/ф « Жестокий романс»
Под лаской плюшевого пледа
Явление двенадцатое - Лариса и Паратов.
Паратов: Очаровательница! (Страстно глядит на Ларису.) Как я проклинал себя, когда вы пели! Лариса: За что? Паратов: Ведь я — не дерево; потерять такое сокровище, как вы, разве легко? Лариса. Кто ж виноват? Паратов: Конечно, я, и гораздо более виноват, чем вы думаете. Я должен презирать себя. Лариса. За что же, скажите! Паратов: Зачем я бежал от вас! На что променял вас? Лариса. Зачем же вы это сделали? Паратов: Ах, зачем! Конечно, малодушие. Надо было поправить свое состояние. Да бог с ним, с состоянием! Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать. Лариса: Да, надо правду сказать, вы надолго отравили мою жизнь. Паратов: Погодите, погодите винить меня! Я еще не совсем опошлился, не совсем огрубел; во мне врожденного торгашества нет; благородные чувства еще шевелятся в душе моей. Еще несколько таких минут, да... еще несколько таких минут... Лариса (тихо). Говорите! Паратов: Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью. Лариса. Чего же вы хотите? Паратов: Видеть вас, слушать вас... Я завтра уезжаю. Лариса : (опустя голову). Завтра. Паратов: Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве. Лариса (тихо). О каком? Паратов: О блаженстве быть рабом вашим, быть у ваших ног. Лариса. Но как же? Паратов: Послушайте: мы едем всей компанией кататься по Волге на катерах — поедемте! Лариса: Ах, а здесь? Я не знаю, право... Как же здесь? Паратов: Что такое «здесь»? Сюда сейчас приедут: тетка Карандышева, барыни в крашеных шелковых платьях; разговор будет о соленых грибах. Лариса. Когда же ехать? Паратов: Сейчас. Лариса. Сейчас? Паратов: Сейчас или никогда. Лариса: Едемте. Паратов: Как, вы решаетесь ехать за Волгу? Лариса. Куда вам угодно. Паратов: С нами, сейчас? Лариса: Когда вам угодно. Паратов: Ну, признаюсь, выше и благородней этого я ничего и вообразить не могу. Очаровательное создание! Повелительница моя! Лариса: Вы — мой повелитель.
Исполняется романс на стихи Б. Ахмадулиной, муз. А. Петрова « А напоследок я скажу»
Звучит « Вальс» Е. Доги из к/ф « Мой ласковый и нежный зверь». Кружится в вальсе следующая пара – Ольга Скворцова и граф Камышев ( по « Бесприданнице» А. Островского) - Что я наделала? Что наделала! - Да, Оля, что Вы наделали? - Зачем я вышла за него замуж? Где были у меня глаза? Где был мой ум? - Да, Оля… Трудно объяснить этот ваш шаг…Объяснить его неопытностью – слишком снисходительно, объяснить испорченностью – не хочется. - Я сегодня только поняла…сегодня! Отчего я не поняла этого вчера? Теперь все потеряно… Все! Я могла бы выйти за человека, которого я люблю, который меня любит. - За кого же это, Оля? — За вас! — сказала она, посмотрев на меня прямо, открыто... — Но я поспешила! Я была глупа! Вы умны, благородны, молоды... Вы богаты... Вы казались мне недоступны! — Ну, довольно, Оля. Утрем свои глазки и пойдем… Там ждут…Ну, будет плакать. Будет… ты сделала глупость и теперь расплачивайся за нее. Ну, будет, успокойся… — Ведь ты меня любишь? Да? Ты такой большой, красивый! Ведь любишь? — Пора идти, душа моя... - Утром я не знала, куда деваться от ужаса, а сейчас... сейчас, мой хороший великан, я не знаю, куда деваться от счастья! Там сидит и ждет меня муж... Ха-ха! Мне-то что? Хоть бы он даже был крокодил, страшная змея... ничего не боюсь! Я тебя люблю и знать ничего не хочу. Теперь мне, как говорится, море по колено! — Сию минуту едем ко мне, Ольга! Сейчас же! - Как? Что ты сказал? - Едем немедленно ко мне! - Но… это как-то странно… — Ты, девочка, боишься скандала?.. Да, скандал будет необыкновенный, грандиозный, но лучше тысяча скандалов, чем оставаться тебе здесь! Я тебя здесь не оставлю! Я не могу тебя здесь оставить! Понимаешь, Ольга? Оставь твое малодушие, твою женскую логику и слушайся! Слушайся, если не желаешь своей гибели! — Послушай, моя дорогая, мое сокровище! — сказал я. — Шаг этот смел... Он рассорит нас с близкими людьми, вызовет на наши головы тысячи попреков, слезных жалоб. Он, быть может, даже испортит мою карьеру, причинит мне тысячи непроходимых неудобств, но, милая моя, решено! Ты будешь моей женой... Лучшей жены мне не нужно, да и бог с ними, с этими женщинами! Я сделаю тебя счастливой, буду хранить тебя, как зеницу ока, пока жив буду, я воспитаю тебя, сделаю из тебя женщину! Обещаю тебе это, и вот тебе моя честная рука! — Ты говоришь, идти к тебе.. Я тебя совсем не понимаю…Разве ты не понимаешь, что скажет он? - Да какое тебе дело до того, что скажет он? — Как какое? Нет, Сережа, и не говори лучше... Оставь это, пожалуйста... Ты меня любишь, и больше мне ничего не нужно. С твоей любовью хоть в аду жить... - Но как же ты будешь, дурочка? — Я буду жить здесь, а ты... будешь приезжать каждый день... Я буду выходить тебя встречать…Убежать сейчас же после венца! Что люди скажут! Ха-ха-ха! Какая я смешная! Хохочу и сама не знаю, чего хохочу… Господа, смейтесь!
Еще звучит « Вальс» Е. Доги – выходит следующая пара – А. С. Пушкин и Алина ( соседка из Тригорского)
ПРИЗНАНИЕ Я вас люблю, — хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь! Мне не к лицу и не по летам... Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Без вас мне скучно, — я зеваю; При вас мне грустно, — я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю! Когда я слышу из гостиной Ваш легкий шаг, иль платья шум, Иль голос девственный, невинный, Я вдруг теряю весь свой ум. Вы улыбнетесь, — мне отрада; Вы отвернетесь, — мне тоска; За день мучения — награда Мне ваша бледная рука. Когда за пяльцами прилежно Сидите вы, склонясь небрежно, Глаза и кудри опустя, — Я в умиленье, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя!.. Сказать ли вам мое несчастье, Мою ревнивую печаль, Когда гулять, порой, в ненастье, Вы собираетеся вдаль? И ваши слезы в одиночку, И речи в уголку вдвоем, И путешествия в Опочку, И фортепьяно вечерком?.. Алина! сжальтесь надо мною. Не смею требовать любви. Быть может, за грехи мои, Мой ангел, я любви не стою! Но притворитесь! Этот взгляд Всё может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!
Алина « в ответ исполняет романс на стихи М. Цветаевой, муз. М. Таривердиева из к/ф « Ирония судьбы или с легким паром»
В заключение звучит стих Э. Асадова « Добрый принц»
Ты веришь, ты ищешь любви большой, Сверкающей, как родник, Любви настоящей, любви такой, Как в строчках любимых книг.
Когда повисает вокруг тишина И в комнате полутемно, Ты часто любишь сидеть одна, Молчать и смотреть в окно.
Молчать и видеть, как в синей дали За звездами, за морями Плывут навстречу тебе корабли Под алыми парусами...
То рыцарь Айвенго, врагов рубя, Мчится под топот конский, А то приглашает на вальс тебя Печальный Андрей Болконский.
Вот шпагой клянется д'Артаньян, Влюбленный в тебя навеки, А вот преподносит тебе тюльпан Пылкий Ромео Монтекки.
Проносится множество глаз и лиц, Улыбки, одежды, краски... Вот видишь: красивый и добрый принц Выходит к тебе из сказки.
Сейчас он с улыбкой наденет тебе Волшебный браслет на запястье. И с этой минуты в его судьбе Ты станешь судьбой и счастьем!
Когда повисает вокруг тишина И в комнате полутемно, Ты часто любишь сидеть одна, Молчать и смотреть в окно...
Слышны далекие голоса, Плывут корабли во мгле... А все-таки алые паруса Бывают и на земле!
И может быть, возле судьбы твоей Где-нибудь рядом, здесь, Есть гордый, хотя неприметный Грей И принц настоящий есть!
И хоть он не с книжных сойдет страниц, Взгляни! Обернись вокруг: Пусть скромный, но очень хороший друг, Самый простой, но надежный друг, Может, и есть тот принц?!
Все участники поют «Ветер ли старое имя развеет» (стихи Р. Тагора, муз. А. Рыбникова, из к/ф «Вам и не снилось»)