Четверг, 25 Апр 2024, 15:39
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Народные средства, рецепты, методы лечения. [2771]
Здоровье, медицина, болезни, лекарства и т.п [3261]
Диеты [23]
Лекарства по алфавиту [2241]
Острые инфекционные болезни [120]
Нервные и психические расстройства [68]
Педиатрия Болезни развитие детей [219]
Болезни органов пищеварения [84]
Болезни органов дыхания [50]
Болезни органов кровообращения [78]
Болезни системы крови [43]
Кожные и венерические болезни [42]
Болезни органов мочевой системы [69]
Болезни органов зрения [37]
Болезни зубов и полости рта [29]
Болезни половых органов [35]
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ [56]
Для женщин
СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ [83]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ [42]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОД ЗА ТЕЛОМ [37]
Для женщин
Народная медицина [167]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Медицина и Здоровье » Педиатрия Болезни развитие детей

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 9 }
Интервью. Оно проводилось со 128 детьми с неврозами. По возрасту
опрошенные разделены на группы 3-5, 5-7, 7-10, 10-12 и 12-15 лет. Ответы
ранжировались по типу: "да" ("согласен"), "трудно сказать" ("не знаю" или
"когда как"), "нет" ("не согласен"). При изложении данных положительный
(утвердительный) ответ объединит "да" и "трудно сказать".
Некрасивыми внешне считают себя 72% мальчиков и 80% девочек, отражая
этим пониженный уровень самооценки. С возрастом восприятие себя как
некрасивого увеличивается, особенно у подростков. Больше всего чувство
неудовлетворенности своей внешностью выражено у детей с истерическим
неврозом.
Утвердительный ответ на вопрос: "Часто ли не получается то, что ты
хочешь?" - дают большинство опрошенных, за исключением девочек-дошкольниц.
При этом у девочек число неудач в осуществлении своих желаний с возрастом
увеличивается, достигая максимальной выраженности в 12-15 лет. Как у
девочек, так и у мальчиков наибольшее число неудач наблюдается при
истерическом неврозе, подчеркивая исходно завышенный, часто неадекватный
уровень притязаний.
Неспособность вовремя защитить себя, дать сдачи выявлена у 63%
мальчиков и 40,5% девочек (различия достоверны). Отсутствие защиты не
уменьшается, а увеличивается с возрастом, причем это выражено больше у
мальчиков (от 45% у дошкольников до 100% в 12-15 лет, у девочек -
соответственно у 45 и 67%).
Наиболее часто беззащитность проявляется у детей с обсессивным
неврозом, поскольку они не дают ответных агрессивных реакций по причинам
морально-этического порядка и наличия тревожно-мнительных черт в характере.
Склонность легко обижаться (утвердительный ответ на вопрос: "Тебя легко
обидеть?") выявлена у 55% мальчиков и 47% девочек. С возрастом обидчивость,
как и беззащитность, возрастает. Различия по нозологическим формам неврозов
незначительны.
Таким образом, с возрастом у детей с неврозами происходит не
уменьшение, как у здоровых сверстников, а увеличение таких характеристик
личностного реагирования, как ранимость (обидчивость), неспособность
защитить себя, отрицательное восприятие внешнего облика.
Установка стать сразу взрослым или снова маленьким, если бы
представилась такая возможность, выявлена у большинства дошкольников (2/3) и
меньшинства школьников 1/3). Подобная установка наиболее характерна для
детей с истерическим неврозом и представлена большей частью желанием сразу
стать взрослым.
Утвердительный ответ на вопрос о желательности перемены пола получен у
13% мальчиков и 17% девочек. У мальчиков желание стать девочкой с возрастом
уменьшается; у девочек - стать мальчиком, наоборот, увеличивается, достигая
в 12-15 лет 50%. Установка на перемену пола более характерна для детей с
истерическим неврозом.
Рассмотрим ту часть интервью, где оценка себя и взрослых членов семьи
выражается в баллах. Максимальная выраженность тех или иных характеристик
соответствует 3 баллам; средняя - 2 баллам; минимальная - 1 баллу. Например,
вопрос: "Считаешь ли ты себя умным?" предполагает следующие ответы: "очень
умный" (3 балла), "просто умный" (2 балла) и "не очень умный" (1 балл). Для
сравнения полученных данных использовался средний балл. Более умными себя
считают мальчики (средний балл - 1,95, у девочек - 1,7). Чаще относят себя к
умным дошкольники обоего пола, а также дети с неврозом страха. Оценка "ума"
матери мальчиками и девочками одинаковая. Мальчики более высоко оценивают
"ум" отца, а девочки - "ум" матери. Соответственно, мальчики дают более
высокую оценку дедушке, а девочки - бабушке. Здесь сказывается эффект
полоролевой идентификации. Заслуживают внимание более низкие оценки "ума"
родителей подростками 12-15 лет.
Оценка себя как "сильного" несколько выше у мальчиков. С возрастом
происходит снижение этой оценки. Как мальчики, так и девочки оценивают отцов
более сильными, чем матерей. Данная характеристика распространяется
мальчиками и на дедушек.
Различия в оценке себя как "доброго" отсутствуют у мальчиков и девочек.
С возрастом они считают себя менее добрыми. Более добрыми находят себя дети
при неврозе страха, что соответствует действительности, поскольку они
обладают повышенной жалостливостью и сострадательностью. Матери определяются
более добрыми, чем отцы, мальчиками и девочками. Последние находят бабушек
более добрыми, чем дедушек. Заметим, что дети с неврозами более сильными,
умными и добрыми находят не себя, а родителей, подчеркивая этим известную
сбалансированность своих оценок.
Понимание со стороны родителей мальчики оценивают несколько выше, чем
девочки. Если в дошкольном возрасте по оценке детей нет особых различий в
понимании обоих родителей, то в дальнейшем оно незначительно уменьшается со
стороны матери и существенно - со стороны отца, достигая минимума в возрасте
12-15 лет. Наименьшее понимание у матери и наибольшее - у отца находят дети
при истерическом неврозе.
Рассмотрим оценки детей в зависимости от характера отношений с
родителями. Для этого использован составленный нами вопросник, раскрывающий
в процессе интервью с детьми различные конфликтные стороны отношения
родителей. В группах выше и ниже среднего балла вопросника будут дети, более
или менее конфликтные с родителями. Выявлено, что мальчики и девочки при
конфликте с матерью понижают оценку ее ума. То же у мальчиков в отношении
отца. Мальчики при конфликте с матерью и отцом считают их менее сильными;
при конфликте с отцом определяют его как менее доброго. При конфликте с
матерью мальчики считают ее менее понимающей. Следует отметить
парадоксальный, на первый взгляд, феномен, когда девочки, конфликтные с
отцами, определяют их как более умных, сильных и добрых. По-видимому,
источником конфликтных отношений они считают прежде всего себя, испытывая
чувство вины и желание представить отца в лучшем свете. В целом, мальчики
при конфликте с родителями склонны к более отрицательному их восприятию, чем
девочки.
Перейдем к интервью, касающимся отношений в школе. Неудовлетворенность
школьными достижениями отмечается у 50% мальчиков и 41% девочек, максимально
нарастая в возрасте 12-15 лет. Более часто неудовлетворенность успехами
встречается при обсессивном неврозе, отражая не столько фактическое
положение дел с учебой, сколько повышенное чувство долга и обязанности,
желание учиться еще лучше.
Из школьных предметов к трудным для усвоения мальчики относят русский
язык (у 49%), девочки - математику (у 35%). Затруднения по математике
отмечаются у 31% мальчиков, русскому языку - у 23% девочек.
Каждый второй учащийся 4-8-х классов хотел бы заменить одного или
нескольких учителей, почти всегда женщин, с которыми у них не сложились
отношения.
Число положительно относящихся к больному в классе сверстников меняется
незначительно с возрастом и составляет с 1-го по 8-й класс в среднем 7
сверстников у мальчиков и 10 - у девочек. Круг предпочитаемого общения
наиболее обширный у детей с истерическим неврозом. Отсутствие друзей в
классе (эффект социально-психологической изоляции) отмечается у 35%
мальчиков и 24% девочек, достигая максимума в 12-15 лет. Меньше всего
изоляция выражена при истерическом неврозе, больше - при неврозе страха и
обсессивном неврозе.
Число отрицательно относящихся сверстников к мальчикам значительно
больше (13), чем у девочек (6), т. е. мальчики находятся в более
неблагоприятной для себя позиции в классе. С возрастом число этих
сверстников существенно уменьшается (от 15 мальчиков 7-10 лет до 7 в
возрасте 12-15 лет; у девочек, соответственно, - от 9 до 1).
Стремление перейти в другой (параллельный) класс встречается у 20%
детей. Больше всего оно характерно для детей с обсессивным неврозом,
подчеркивая их изоляцию в классе и непереносимость конфликтной ситуации.
Желание учиться дома проявляется у каждого третьего из опрошенных
детей, чаще всего при неврозе страха и истерическом неврозе. При неврозе
страха это отражает неуверенность и страх при ответах в классе; при
истерическом неврозе - стремление избежать всех трудностей, связанных со
школой.
В неформальных группах общения (улица, двор) отсутствие друзей или
устойчивого круга общения отмечается у каждого второго мальчика и каждой
третьей девочки. Это говорит о трудностях установления и поддержания
контактов со сверстниками. С возрастом проблемы общения не становятся менее
выраженными, что обусловлено невротическими изменениями в формировании
личности, большей частью тормозимого круга. Проблемы общения наиболее часто
встречаются у детей с неврозом страха, испытывающих много страхов,
неуверенных в себе и нерешительных в контактах.
Лидерство в общении вне школы по собственной оценке находят 40%
мальчиков и 52% девочек. Эти явно завышенные цифры указывают больше на
стремление играть главную роль, чем на фактическое лидерство, которое, как
уже отмечалось, не получается реально. Если у мальчиков неудачи в лидерстве
относительно постоянны во всех возрастах, то у девочек они максимальны в
12-15 лет. Практически здесь полностью отсутствует лидерство, у девочек нет
подруг, и они не пользуются признанием среди сверстников. Относительно чаще
лидерство (по самооценке) встречается у детей с истерическим неврозом,
отражая тенденцию к доминирующей позиции в отношениях с окружающими.
Данные интервью показывают, что, несмотря на ряд возрастных
особенностей, у детей с неврозами заметны неблагоприятные изменения в
формировании личности. В немалой степени они являются следствием длительно
протекающего болезненного расстройства, препятствий на пути самоутверждения,
своевременной реализации своих возможностей и потребностей.

Рисование как способ диагностики. Стремление рисовать присуще
большинству детей старшего дошкольного возраста. При неврозах дети часто не
реализуют его из-за односторонней ориентации родителей на более
интеллектуально насыщенные занятия. Рисование, как и игра, считается
несерьезным занятием, работой "для себя", и подобная установка обедняет
духовный мир детей, не дает возможности реализоваться их творческим началам.
Изучение рисунков детей с неврозами полезно и в плане диагностики интересов
и увлечений, особенностей темперамента и переживаний. С известной долей
осторожности можно считать, что преобладание серых тонов и черного цвета в
рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон
настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться
ребенок. Доминирование ярких, светлых и насыщенных красок указывает на
высокий жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения,
отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих
первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности.
Повышенная возбудимость, гиперактивность находят выражение в неустойчивости
изображения, смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся
линий.
Изучение спонтанных, т. е. сделанных по собственному желанию рисунков
показывают обычную возрастную направленность у детей с неврозами. Мальчики
предпочитают рисовать машины, технику, затем - людей и сражения; девочки -
людей, дом и природу, затем - животных.
Тематическое рисование по заданию врача может осуществляться как во
время ожидания приема, так и дома. Рисунки на темы: "В детском саду, школе",
"На улице, во дворе", "Мы дома", "Семья", "Что мне снится страшное" или "Мои
страхи", "Что было со мной самое плохое или хорошее", "Кем я хочу стать" -
дают много ценной информации, дополняющей клиническое обследование.
Дошкольники изображают себя в детском саду, как правило, рядом с одним из
сверстников, с которым поддерживают дружеские отношения. Если сверстников на
рисунке несколько, то автор помещает себя обычно на периферии группы,
отображая этим отсутствие лидирующей позиции. О феномене
социально-психологической изоляции можно судить по рисункам школьников. Они
достоверно чаще изображают себя в одиночестве, чем в окружении сверстников
или взрослых. Таким образом, степень принятия в группе (коллективе)
уменьшается по мере перехода из детского сада в школу, сопровождаясь все
более выраженными переживаниями своей обособленности, непонятости и
одиночества с ведущим переживанием "я не такой, как все". Чувство
одиночества - одно из центральных переживаний при неврозах - особенно
заметно в сюжете "улица, двор". Здесь также достоверно доминирует
изображение только себя, а не себя и сверстников, подчеркивая трудности в
установлении дружеских, неформальных отношений.
Рисование ситуации "Мы дома" дает возможность воспроизвести
взаимодействие в семье, какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается
нарисовать всех членов семьи по усмотрению автора рисунка в отдельных
комнатах, отразив таким образом наиболее близких для него лиц. Один мальчик
нарисовал в этом случае мать похожей на робота, что указывало на ее
занятость, строгость и принципиальность, отсутствие душевной теплоты в
отношениях с сыном.
Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает
десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок,
проявляя целенаправленное волевое усилие в процессе рисования, справляется с
заданием и заслуживает одобрение близких и похвалу врача. На первом месте
среди выбираемых для рисования страхов вне зависимости от возраста находятся
чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий
(землетрясения, пожара, аварии и т. д.) и войны, а также нападения
(бандитов). Все эти страхи символизируют угрозу для жизни, как и следующие
по частоте страхи животных (от укуса змеи наступит смерть, паук выпьет
кровь, собака загрызет и т. д.). На последнем месте изображаются страхи
одиночества и темноты, поскольку они менее дифференцированы и наиболее
трудны для рисования. В младшем школьном возрасте нередко воспроизводятся
инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого пространства.
В подростковом возрасте возрастает рисование социально опосредованных
страхов плохой отметки, контрольных, не успеть все сделать вовремя. В этом
случае речь идет уже не столько о страхах, сколько об опасениях, нередко
приобретающих навязчивый характер. Соответственно, эффект от отображения в
рисунке ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем
школьном возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания
врача, что является отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в
творческих силах и возможностях.
Тема "Самое плохое (неприятное) событие в жизни" дополняется "самым
хорошим событием", чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого
рисунка. У мальчиков и девочек на первом месте среди отрицательных
воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах,
несчастными случаями и медицинскими манипуляциями. На втором месте у
мальчиков воспроизводятся конфликты со сверстниками; у девочек - конфликты с
родителями, что отражает большую эмоциональную значимость для них таких
конфликтов.
"Кем я хочу стать" - заключительный раздел тематического рисования,
вносящий в него оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.
При рисовании на тему "Семья" дается задание изобразить всех, с кем
живет ребенок. При анализе рисунка следует учитывать не только объективное
отражение семейной ситуации, но и возможность ее изменения в благоприятную
для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость расположения фигур,
особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с
одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с ролью
взрослых в семье и их авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним
из взрослых на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает
на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как мальчики,
так и девочки на первом месте в норме (546 рисунков) чаще ставят отца, на
втором (слева направо) - мать, на третьем - себя. При неврозах (81 рисунок)
аналогичное расположение фигур отмечается у мальчиков. Девочки на первое
место ставят мать, затем отца и себя, отражая этим доминирующую позицию
матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при
неврозах и в норме менее композиционно едины; чаще проявляется
раздробленность пространства или нарушается целостность в изображении членов
семьи; фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной
фигурой. Из-за разобщенности в пространстве рисунка членов семьи они менее
ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая
ребенка, более статичны и напряжены.
Если ребенок нежеланный со стороны одного из родителей, то он рисует
себя чаще не рядом, а в отдалении, помещая между собой и этим родителем еще
одну фигуру.
Каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех
членов семьи, включая себя, забывает нарисовать одного из них. Подобная
тенденция более характерна для детей с неврозами, косвенно указывая на
конфликтную диспозицию в семье. Например, мальчики не рисуют себя при
конфликте с матерью; саму мать при ее нежелании иметь сына и выделении
дочери; бабушку, препятствующую активности и самостоятельности. Одна девочка
"забыла" нарисовать мать, и вместо нее изобразила дом, очень похожий на
избушку Бабы Яги. Мать конфликтует как с дочерью, так и с отцом, которого
любит девочка. У другой девочки вместо родителей нарисованы бабушка и
дедушка, которые хотели иметь внучку в отличие от занятых родителей. Девочки
также забывают изобразить себя при физических наказаниях и чрезмерном
давлении со стороны родителей. Таким образом, выключение в рисунке ребенком
себя и одного из членов семьи создает повод для более глубокого анализа
психотравмирующей ситуации в семье.

Другие материалы по теме

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 2 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 3 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 4 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 5 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 6 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 7 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 8 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 10 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 11 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 12 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 13 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 14 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 15 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 16 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 17 }

ВНИМАНИЕ! Данные медицинские статьи не могут служить источником информации, необходимой для оказания медицинской помощи, диагностирования заболеваний и лечения пациентов! Вам необходимо пройти консультацию у врачей !!!

html-cсылка на публикацию
Категория: Педиатрия Болезни развитие детей | Добавил: Lerka (25 Ноя 2012)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
15:39


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz