Пятница, 19 Апр 2024, 09:47
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Народные средства, рецепты, методы лечения. [2771]
Здоровье, медицина, болезни, лекарства и т.п [3261]
Диеты [23]
Лекарства по алфавиту [2241]
Острые инфекционные болезни [120]
Нервные и психические расстройства [68]
Педиатрия Болезни развитие детей [219]
Болезни органов пищеварения [84]
Болезни органов дыхания [50]
Болезни органов кровообращения [78]
Болезни системы крови [43]
Кожные и венерические болезни [42]
Болезни органов мочевой системы [69]
Болезни органов зрения [37]
Болезни зубов и полости рта [29]
Болезни половых органов [35]
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ [56]
Для женщин
СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ [83]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ [42]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОД ЗА ТЕЛОМ [37]
Для женщин
Народная медицина [167]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Медицина и Здоровье » Педиатрия Болезни развитие детей

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 4 }
Определение страха и его разграничение. Страх принадлежит к категории
фундаментальных эмоций человека (Гельгорн Э., Луфбор-роу Дж., 1966). Можно
представить, что эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего
стимула. В свою очередь, понимание опасности, ее осознание формируются в
процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые
индифферентные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер
угрожающих воздействий. В этих случаях говорят о появлении травмирующего
опыта, психологическом заражении страхом от окружающих ребенка лиц и
непроизвольном обучении с их стороны соответствующему типу эмоциональных
реакций. Все это дает основание говорить об условно-рефлекторной мотивации
страха, поскольку в нем закодирована эмоционально переработанная информация
о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно,
помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или
ужаса. Исходя из сказанного, страх можно определить как аффективно
заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия
человека.
Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый
(в том числе пароксизмальный) и хронический (постоянный); инстинктивный и
социально опосредованный; боязнь и тревожность как состояния,
соответствующие страху и тревоге; реальный (при конкретной угрозе) и
воображаемый (на уровне представлений).
По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх,
тревогу, опасения, беспокойство и волнение.
Возрастные и клинические проявления страха дают основание для
соответствующего разделения. Клинически страх может быть навязчивым и
сверхценным; невротическим и психотическим.
Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми
другими авторами. На наш взгляд, в страхе и тревоге есть общий компонент в
виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или
отсутствие чувства безопасности. Если продолжить общую линию, то тревогу
можно сравнить с глубоко запрятанным страхом диффузного характера.
Тревога как предчувствие опасности, неопределенное чувство беспокойства
наиболее часто проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно
прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.
Тревога имеет своим мотивом антиципацию (предвосхищение) неприятности и в
своей рациональной основе содержит опасения по поводу возможности ее
появления. Как показывают наблюдения, тревога в большей мере присуща людям с
развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, к тому
же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих.
В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство
ответственности за жизнь и благополучие себя и близких лиц.
Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим
образом: 1) тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее; 2) тревога -
скорее предчувствие, а страх - чувство опасности; 3) тревога обладает в
большей степени возбуждающим, а страх - тормозящим воздействием на психику.
Тревога более характерна для лиц с холерическим, страх - флегматическим
темпераментом; 4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и
абстрактный характер, страх - более определенный и конкретный, образуя
психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание опасности
проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим
источником главным образом прошлый травмирующий опыт; 6) несмотря на свою
неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а
страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога
скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен; 7) тревога -
социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического
реагирования при наличии угрозы.
Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и
страха и не учитывают переходных состояний. При изложении дальнейшего
материала мы будем придерживаться точки зрения об относительно ведущей роли
тревоги или страха, помня о том, что они имеют одну и ту же основу в виде
чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры
личности, жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение как
тревоги, так и страха.

Значение страха. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх
выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на
угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную
адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это
своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более
критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким образом может
выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе
формирования личности. Представления об образующих страх источниках
опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом.
Страх может быть и выражением веры эмоционально чувствительных и
впечатлительных детей в наличие тех опасностей, которые олицетворяют
сказочные образы или образы страха, внушенные взрослыми. Подобный страх
ослабевает и сходит на нет по мере накопления реального жизненного опыта и
развития самосознания. В некотором роде страх - способ отграничения "я" от
чужеродного, неприемлемого влияния извне, т. е. страх - это демаркационная
линия личного, безопасного пространства, в котором сохраняется единство "я"
и уверенность в себе. Страх даже может известным образом мобилизовать "я"
перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических
ресурсов. Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту,
в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания
человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица
(в 7 мес), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в 8 мес). Далее он
боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных. Временами он
преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и
жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что
было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и
опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая
этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть
его жизненного опыта. В отличие от так называемых естественных, или
природных, страхов социальные страхи приобретаются путем научения в процессе
формирования личности, выражая определенные ценности, принятые в той или
иной общественной среде.
При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом
характере возникает состояние психического напряжения, скованности,
аффективно заостренного стремления к поиску опоры, чрезмерной зависимости от
внешнего поля. Поведение становится все более пассивным, атрофируются
любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением
в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо
непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная
замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы. Усиливается
несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более
предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные
эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться
пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех
этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на
неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в
себя, в свои силы и возможности.

Диагностика. В опросе на предмет выявления возрастных страхов
участвовали 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из них 1078 мальчиков и
1057 девочек. В опрошенную группу входили все дети без исключения, в том
числе с наличием и отсутствием нервности. Задавался вопрос: "Скажи,
пожалуйста, ты боишься или не боишься", и далее шло перечисление страхов: 1)
когда остаешься один; 2) нападения, бандитов; 3) заболеть, заразиться; 4)
умереть; 5) того, что умрут твои родители; 6) каких-то людей; 7) маму или
папу; 8) того, что они тебя накажут; 9) Бабу Ягу, Кощея Бессмертного,
Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников к чудовищам добавляются
невидимки, скелеты, Черная рука и Пиковая дама (страхи сказочных
персонажей); 10) опоздать в детский сад (школу); 11) перед тем, как заснуть;
12) страшных снов; 13) темноты; 14) волка, медведя, собак, пауков, змей
(страх животных); 15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта); 16)
бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии); 17) когда
очень высоко (страх высоты); 18) когда очень глубоко (страх глубины); 19) в
маленькой, тесной комнате, помещении, туалете (страх замкнутого
пространства); 20) воды; 21) огня; 22) пожара; 23) войны; 24) больших
площадей; 25) врачей (кроме зубных); 26) крови; 27) уколов; 28) боли; 29)
неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

Распространенность страхов. В качестве единицы отсчета используется
среднее число (индекс) страхов от деления суммы всех страхов в том или ином
возрасте на число опрошенных детей.
Среднее число страхов достоверно выше у девочек (9,6), чем у мальчиков
(7,3 - р<0,001), что подтверждает данные о преобладающем числе страхов или
большей чувствительности к ним у лиц женского пола (Bamber J., 1979).
В дошкольном возрасте у 346 мальчиков среднее число страхов составляет
8,2; у 352 девочек - 10,3. В школьном возрасте у 732 мальчиков среднее число
страхов - 6,9; у 705 девочек - 9,2. Из этих данных следует, что в дошкольном
возрасте страхов достоверно больше, чем в школьном, как у мальчиков, так и у
девочек. Среднее число страхов по годам отражено в табл. 1.

Таблица 1. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Возраст Число страхов Возраст Число страхов
в годах Мальчики Девочки в годах Мальчики Девочки
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
3 9 7 9 7 10
4 7 9 10 7 10
5 8 11 11 8 11
6 9 11 12 7 8
7* 9 12 13 8 9
7** 6 9 14 6 9
8 6 9 15 6 7

* Дошкольники.
** Школьники.

Из табл. 1 видно, что у детей наибольшая чувствительность к страхам
проявляется в 7 лет (у детей, еще не посещающих школу). В немалой степени
это объясняется выраженным к этому возрасту страхом смерти и большим
количеством связанных с ним страхов. Достоверно значимое уменьшение числа
страхов у детей 7 лет, посещающих школу, по сравнению с детьми 7 лет -
дошкольниками, - указывает на активирующую роль новой, социальной позиции
школьника. Меньше всего страхов в 15 лет, т. е. к началу юношеского
возраста.
При разделении детей и подростков (по оценке педагога) на нервных и без
видимых проявлений нервности среднее число страхов варьирует в зависимости
от пола детей и их возраста. У девочек-дошкольниц страхов достоверно больше
в группе нервных, в школьном возрасте различия отсутствуют. У мальчиков в
обоих возрастах страхов несколько меньше в группе нервных детей.
Следовательно, нервность у девочек-дошкольниц повышает, а у мальчиков любого
возраста не оказывает существенного влияния на чувствительность к страху.
Связь частых заболеваний и страхов проверялась в дошкольном возрасте.
Страхов относительно больше в группе детей, ослабленных частыми
соматическими и инфекционными заболеваниями.
Процентное соотношение различных страхов у детей представлено в табл.
2. Условно они разделены на 7 групп: "медицинские" (боли, уколов, крови,
врачей и болезней); страхи, связанные с причинением физического ущерба
(неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны);
страхи смерти себя и родителей; страхи животных и сказочных персонажей;
страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные
страхи (людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества);
"пространственные" страхи (высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого
пространства).
Из табл. 2 видно, что страхи нападения и пожара (у девочек вне
возраста), войны и смерти (у девочек вне возраста и мальчиков-школьников),
смерти родителей (у мальчиков и девочек вне возраста), сказочных персонажей
(у девочек-дошкольниц), опоздать (у девочек-школьниц) и глубины (у
девочек-дошкольниц) превышают 50%. У дошкольников (мальчиков и девочек)
достоверно чаще встречаются страхи боли, уколов, транспорта, огня, животных,
сказочных персонажей, страхи перед засыпанием, страхи темноты, страшных
снов, наказания, одиночества, глубины, воды и площадей. В школьном возрасте
преобладают страхи войны, смерти родителей и опоздания. Знание возрастной
динамики страхов позволяет правильно оценить их "своевременность" в каждом
конкретном случае.

Семейная обусловленность страхов. Вначале отметим влияние неполной
семьи (20% от общего числа опрошенных). Значительное увеличение числа
страхов в их семьях происходит прежде всего у мальчиков в старшем дошкольном
возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения,
соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз.
Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык
защиты себя от опасностей, что наиболее развито в филогенезе у
представителей мужского рода.

Таблица 2. Распределение (%) страхов у детей и подростков

Страх Мальчики Девочки
дошкольники школьники дошкольницы школьницы
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -
Боли 32 18 35 25
Уколов 25 8 31 9
Крови 18 11 19 17
Врачей 16 10 15 14
Болезней 27 29 34 29
Неожиданных звуков 28 28 40 37
Нападения 43 39 57 64
Транспорта 15 9 17 12
Огня 34 21 49 39
Пожара 49 49 58 68
Стихии 37 39 44 50
Войны 44 77 65 86
Смерти 47 55 70 60
Смерти родителей 53 93 61 95
Животных 35 23 48 28
Сказочных 40 4 55 6
персонажей
При засыпании 11 3 15 7
Темноты 26 8 14 14
Страшных снов 11 14 39 94
Людей 27 28 29 49
Родителей 8 4 7 4
Наказания 24 12 26 12
Опоздать 18 44 25 53
Одиночества 19 6 27 13
Высоты 26 23 31 27
Глубины 41 17 51 36
Воды 10 4 11 6
Замкнутого 10 6 14 11
пространства
Площадей 14 4 18 6

Рассмотрим выраженность страхов в полных семьях. Абсолютное отсутствие
страхов представляется, во всяком случае в дошкольном возрасте, скорее,
исключением, чем правилом, и достаточно часто служит проявлением
органической расторможенности, некритичности и невысокого интеллектуального
уровня. Так, у мальчиков, у отцов которых наблюдается алкоголизм, количество
страхов достоверно меньше, чем у мальчиков, отцы которых не злоупотребляют
алкоголем.
Бесстрашие у этих мальчиков, нередко граничащее с безрассудством и
игнорированием опасностей, является в своей совокупности известным барьером
невосприятия страха как аффективно переживаемой угрозы для жизни и
безопасности. Кроме этого, "профилактика" страхов в данном случае происходит
и вследствие расторможенного поведения отца, напоминающего в состоянии
алкогольного опьянения тех чудовищ, которых обычно боятся дети. Ребенок как
бы привыкает к такому поведению и даже в чем-то подражает ему, после чего
ему уже не страшны Бармалеи, Кощеи и другие страшные образы.
У дошкольников количество страхов изучено в связи с проживанием в
отдельной или коммунальной квартире, доминированием одного из родителей и
отношениями в семье. У детей, живущих в отдельных квартирах, страхов больше,
чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек, различия у которых
находятся на достоверном уровне. В коммунальной квартире больше сверстников,
возможностей для совместных, эмоционально насыщенных игр, снимающих
естественным образом страхи. В отдельных квартирах дети нередко лишены
непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность страхов
одиночества и темноты. В первую очередь это относится к единственным детям,
в большей степени восприимчивым к страхам родителей.
Мальчики и девочки более боязливы, если считают главной в семье мать, а
не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто испытывает
нервно-психическую перегрузку, что создает дополнительное напряжение в ее
отношениях с детьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства.
Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и
авторитет отца в семье, что затрудняет ролевую идентификацию с ним мальчиков
и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери, если оно
имеет место.
Вне связи с доминированием матери, если мальчики старшего дошкольного
возраста в воображаемой игре "семья" выбирают роль не отца, как это делают
большинство сверстников, а матери, то количество их страхов является
наибольшим. Как правило, это говорит о наличии невротической, основанной на
беспокойстве, привязанности к матери.
Особую чувствительность в плане страхов старшие дошкольники
обнаруживают при наличии конфликтных отношений между родителями. Тогда
индекс страхов достоверно выше, особенно у девочек, чем когда отношения
родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания
факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых
страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов
кошмарных снов и родителей. Все эти страхи являются своеобразными
эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

Другие материалы по теме

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 2 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 3 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 5 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 6 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 7 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 8 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 9 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 10 }

ВНИМАНИЕ! Данные медицинские статьи не могут служить источником информации, необходимой для оказания медицинской помощи, диагностирования заболеваний и лечения пациентов! Вам необходимо пройти консультацию у врачей !!!

html-cсылка на публикацию
Категория: Педиатрия Болезни развитие детей | Добавил: Lerka (25 Ноя 2012)
Просмотров: 537 | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
09:47


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz