Угрозы часто сопровождаются аффектом и порицаниями, но могут быть и одной из форм морального контроля и научения. Угрозы достоверно чаще характерны для матерей (53%), чем для отцов (38%). В отличие от порицаний, свойственных более "пожилым" родителям, угрозы, наоборот, достоверно чаще встречаются у молодых родителей в возрастном интервале до 30 лет. Мотивацией угроз обычно служит недовольство властных и требовательных родителей поведением детей, которое выходит за рамки их привычных представлений, или же угрозы являются средством социализации (предостережений) у тревожно-мнительных и неуверенных в себе родителей. Физические наказания применяют 51% матерей и 36% - отцов; матери наказывают достоверно чаще, чем отцы. Физические наказания при этом чаще используют матери после 40 лет, чем в возрасте 20- 30 лет; у отцов можно отметить тенденцию к их увеличению в возрасте 30-40 лет. Меньше всего наказывают подростков, но и тогда - каждого третьего, несмотря на крайне негативное восприятие и отсутствие эффекта от наказаний. По данным корреляционного анализа, физические наказания у обоих родителей связаны с подгонкой и стремлением торопить детей. У матерей физические наказания сопровождаются общей непоследовательностью в отношениях с детьми обоего пола и аффектом в отношениях с девочками. Физически наказующие отцы более тревожны (у детей обоего пола) и склонны в большей степени контролировать мальчиков. Гиперсоциальные родители меньше физически наказывают детей. Наказаний меньше при супружеском конфликте, поскольку каждый из родителей использует их в качестве повода для обвинений. Физические наказания чаще всего представлены у властных и аффективно неустойчивых родителей, без конца понукающих детей и вымещающих на них свое раздражение и недовольство. Следует заметить, что дети с неврозами не могут перенести не столько физическую боль, сколько нравственную - несправедливость, проявленную к ним, непонимание, отсутствие сочувствия и помощи. Вместе с тем при физических наказаниях, обычно идущих на фоне частых запретов, нарастает возбудимость детей, создавая ложный эффект синдрома гиперактивности и одновременно реактивную тормозимость по типу "копания на одном месте" и "упрямства". Тогда, чем больше наказаний, тем меньше их воздействие и больше психогенно обусловленных нарушений поведения. Патологическая роль наказаний особенно заметна в младшем возрасте, поскольку сопровождается борьбой с активностью детей как проявлением их темперамента, воли и формирующегося чувства "я". Приведем в качестве иллюстрации рассказ старшего брата про младшего, которому 1,5 года: "Мама бьет Тольку, и ремень у нас в доме всегда висит наготове".- "За что?" - "Ой, вы не знаете, какой он. То кричит, то лезет к окну, то падает, то капризничает. Тогда мама его и бьет, у него всегда рубцы на теле. Если папа останется с Толькой, то к вечеру у папы сердечный приступ. А еще мама держала Тольку над горшком целый час, а он - ничего. Как только ему надели штаны, он сразу и наложил в них. За это тоже била. В общем, много всего".- "А тебя мама била?" - "Да, била, конечно, теперь я слушаюсь".- Добавим, что старший лечится у нас по поводу невроза страха, будучи "забитым" и пугливым, несамостоятельным и инфантильным, неоткровенным с родителями и зависимым в общении со сверстниками, несмотря на свой относительно высокий уровень интеллектуального развития. Он часто пропускает школу, потому что тревожная и одновременно властная мать продолжает во всем опекать, окружая его мальчишеское "я" бесчисленными предохранениями и запретами. Отец, мягкий и зависимый по характеру, не играет никакой роли в семье. Когда у старшего брата в результате игровой психотерапии прошли страхи, он стал более самостоятельным и даже начал "грубить" матери, т. е. высказывать свое мнение. Вместе с тем в нем осталась глубоко укоренившаяся общая боязливость - настороженность типа трусости, и он единственный из игровой группы отказался выполнить заключительное самостоятельное задание. Рассмотренные функции контроля: подгонка, порицания, угрозы и физические наказания - обусловлены как личностными особенностями родителей, так и отношениями в семье, причем у матерей они тесно связаны с доминантностью и твердостью характера, отражая, вместе с тем, их аффективную неустойчивость и нервность. У отцов крайние формы выражения контроля в большей степени, чем у матерей, связаны с тревожностью, нередко неуверенностью в себе и мнительностью. Всем этим создается эффект "бумажного тифа", когда отцы не настолько строги, насколько они пытаются таковыми представить себя, скорее играя традиционную мужскую роль, чем соответствуя ей реально. В другом, менее типичном, варианте твердые по характеру отцы паранойяльно бескомпромиссно и эпилептоидно жестоко расправляются с детьми при их малейшем непослушании, а матери беспомощны и не способны смягчить крайности отношения отца. Подобная ситуация более типична в семьях детей с психопатическим развитием, прежде всего у мальчиков. Обучение - следующий фактор воспитания, о котором неоднократно шла речь раньше. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению - привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Это случаи, когда родители требуют, чтобы ребенок второго года жизни одевался самостоятельно, не шелохнувшись, сидел за столом, говорил "здравствуйте", "пожалуйста", "спасибо", еще не понимая значения этих слов. Здесь и чрезмерно ранняя рационализация чувств, и завышенный уровень притязаний родителей в отношении успехов детей, которые должны, скорее, соответствовать взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и искренним поведением. Интенсивность воспитательных мероприятий выражается феноменом психологического прессинга - избыточного морального давления на детей: обязывания их думать и поступать определенным, раз и навсегда заданным, способом; ожидания больших успехов, оправдывающих честолюбивые установки родителей; чрезмерного контроля за поведением и интеллектуальными достижениями, как и безоговорочного принуждения к чтению, занятиям иностранными языками. Это создает непосильную нервно-психическую нагрузку у детей с ведущим первосигнальным типом восприятия действительности. Время, затрачиваемое на воспитание, тесно связано с отношением родителей к семейным обязанностям, занятостью на работе и характером семейных отношений. И мать, и отец проводят в семье не меньше времени, чем в норме, но вследствие односторонне выраженной и конфликтной структуры семейных отношений роль одного из них, обычно отца, недостаточна для реального контакта с детьми. Своеобразным откликом на это является гиперопека детей со стороны матери и восполнение ею недостающих отцовских функций в отношениях с детьми при неизбежной потере материнской нежности и отзывчивости. Рассмотренные особенности воспитания при неврозах у детей образуют в своей совокупности 35 пунктов, соответственно числу изученных факторов. Чем больше их задействовано в той или иной семье, тем больше риск появления невротических расстройств у детей. При изучении воспитания заслуживают внимания данные вопросника PARI, использованного у 219 матерей детей с неврозами и 180 матерей детей в норме. Приводятся достоверные различия. По сравнению с нормой наибольшие различия обнаружены в отношении матери к мальчикам, т. е. оно, в отличие от отношений к девочкам, имеет больше отклонений. Прежде всего, это излишняя эмоциональная концентрация матери на сыне (2-й фактор), сопровождаемая чрезмерным вмешательством в его жизнь (20-й признак), подавлением любых форм сопротивления (4-й признак), как и репрессией сексуальных интересов или половой направленности личности (18-й признак). Однако у этих же матерей существуют большие, чем в норме, опасения обидеть ребенка (6-й признак), т. е. они испытывают чувство вины. Более выражен, чем в норме, 9-й признак - вспыльчивость, раздражительность матери. В отношении матери к девочкам различия с нормой отмечаются только по 4-му признаку - подавление сопротивления дочерей, что представляет собой общий с мальчиками отрицательный аспект отношения матери при неврозах у детей. У матерей есть тенденция ограничивать внешние влияния при воспитании дочери, т. е. то, что мы неоднократно обозначали как стремление матери к образованию с дочерью эмоционально изолированной подгруппы в семье. В известной мере это - проявление более активной, чем в семьях мальчиков, конфликтной позиции в отношениях с отцом. Зато в семьях мальчиков мать в большей степени, как мы убедились, проявляет свои конфликтные отношения непосредственно с детьми. При сравнении различий с нормой в зависимости от возраста детей (3-7, 7-10, 10-15 лет) отношение матери имеет большее число отклонений в семьях мальчиков с неврозами в дошкольном возрасте, у девочек - без различий. В данной связи представляет интерес уклонение матерей от эмоционального контакта с мальчиками дошкольного возраста (16-й признак), в то время как у подростков оно сходит на нет. Эти данные подтверждают уже рассмотренный нами ранее феномен неприятия мальчиков с неврозами в первые годы жизни. У девочек нет подобных различий. Мы видим, что вопросник PARI улавливает большую патогенность в отношении матери к мальчикам в дошкольном возрасте, когда они, как никогда, нуждаются в эмоционально теплом, любящем отношении матери и не получают его. Уже с этим в немалой мере закладываются основы для появления у мальчиков эмоциональных расстройств - центрального звена в клинической картине неврозов. Сравнение особенностей воспитания в зависимости от возраста матерей показывает увеличение излишней эмоциональной концентрации на ребенке (2-й фактор) в возрасте свыше 40 лет, что сопровождается, как правило, и большей его опекой. При сравнении клинических форм невроза между собой и с нормой больше всего отклонений в воспитании обнаруживается у детей при обсессивном неврозе, затем - истерическом неврозе. Так, при обсессивном неврозе у детей матери чаще, чем при других неврозах и норме, создают излишнюю зависимость ребенка от себя (2-й признак), ограничивают внешние влияния семьи (10-й признак) и половые интересы у детей (18-й признак), чрезмерно вмешиваясь в их жизнь (20-й признак). Больше всего они боятся и обидеть детей (6-й признак). Результатом действия перечисленных признаков будет излишняя эмоциональная концентрация на ребенке (2-й фактор). При обсессивном неврозе у детей матери также обладают большей вспыльчивостью и раздражительностью (9-й признак). Различия получены и по 4-му фактору - отношения к семейной роли, которая не устраивает мать, поскольку она тяготится ролью только хозяйки дома, будучи больше ориентированной на достижения в профессиональной деятельности. Обратимся к данным интервью со 119 родителями, в котором перечисляются сгруппированные определенным образом отклоняющиеся черты поведения и характера детей. Матери, в отличие от отцов, обнаруживают большее суммарное число отклонений в поведении и характере мальчиков, а не девочек. У отцов, наоборот, более характерологически и поведенчески отягощенная оценка дается девочкам, а не мальчикам. И хотя различия в целом, как у матерей, так и у отцов, выглядят как тенденция, можно сделать вывод о большей проблемности в восприятии детей противоположного с родителями пола. Матери чаще, чем отцы, выделяют паранойяльноподобные (у мальчиков), доминантные и неустойчивые (у девочек), истерические (у мальчиков и девочек) черты характера. Отцы больше, чем матери, выделяют тормозимые (у мальчиков), интровертированные (у мальчиков и девочек) и конформные (у мальчиков) черты характера. Во многом подобные оценки представляют собой проекцию собственных черт характера родителей, более свойственную родителям одноименного с ребенком пола. Это указывает и на общий тип конституционально обусловленного реагирования в семье. Помимо интервью, родители в письменном виде отвечали на составленный нами вопросник из 360 черт характера и поведения детей. Полученные характеристики распределены по следующим шкалам: 1 - эмоционально заостренная чувствительность - сензитивность; 2 - подверженность страхам - боязливость; 3 - неуверенность в себе - тормозимость; 4 - неустойчивость в поведении - нестабильность; 5 - повышенная возбудимость; 6 - конфликтность - негативность; 7 - проблемность в отношениях с детьми как суммарная выраженность всех предшествующих шкал. Вопросник применялся у 175 матерей и 123 отцов детей с неврозами; в норме - у 247 матерей и 82 отцов. Приводятся достоверные различия. Матери мальчиков и девочек, отцы мальчиков оценивают детей с неврозами, в отличие от нормы, как более сензитивных, боязливых, тормозимых, неустойчивых, возбудимых и конфликтных. Больше и проблемность в отношениях с детьми при неврозах. Отцы девочек с неврозами считают их более сензитивными, боязливыми, тормозимыми и неустойчивыми. Таким образом, оба родителя оценивают мальчиков и девочек по сравнению с нормой как более сензитивных, боязливых, тормозимых и неустойчивых, подчеркивая невротические проявления в их личности. По мере увеличения возраста детей суммарная шкала "проблемность или сложность в отношениях с детьми" не претерпевает изменения при неврозах, тогда как в норме ее выраженность уменьшается в подростковом возрасте. Обусловлено это большей гибкостью родителей в норме, перестраивающих свою тактику взаимоотношений с детьми старшего возраста. Рассмотрим оценки родителями детей с различными клиническими формами невроза. Боязливыми и тормозимыми матери чаще всего определяют детей с неврозом страха, конфликтными (негативными) и проблемными в отношениях с ними - детей с истерическим неврозом. У отцов проблемность в отношениях с детьми более всего выражена при истерическом неврозе. Таким образом, конфликтность и проблемность в отношениях с детьми чаще всего присутствуют при истерическом неврозе. Данные по шкалам вопросника оценки детей родителями распределены по среднему баллу. В группах ниже и выше среднего балла рассмотрены показатели вопросника Айзенка. Приводятся достоверные различия. По вопроснику Айзенка мальчиков, как неустойчивых в поведении, чаще оценивают экстравертированные в плане общительности матери. Экстравертированные отцы чаще определяют девочек как боязливых, а мальчиков - как менее конфликтных. Отцы с относительно более выраженным нейротизмом чаще считают мальчиков сензитивными и детей обоего пола - конфликтными (негативными и упрямыми). Отцы и матери с более выраженным нейротизмом чаще определяют девочек неустойчивыми в поведении, а матери считают их и боязливыми. Помимо этого, оба родителя с выраженным нейротизмом чаще указывают на проблемность в отношениях с девочками; у отцов это распространяется и на мальчиков. Отцы при холерическом темпераменте считают более проблемными отношения с дочерьми, а при меланхолическом - с сыновьями. Темперамент матери менее сказывается на характере оценок детей (но значительно - на обращении с ними). Показатели шкал вопросника оценки характера и поведения детей, разделенного на группы больше и меньше среднего балла, сопоставлялись также с показателями профиля и дополнительных шкал MMPI. Шкала "эмоционально заостренная чувствительность - сензитивность". Мальчиков как сензитивных чаще определяют матери с более выраженными показателями по 4-й шкале - "психопатичность", т. е. внутренне противоречивые и конфликтные. Отцы находят мальчиков сензитивными при более высоких показателях по 1-й шкале - "ипохондричность". По 5-й шкале "менее женственные" матери оценивают девочек, а "более мужественные" отцы - мальчиков как менее эмоционально чувствительных (сензитивных). Следовательно, признак "мужественности" у родителей того же пола является одним из условий восприятия детей как менее эмоционально чувствительных. Верным будет и то, что эмоционально чувствительными детей чаще находят родители того же пола, с более высокими показателями по шкале "женственность". Обычно это более мягкие по характеру родители. Шкала "подверженность страхам - боязливость". Боязливыми детей чаще определяют матери с более выраженными показателями по шкалам 4 - "психопатичность" и 6 - "паранойяльность"; боязливыми только девочек чаще находят ипохондричные (1-я шкала) и социально интровертированные (0 шкала) матери. У отцов различия отсутствуют. Шкала "неуверенность в себе - тормозимость". Девочек менее тормозимыми считают матери при более выраженных шкалах 2 - "депрессивность", 3 - "истероидность", 7 - "психастеничность", 8 - "шизоидность", 0 - "социальная интровертированность". Отцы находят мальчиков более тормозимыми при выраженности тех же шкал (за исключением социальной интроверсии). Более тормозимыми также будут мальчики у "менее мужественных" (5-я шкала) и паранойяльно настроенных (6-я шкала) отцов, мальчики и девочки - у эмоционально возбудимых, раздражительных и обидчивых отцов (9-я шкала - "гипоманиакальность"). Шкала "неустойчивость в поведении - нестабильность". Все различия касаются только мальчиков. При определении их как неустойчивых, у обоих родителей выражены шкалы 7 - "психастеничность" и О - "социальная интровертированность". Это ситуация, когда тревожно-мнительные и недостаточно контактные родители не переносят детской активности, шума и непосредственного выражения эмоций. Более нестабильными находят мальчиков матери с относительно более высокими показателями по шкале 6 - "паранойяльность" и 8 - "шизоидность". Напомним, что эти шкалы при средних значениях указывают прежде всего на нетерпимость и негибкость мышления, недоверчивость, склонность к образованию сверхценных идей, а также недостаточную эмоциональность и отзывчивость, формализм в отношениях с детьми. Нестабильными также определяют мальчиков эмоционально неудовлетворенные и депримированные отцы, с неустойчивой, большей частью низкой, самооценкой (шкала 2 - депрессия"), как и менее "мужественные" отцы (шкала 5 - "мужественность - женственность"). Шкала "повышенная возбудимость". Матери, оценивающие возбудимыми мальчиков, обладают меньшей женственностью (5-я шкала), более выраженными показателями по шкалам 6 - "паранойяльность" и 0 - "социальная интровертированность". Это ситуация, когда твердые по характеру, резкие в обращении, нетерпимые и испытывающие затруднения в межличностных контактах матери не переносят эмоционально экспрессивного и самостоятельного поведения сыновей. Отцы, считающие дочерей возбудимыми, имеют более высокое показатели по 9-й шкале "гипоманиакальность", т. е. они сами эмоционально возбудимы, несдержанны и раздражительны. Шкала "конфликтность - негативность". Для матерей, считающих мальчиков негативными к ним и конфликтными, характерны паранойяльные черты личности и затруднения в межличностных контактах (шкалы 6 - "паранойяльность" и 0 - "социальная интровертированность"). Отцы, определяющие мальчиков конфликтными, имеют более высокие показатели по шкалам "депрессия", "психопатия" и "паранойя". Эти отцы, таким образом, сами эмоционально не удовлетворены, испытывают моральный дискомфорт, конфликтны и непримиримы к другому мнению, склонны к образованию (как и матери) сверхценных идей о трудном, несговорчивом, вредном и упрямом характере сыновей. Шкала "проблемность в отношениях с детьми" - суммарное выражение всех предшествующих шкал. Наиболее тесно она связана со шкалой MMPI - "паранойяльность", т. е. родители, расценивающие трудным характер и поведение детей, особенно мальчиков, недоверчивы и подозрительны, нетерпимы и упрямы, негибки в суждениях и склонны к образованию ситуационно обусловленных сверхценных идей. Изучение оценок детей в зависимости от свойств характера и личности родителей показывает, что чем более выражены у них неблагоприятные черты личности, тем чаще они находят их у детей, в первую очередь у мальчиков, что является одной из причин более частого возникновения у них невротических расстройств. Именно мальчикам приписывается многое из того, что есть фактически у самих родителей: боязливость и неустойчивость, возбудимость и конфликтность. Определенное значение в этом имеет и конституциональный, общий у родителей и детей тип нервнопсихического реагирования. Наш успешный опыт психотерапии показывает, что дети с неврозами не настолько трудны и проблемны в поведении, какими их привыкли видеть характерологически отягощенные и невротически расстроенные родители. Перейдем к рассмотрению взаимосвязи между характеристиками личности родителей по дополнительным шкалам MMPI и оценкой характера и поведения детей. Перечислим еще раз 9 отобранных нами дополнительных шкал MMPI: тревожность, контроль, сила "я", доминантность, лидерство, играние ролей, зависимость, общая личностная изменчивость, общая плохая приспособляемость. Шкала "эмоционально заостренная чувствительность - сензитивностъ". Детей как повышенно эмоционально чувствительных (сензитивных) чаще определяют тревожные и личностно изменчивые (нестабильные) родители (за исключением матерей девочек). У отцов сензитивных мальчиков выражена общая плохая приспособляемость. Чем больше лидерство у матерей, тем менее часто они признают мальчиков эмоционально чувствительными. У отцов успешное лидерство приводит к более частому определению девочек как чувствительных. Таким образом, лидерство у матерей препятствует, а у отцов - способствует определению детей другого пола как эмоционально чувствительных. Лидирующие, подчеркнуто "деловые" женщины имеют обыкновение негативно воспринимать эмоциональную чувствительность лиц мужского пола, в том числе сыновей. Отцы с более высоким социально-психологическим статусом, силой "я" и контролем более положительно воспринимают эмоциональную чувствительность лиц женского пола, в том числе дочерей. Шкала "подверженность страхам - боязливость". Более боязливыми детей чаще считают тревожные и личностно нестабильные родители. Отцы находят девочек боязливыми при меньшей силе "я", мальчиков - при отсутствии доминантности в характере и общей плохой приспособляемости. Матери боязливых девочек более зависимы. Чем хуже матери мальчиков и отцы девочек играют роли, тем чаще они считают детей боязливыми; у отцов девочек это отмечается также при меньшей силе "я". Шкала "неуверенность в себе - тормозимость". Тормозимыми обычно признаются мальчики у тревожных родителей, обладающих общей личностной изменчивостью и плохой приспособляемостью. Если у матерей при этом большая сила "я", то у отцов, наоборот, меньшая. Отцы тормозимых мальчиков и девочек более зависимы. У менее тормозимых девочек матери более тревожны и личностно изменчивы, хуже играют роли. Отцы тормозимых девочек имеют меньшую силу "я" и способность к лидерству, они личностно изменчивы (нестабильны). Таким образом, тормозимости детей того же пола, что и оценивающий родитель, способствуют, как мы видим, противоположные черты характера матерей и отцов; у отцов мальчиков - это тревожность и личностная изменчивость, у матерей девочек - отсутствие тревожности и личностная стабильность. У мальчиков отцы не могут быть примером уверенного в себе и адаптивного поведения. У девочек тормозимость - следствие чрезмерно сильного психологического давления не сомневающейся в себе матери. Шкала "неустойчивость в поведении - нестабильность". Неустойчивыми детей определяют родители с большей силой "я" и одновременно с общей личностной изменчивостью, а также матери мальчиков и отцы девочек с выраженным лидерством. Матери, плохо играющие роли (у девочек - и менее доминантные), оценивают детей как менее стабильных. Нестабильными будут и девочки у тревожных и плохо приспособленных матерей и отцов с выраженным контролем, а также мальчики у тревожных отцов. Шкала "повышенная возбудимость". Возбудимыми будут дети у тревожных и личностно нестабильных, а также с большей силой "я" и лидерством родителей. Вместе с тем у возбудимых девочек оба родителя менее доминантны, т. е. не обладают властностью, лучше играют роли; у отцов более выражен контроль. Шкала "конфликтность - негативность". Детей как упрямых, конфликтных и негативных чаще всего оценивают матери с большей силой "я" и личностной изменчивостью; тревожные и личностно нестабильные отцы. Шкала "проблемность в отношениях с детьми" выражена у тревожных и личностно изменчивых (нестабильных) родителей, а также в семьях девочек у матерей с большей силой "я", доминантностью и зависимостью, у матерей и отцов с выраженными показателями по шкале "лидерство". Более проблемными будут отношения с детьми у родителей, плохо играющих роли (за исключением матерей мальчиков).
Другие материалы по теме
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 2 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 3 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 4 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 5 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 6 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 7 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 8 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 9 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 10 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 11 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 12 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 13 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 14 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 15 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 16 }
ВНИМАНИЕ! Данные медицинские статьи не могут служить источником информации, необходимой для оказания медицинской помощи, диагностирования заболеваний и лечения пациентов! Вам необходимо пройти консультацию у врачей !!!