Пятница, 28 Янв 2022, 11:06
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Народные средства, рецепты, методы лечения. [2771]
Здоровье, медицина, болезни, лекарства и т.п [3261]
Диеты [23]
Лекарства по алфавиту [2241]
Острые инфекционные болезни [120]
Нервные и психические расстройства [68]
Педиатрия Болезни развитие детей [219]
Болезни органов пищеварения [84]
Болезни органов дыхания [50]
Болезни органов кровообращения [78]
Болезни системы крови [43]
Кожные и венерические болезни [42]
Болезни органов мочевой системы [69]
Болезни органов зрения [37]
Болезни зубов и полости рта [29]
Болезни половых органов [35]
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ [56]
Для женщин
СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ [83]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ [42]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОД ЗА ТЕЛОМ [37]
Для женщин
Народная медицина [167]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51555


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Медицина и Здоровье » Педиатрия Болезни развитие детей

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 17 }
Угрозы часто сопровождаются аффектом и порицаниями, но могут быть и
одной из форм морального контроля и научения. Угрозы достоверно чаще
характерны для матерей (53%), чем для отцов (38%). В отличие от порицаний,
свойственных более "пожилым" родителям, угрозы, наоборот, достоверно чаще
встречаются у молодых родителей в возрастном интервале до 30 лет.
Мотивацией угроз обычно служит недовольство властных и требовательных
родителей поведением детей, которое выходит за рамки их привычных
представлений, или же угрозы являются средством социализации
(предостережений) у тревожно-мнительных и неуверенных в себе родителей.
Физические наказания применяют 51% матерей и 36% - отцов; матери
наказывают достоверно чаще, чем отцы. Физические наказания при этом чаще
используют матери после 40 лет, чем в возрасте 20- 30 лет; у отцов можно
отметить тенденцию к их увеличению в возрасте 30-40 лет. Меньше всего
наказывают подростков, но и тогда - каждого третьего, несмотря на крайне
негативное восприятие и отсутствие эффекта от наказаний.
По данным корреляционного анализа, физические наказания у обоих
родителей связаны с подгонкой и стремлением торопить детей. У матерей
физические наказания сопровождаются общей непоследовательностью в отношениях
с детьми обоего пола и аффектом в отношениях с девочками. Физически
наказующие отцы более тревожны (у детей обоего пола) и склонны в большей
степени контролировать мальчиков. Гиперсоциальные родители меньше физически
наказывают детей. Наказаний меньше при супружеском конфликте, поскольку
каждый из родителей использует их в качестве повода для обвинений.
Физические наказания чаще всего представлены у властных и аффективно
неустойчивых родителей, без конца понукающих детей и вымещающих на них свое
раздражение и недовольство. Следует заметить, что дети с неврозами не могут
перенести не столько физическую боль, сколько нравственную -
несправедливость, проявленную к ним, непонимание, отсутствие сочувствия и
помощи. Вместе с тем при физических наказаниях, обычно идущих на фоне частых
запретов, нарастает возбудимость детей, создавая ложный эффект синдрома
гиперактивности и одновременно реактивную тормозимость по типу "копания на
одном месте" и "упрямства". Тогда, чем больше наказаний, тем меньше их
воздействие и больше психогенно обусловленных нарушений поведения.
Патологическая роль наказаний особенно заметна в младшем возрасте, поскольку
сопровождается борьбой с активностью детей как проявлением их темперамента,
воли и формирующегося чувства "я".
Приведем в качестве иллюстрации рассказ старшего брата про младшего,
которому 1,5 года: "Мама бьет Тольку, и ремень у нас в доме всегда висит
наготове".- "За что?" - "Ой, вы не знаете, какой он. То кричит, то лезет к
окну, то падает, то капризничает. Тогда мама его и бьет, у него всегда рубцы
на теле. Если папа останется с Толькой, то к вечеру у папы сердечный
приступ. А еще мама держала Тольку над горшком целый час, а он - ничего. Как
только ему надели штаны, он сразу и наложил в них. За это тоже била. В
общем, много всего".- "А тебя мама била?" - "Да, била, конечно, теперь я
слушаюсь".- Добавим, что старший лечится у нас по поводу невроза страха,
будучи "забитым" и пугливым, несамостоятельным и инфантильным, неоткровенным
с родителями и зависимым в общении со сверстниками, несмотря на свой
относительно высокий уровень интеллектуального развития. Он часто пропускает
школу, потому что тревожная и одновременно властная мать продолжает во всем
опекать, окружая его мальчишеское "я" бесчисленными предохранениями и
запретами. Отец, мягкий и зависимый по характеру, не играет никакой роли в
семье. Когда у старшего брата в результате игровой психотерапии прошли
страхи, он стал более самостоятельным и даже начал "грубить" матери, т. е.
высказывать свое мнение. Вместе с тем в нем осталась глубоко укоренившаяся
общая боязливость - настороженность типа трусости, и он единственный из
игровой группы отказался выполнить заключительное самостоятельное задание.
Рассмотренные функции контроля: подгонка, порицания, угрозы и
физические наказания - обусловлены как личностными особенностями родителей,
так и отношениями в семье, причем у матерей они тесно связаны с
доминантностью и твердостью характера, отражая, вместе с тем, их аффективную
неустойчивость и нервность. У отцов крайние формы выражения контроля в
большей степени, чем у матерей, связаны с тревожностью, нередко
неуверенностью в себе и мнительностью. Всем этим создается эффект "бумажного
тифа", когда отцы не настолько строги, насколько они пытаются таковыми
представить себя, скорее играя традиционную мужскую роль, чем соответствуя
ей реально. В другом, менее типичном, варианте твердые по характеру отцы
паранойяльно бескомпромиссно и эпилептоидно жестоко расправляются с детьми
при их малейшем непослушании, а матери беспомощны и не способны смягчить
крайности отношения отца. Подобная ситуация более типична в семьях детей с
психопатическим развитием, прежде всего у мальчиков.
Обучение - следующий фактор воспитания, о котором неоднократно шла речь
раньше. Характерно стремление родителей к чрезмерно раннему обучению -
привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены. Это случаи,
когда родители требуют, чтобы ребенок второго года жизни одевался
самостоятельно, не шелохнувшись, сидел за столом, говорил "здравствуйте",
"пожалуйста", "спасибо", еще не понимая значения этих слов. Здесь и
чрезмерно ранняя рационализация чувств, и завышенный уровень притязаний
родителей в отношении успехов детей, которые должны, скорее, соответствовать
взрослым стандартам поведения, чем быть детьми с их непосредственным и
искренним поведением.
Интенсивность воспитательных мероприятий выражается феноменом
психологического прессинга - избыточного морального давления на детей:
обязывания их думать и поступать определенным, раз и навсегда заданным,
способом; ожидания больших успехов, оправдывающих честолюбивые установки
родителей; чрезмерного контроля за поведением и интеллектуальными
достижениями, как и безоговорочного принуждения к чтению, занятиям
иностранными языками. Это создает непосильную нервно-психическую нагрузку у
детей с ведущим первосигнальным типом восприятия действительности.
Время, затрачиваемое на воспитание, тесно связано с отношением
родителей к семейным обязанностям, занятостью на работе и характером
семейных отношений. И мать, и отец проводят в семье не меньше времени, чем в
норме, но вследствие односторонне выраженной и конфликтной структуры
семейных отношений роль одного из них, обычно отца, недостаточна для
реального контакта с детьми. Своеобразным откликом на это является
гиперопека детей со стороны матери и восполнение ею недостающих отцовских
функций в отношениях с детьми при неизбежной потере материнской нежности и
отзывчивости.
Рассмотренные особенности воспитания при неврозах у детей образуют в
своей совокупности 35 пунктов, соответственно числу изученных факторов. Чем
больше их задействовано в той или иной семье, тем больше риск появления
невротических расстройств у детей.
При изучении воспитания заслуживают внимания данные вопросника PARI,
использованного у 219 матерей детей с неврозами и 180 матерей детей в норме.
Приводятся достоверные различия. По сравнению с нормой наибольшие различия
обнаружены в отношении матери к мальчикам, т. е. оно, в отличие от отношений
к девочкам, имеет больше отклонений. Прежде всего, это излишняя
эмоциональная концентрация матери на сыне (2-й фактор), сопровождаемая
чрезмерным вмешательством в его жизнь (20-й признак), подавлением любых форм
сопротивления (4-й признак), как и репрессией сексуальных интересов или
половой направленности личности (18-й признак). Однако у этих же матерей
существуют большие, чем в норме, опасения обидеть ребенка (6-й признак), т.
е. они испытывают чувство вины. Более выражен, чем в норме, 9-й признак -
вспыльчивость, раздражительность матери. В отношении матери к девочкам
различия с нормой отмечаются только по 4-му признаку - подавление
сопротивления дочерей, что представляет собой общий с мальчиками
отрицательный аспект отношения матери при неврозах у детей. У матерей есть
тенденция ограничивать внешние влияния при воспитании дочери, т. е. то, что
мы неоднократно обозначали как стремление матери к образованию с дочерью
эмоционально изолированной подгруппы в семье. В известной мере это -
проявление более активной, чем в семьях мальчиков, конфликтной позиции в
отношениях с отцом. Зато в семьях мальчиков мать в большей степени, как мы
убедились, проявляет свои конфликтные отношения непосредственно с детьми.
При сравнении различий с нормой в зависимости от возраста детей (3-7,
7-10, 10-15 лет) отношение матери имеет большее число отклонений в семьях
мальчиков с неврозами в дошкольном возрасте, у девочек - без различий. В
данной связи представляет интерес уклонение матерей от эмоционального
контакта с мальчиками дошкольного возраста (16-й признак), в то время как у
подростков оно сходит на нет. Эти данные подтверждают уже рассмотренный нами
ранее феномен неприятия мальчиков с неврозами в первые годы жизни. У девочек
нет подобных различий. Мы видим, что вопросник PARI улавливает большую
патогенность в отношении матери к мальчикам в дошкольном возрасте, когда
они, как никогда, нуждаются в эмоционально теплом, любящем отношении матери
и не получают его. Уже с этим в немалой мере закладываются основы для
появления у мальчиков эмоциональных расстройств - центрального звена в
клинической картине неврозов.
Сравнение особенностей воспитания в зависимости от возраста матерей
показывает увеличение излишней эмоциональной концентрации на ребенке (2-й
фактор) в возрасте свыше 40 лет, что сопровождается, как правило, и большей
его опекой.
При сравнении клинических форм невроза между собой и с нормой больше
всего отклонений в воспитании обнаруживается у детей при обсессивном
неврозе, затем - истерическом неврозе. Так, при обсессивном неврозе у детей
матери чаще, чем при других неврозах и норме, создают излишнюю зависимость
ребенка от себя (2-й признак), ограничивают внешние влияния семьи (10-й
признак) и половые интересы у детей (18-й признак), чрезмерно вмешиваясь в
их жизнь (20-й признак). Больше всего они боятся и обидеть детей (6-й
признак). Результатом действия перечисленных признаков будет излишняя
эмоциональная концентрация на ребенке (2-й фактор). При обсессивном неврозе
у детей матери также обладают большей вспыльчивостью и раздражительностью
(9-й признак). Различия получены и по 4-му фактору - отношения к семейной
роли, которая не устраивает мать, поскольку она тяготится ролью только
хозяйки дома, будучи больше ориентированной на достижения в профессиональной
деятельности.
Обратимся к данным интервью со 119 родителями, в котором перечисляются
сгруппированные определенным образом отклоняющиеся черты поведения и
характера детей. Матери, в отличие от отцов, обнаруживают большее суммарное
число отклонений в поведении и характере мальчиков, а не девочек. У отцов,
наоборот, более характерологически и поведенчески отягощенная оценка дается
девочкам, а не мальчикам. И хотя различия в целом, как у матерей, так и у
отцов, выглядят как тенденция, можно сделать вывод о большей проблемности в
восприятии детей противоположного с родителями пола.
Матери чаще, чем отцы, выделяют паранойяльноподобные (у мальчиков),
доминантные и неустойчивые (у девочек), истерические (у мальчиков и девочек)
черты характера. Отцы больше, чем матери, выделяют тормозимые (у мальчиков),
интровертированные (у мальчиков и девочек) и конформные (у мальчиков) черты
характера. Во многом подобные оценки представляют собой проекцию собственных
черт характера родителей, более свойственную родителям одноименного с
ребенком пола. Это указывает и на общий тип конституционально обусловленного
реагирования в семье.
Помимо интервью, родители в письменном виде отвечали на составленный
нами вопросник из 360 черт характера и поведения детей. Полученные
характеристики распределены по следующим шкалам: 1 - эмоционально
заостренная чувствительность - сензитивность; 2 - подверженность страхам -
боязливость; 3 - неуверенность в себе - тормозимость; 4 - неустойчивость в
поведении - нестабильность; 5 - повышенная возбудимость; 6 - конфликтность -
негативность; 7 - проблемность в отношениях с детьми как суммарная
выраженность всех предшествующих шкал. Вопросник применялся у 175 матерей и
123 отцов детей с неврозами; в норме - у 247 матерей и 82 отцов. Приводятся
достоверные различия. Матери мальчиков и девочек, отцы мальчиков оценивают
детей с неврозами, в отличие от нормы, как более сензитивных, боязливых,
тормозимых, неустойчивых, возбудимых и конфликтных. Больше и проблемность в
отношениях с детьми при неврозах. Отцы девочек с неврозами считают их более
сензитивными, боязливыми, тормозимыми и неустойчивыми. Таким образом, оба
родителя оценивают мальчиков и девочек по сравнению с нормой как более
сензитивных, боязливых, тормозимых и неустойчивых, подчеркивая невротические
проявления в их личности. По мере увеличения возраста детей суммарная шкала
"проблемность или сложность в отношениях с детьми" не претерпевает изменения
при неврозах, тогда как в норме ее выраженность уменьшается в подростковом
возрасте. Обусловлено это большей гибкостью родителей в норме,
перестраивающих свою тактику взаимоотношений с детьми старшего возраста.
Рассмотрим оценки родителями детей с различными клиническими формами
невроза. Боязливыми и тормозимыми матери чаще всего определяют детей с
неврозом страха, конфликтными (негативными) и проблемными в отношениях с
ними - детей с истерическим неврозом. У отцов проблемность в отношениях с
детьми более всего выражена при истерическом неврозе.
Таким образом, конфликтность и проблемность в отношениях с детьми чаще
всего присутствуют при истерическом неврозе.
Данные по шкалам вопросника оценки детей родителями распределены по
среднему баллу. В группах ниже и выше среднего балла рассмотрены показатели
вопросника Айзенка. Приводятся достоверные различия.
По вопроснику Айзенка мальчиков, как неустойчивых в поведении, чаще
оценивают экстравертированные в плане общительности матери.
Экстравертированные отцы чаще определяют девочек как боязливых, а мальчиков
- как менее конфликтных. Отцы с относительно более выраженным нейротизмом
чаще считают мальчиков сензитивными и детей обоего пола - конфликтными
(негативными и упрямыми). Отцы и матери с более выраженным нейротизмом чаще
определяют девочек неустойчивыми в поведении, а матери считают их и
боязливыми. Помимо этого, оба родителя с выраженным нейротизмом чаще
указывают на проблемность в отношениях с девочками; у отцов это
распространяется и на мальчиков.
Отцы при холерическом темпераменте считают более проблемными отношения
с дочерьми, а при меланхолическом - с сыновьями. Темперамент матери менее
сказывается на характере оценок детей (но значительно - на обращении с
ними).
Показатели шкал вопросника оценки характера и поведения детей,
разделенного на группы больше и меньше среднего балла, сопоставлялись также
с показателями профиля и дополнительных шкал MMPI.
Шкала "эмоционально заостренная чувствительность - сензитивность".
Мальчиков как сензитивных чаще определяют матери с более выраженными
показателями по 4-й шкале - "психопатичность", т. е. внутренне
противоречивые и конфликтные. Отцы находят мальчиков сензитивными при более
высоких показателях по 1-й шкале - "ипохондричность". По 5-й шкале "менее
женственные" матери оценивают девочек, а "более мужественные" отцы -
мальчиков как менее эмоционально чувствительных (сензитивных).
Следовательно, признак "мужественности" у родителей того же пола является
одним из условий восприятия детей как менее эмоционально чувствительных.
Верным будет и то, что эмоционально чувствительными детей чаще находят
родители того же пола, с более высокими показателями по шкале
"женственность". Обычно это более мягкие по характеру родители.
Шкала "подверженность страхам - боязливость". Боязливыми детей чаще
определяют матери с более выраженными показателями по шкалам 4 -
"психопатичность" и 6 - "паранойяльность"; боязливыми только девочек чаще
находят ипохондричные (1-я шкала) и социально интровертированные (0 шкала)
матери. У отцов различия отсутствуют.
Шкала "неуверенность в себе - тормозимость". Девочек менее тормозимыми
считают матери при более выраженных шкалах 2 - "депрессивность", 3 -
"истероидность", 7 - "психастеничность", 8 - "шизоидность", 0 - "социальная
интровертированность". Отцы находят мальчиков более тормозимыми при
выраженности тех же шкал (за исключением социальной интроверсии). Более
тормозимыми также будут мальчики у "менее мужественных" (5-я шкала) и
паранойяльно настроенных (6-я шкала) отцов, мальчики и девочки - у
эмоционально возбудимых, раздражительных и обидчивых отцов (9-я шкала -
"гипоманиакальность").
Шкала "неустойчивость в поведении - нестабильность". Все различия
касаются только мальчиков. При определении их как неустойчивых, у обоих
родителей выражены шкалы 7 - "психастеничность" и О - "социальная
интровертированность". Это ситуация, когда тревожно-мнительные и
недостаточно контактные родители не переносят детской активности, шума и
непосредственного выражения эмоций. Более нестабильными находят мальчиков
матери с относительно более высокими показателями по шкале 6 -
"паранойяльность" и 8 - "шизоидность". Напомним, что эти шкалы при средних
значениях указывают прежде всего на нетерпимость и негибкость мышления,
недоверчивость, склонность к образованию сверхценных идей, а также
недостаточную эмоциональность и отзывчивость, формализм в отношениях с
детьми. Нестабильными также определяют мальчиков эмоционально
неудовлетворенные и депримированные отцы, с неустойчивой, большей частью
низкой, самооценкой (шкала 2 - депрессия"), как и менее "мужественные" отцы
(шкала 5 - "мужественность - женственность").
Шкала "повышенная возбудимость". Матери, оценивающие возбудимыми
мальчиков, обладают меньшей женственностью (5-я шкала), более выраженными
показателями по шкалам 6 - "паранойяльность" и 0 - "социальная
интровертированность". Это ситуация, когда твердые по характеру, резкие в
обращении, нетерпимые и испытывающие затруднения в межличностных контактах
матери не переносят эмоционально экспрессивного и самостоятельного поведения
сыновей. Отцы, считающие дочерей возбудимыми, имеют более высокое показатели
по 9-й шкале "гипоманиакальность", т. е. они сами эмоционально возбудимы,
несдержанны и раздражительны.
Шкала "конфликтность - негативность". Для матерей, считающих мальчиков
негативными к ним и конфликтными, характерны паранойяльные черты личности и
затруднения в межличностных контактах (шкалы 6 - "паранойяльность" и 0 -
"социальная интровертированность"). Отцы, определяющие мальчиков
конфликтными, имеют более высокие показатели по шкалам "депрессия",
"психопатия" и "паранойя". Эти отцы, таким образом, сами эмоционально не
удовлетворены, испытывают моральный дискомфорт, конфликтны и непримиримы к
другому мнению, склонны к образованию (как и матери) сверхценных идей о
трудном, несговорчивом, вредном и упрямом характере сыновей.
Шкала "проблемность в отношениях с детьми" - суммарное выражение всех
предшествующих шкал. Наиболее тесно она связана со шкалой MMPI -
"паранойяльность", т. е. родители, расценивающие трудным характер и
поведение детей, особенно мальчиков, недоверчивы и подозрительны, нетерпимы
и упрямы, негибки в суждениях и склонны к образованию ситуационно
обусловленных сверхценных идей.
Изучение оценок детей в зависимости от свойств характера и личности
родителей показывает, что чем более выражены у них неблагоприятные черты
личности, тем чаще они находят их у детей, в первую очередь у мальчиков, что
является одной из причин более частого возникновения у них невротических
расстройств. Именно мальчикам приписывается многое из того, что есть
фактически у самих родителей: боязливость и неустойчивость, возбудимость и
конфликтность. Определенное значение в этом имеет и конституциональный,
общий у родителей и детей тип нервнопсихического реагирования. Наш успешный
опыт психотерапии показывает, что дети с неврозами не настолько трудны и
проблемны в поведении, какими их привыкли видеть характерологически
отягощенные и невротически расстроенные родители.
Перейдем к рассмотрению взаимосвязи между характеристиками личности
родителей по дополнительным шкалам MMPI и оценкой характера и поведения
детей. Перечислим еще раз 9 отобранных нами дополнительных шкал MMPI:
тревожность, контроль, сила "я", доминантность, лидерство, играние ролей,
зависимость, общая личностная изменчивость, общая плохая приспособляемость.
Шкала "эмоционально заостренная чувствительность - сензитивностъ".
Детей как повышенно эмоционально чувствительных (сензитивных) чаще
определяют тревожные и личностно изменчивые (нестабильные) родители (за
исключением матерей девочек). У отцов сензитивных мальчиков выражена общая
плохая приспособляемость. Чем больше лидерство у матерей, тем менее часто
они признают мальчиков эмоционально чувствительными. У отцов успешное
лидерство приводит к более частому определению девочек как чувствительных.
Таким образом, лидерство у матерей препятствует, а у отцов - способствует
определению детей другого пола как эмоционально чувствительных. Лидирующие,
подчеркнуто "деловые" женщины имеют обыкновение негативно воспринимать
эмоциональную чувствительность лиц мужского пола, в том числе сыновей. Отцы
с более высоким социально-психологическим статусом, силой "я" и контролем
более положительно воспринимают эмоциональную чувствительность лиц женского
пола, в том числе дочерей.
Шкала "подверженность страхам - боязливость". Более боязливыми детей
чаще считают тревожные и личностно нестабильные родители. Отцы находят
девочек боязливыми при меньшей силе "я", мальчиков - при отсутствии
доминантности в характере и общей плохой приспособляемости. Матери боязливых
девочек более зависимы. Чем хуже матери мальчиков и отцы девочек играют
роли, тем чаще они считают детей боязливыми; у отцов девочек это отмечается
также при меньшей силе "я".
Шкала "неуверенность в себе - тормозимость". Тормозимыми обычно
признаются мальчики у тревожных родителей, обладающих общей личностной
изменчивостью и плохой приспособляемостью. Если у матерей при этом большая
сила "я", то у отцов, наоборот, меньшая. Отцы тормозимых мальчиков и девочек
более зависимы. У менее тормозимых девочек матери более тревожны и личностно
изменчивы, хуже играют роли. Отцы тормозимых девочек имеют меньшую силу "я"
и способность к лидерству, они личностно изменчивы (нестабильны). Таким
образом, тормозимости детей того же пола, что и оценивающий родитель,
способствуют, как мы видим, противоположные черты характера матерей и отцов;
у отцов мальчиков - это тревожность и личностная изменчивость, у матерей
девочек - отсутствие тревожности и личностная стабильность. У мальчиков отцы
не могут быть примером уверенного в себе и адаптивного поведения. У девочек
тормозимость - следствие чрезмерно сильного психологического давления не
сомневающейся в себе матери.
Шкала "неустойчивость в поведении - нестабильность". Неустойчивыми
детей определяют родители с большей силой "я" и одновременно с общей
личностной изменчивостью, а также матери мальчиков и отцы девочек с
выраженным лидерством. Матери, плохо играющие роли (у девочек - и менее
доминантные), оценивают детей как менее стабильных. Нестабильными будут и
девочки у тревожных и плохо приспособленных матерей и отцов с выраженным
контролем, а также мальчики у тревожных отцов.
Шкала "повышенная возбудимость". Возбудимыми будут дети у тревожных и
личностно нестабильных, а также с большей силой "я" и лидерством родителей.
Вместе с тем у возбудимых девочек оба родителя менее доминантны, т. е. не
обладают властностью, лучше играют роли; у отцов более выражен контроль.
Шкала "конфликтность - негативность". Детей как упрямых, конфликтных и
негативных чаще всего оценивают матери с большей силой "я" и личностной
изменчивостью; тревожные и личностно нестабильные отцы.
Шкала "проблемность в отношениях с детьми" выражена у тревожных и
личностно изменчивых (нестабильных) родителей, а также в семьях девочек у
матерей с большей силой "я", доминантностью и зависимостью, у матерей и
отцов с выраженными показателями по шкале "лидерство". Более проблемными
будут отношения с детьми у родителей, плохо играющих роли (за исключением
матерей мальчиков).

Другие материалы по теме

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 2 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 3 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 4 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 5 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 6 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 7 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 8 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 9 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 10 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 11 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 12 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 13 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 14 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 15 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 16 }

ВНИМАНИЕ! Данные медицинские статьи не могут служить источником информации, необходимой для оказания медицинской помощи, диагностирования заболеваний и лечения пациентов! Вам необходимо пройти консультацию у врачей !!!

html-cсылка на публикацию
Категория: Педиатрия Болезни развитие детей | Добавил: Lerka (25 Ноя 2012)
Просмотров: 400 | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
28 Янв 2022
11:06


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz