Пятница, 26 Апр 2024, 10:58
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Народные средства, рецепты, методы лечения. [2771]
Здоровье, медицина, болезни, лекарства и т.п [3261]
Диеты [23]
Лекарства по алфавиту [2241]
Острые инфекционные болезни [120]
Нервные и психические расстройства [68]
Педиатрия Болезни развитие детей [219]
Болезни органов пищеварения [84]
Болезни органов дыхания [50]
Болезни органов кровообращения [78]
Болезни системы крови [43]
Кожные и венерические болезни [42]
Болезни органов мочевой системы [69]
Болезни органов зрения [37]
Болезни зубов и полости рта [29]
Болезни половых органов [35]
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ [56]
Для женщин
СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ [83]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ [42]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОД ЗА ТЕЛОМ [37]
Для женщин
Народная медицина [167]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Медицина и Здоровье » Педиатрия Болезни развитие детей

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 16 }
Обобщая, можно отметить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у
матерей: 1) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и
тревожно-мнительными чертами характера; 2) инстинктивно и психогенно
детерминированный страх несчастья с ребенком; 3) страх одиночества с
заостренной потребностью в "привязывании" детей; 4) подчеркнутая потребность
в признании, исходящая из истерических черт характера; 5) доминирование в
отношениях с окружающими, создающее феномен подчинения и зависимости; 6)
необщительность; 7) нейротизм и еще в большей степени невротизм.
Любовь родителей к детям в первые годы их жизни рассматривалась ранее,
так что сейчас мы оттеним некоторые ее особенности, характерные и для детей
старшего возраста. Проявления любви далеко не всегда адекватны заботе, так
как последняя может быть основана и на одном чувстве беспокойства. Обычно
речь идет о недостатке теплых и непосредственных чувств к детям, как и
"реальной" любви, в отличие от абстрактной, гипотетической любви вообще.
Мать любит не столько реального ребенка, который всегда в чем-то не
устраивает ее, особенно уже будучи больным неврозом, сколько некую модель
идеального, с ее точки зрения, ребенка. Любовь часто "омрачена" его
первичным неприятием, и в ней отражаются проблемы взаимоотношений родителей.
Ребенок может быть в чем-то нелюбим именно потому, что он напоминает
темперамент и характер того родителя, с которым нет теплых, любящих
отношений. Любовь проявляется только тогда, когда ребенок во всем
оправдывает ожидания и требования взрослых. Любовь в этом случае носит
условный и нередко противоречивый характер. Любовь детей к матери, столь
необходимая в младшем дошкольном и преддошкольном возрасте, часто не
получает достаточного развития из-за чрезмерной принципиальности матери, как
это видно на примере психологического образа Царевны Несмеяны. Осложняет
чувство любви к детям также невротическое состояние матери, проявляемое
тревожно-депримированным фоном настроения, общей заторможенностью и
усталостью. Наконец, родители могут не любить детей потому, что они не
оправдали их завышенных и в чем-то непримиримых установок. Подобная ситуация
патогенно значима прежде всего для подростков, тонко чувствующих и
переживающих, что они становятся не такими, какими их хотели видеть и любить
родители. Но сделать что-либо с собой они не могут, как и изменить отношение
к себе в семье.
Одна из главных проблем в изучаемых семьях, как уже отмечалось, состоит
в том, что родители не успевают полюбить ребенка, когда он еще так нуждается
в этом, особенно в возрасте от 2 до 5 лет. Пока созревает родительское
чувство, пока ребенок начинает приниматься таким, каков он есть, а не таким,
каким он представляется родителям, пока идет война с упрямством и существует
конфликтное противостояние в семье, происходит безвозвратная потеря времени
для развития у детей ответного чувства любви, эмоциональной отзывчивости и
сострадания. Этим объясняется "приставучесть" детей с неврозами, когда они
повышенно требовательны к вниманию окружающих, фактически добиваясь
получения столь необходимых для них чувств любви и признания.
Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и
одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль
разделяется на отношение родителей к дисциплине и конкретное выражение ее в
виде санкций (стимуляция, в том числе подгонка, ограничения, порицания,
угрозы и физические наказания). Далеко не всегда установка на тот или иной
тип дисциплины в семье реализуется на практике, что отражено во фразе
матери: "Я всю жизни приучала его к режиму, а он стремился его нарушать".
Нереализация установок родителей происходит вследствие их тревожной
мнительности и невротического состояния, непоследовательности и конфликтов в
семье.
Контроль (дисциплина) делится на ограничивающий (строгая дисциплина в
семье), разрешающий и средний (сочетание строгости и разрешений). Чрезмерный
контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей: 1)
во всем контролировать детей, проверять каждый шаг; 2) следить за их
попытками сделать что-либо по-своему; 3) ограничивать активность и
самостоятельность; 4) предписывать образ действий; 5) часто запрещать; 6)
ругать за малейшие промахи и недостатки; 7) прибегать к различным санкциям.
Подобный контроль виден на примере отношения родителей к дочери 11 лет.
Эту родившуюся в асфиксии, эмоционально чувствительную и часто болеющую
девочку они решили воспитывать в "рамках", предопределяя во всем ее образ
жизни и наказывая за малейшее непослушание. По счету "раз-два-три" она
должна была немедленно выполнять приказания нетерпимых и нетерпеливых
родителей, не обращающих внимания на ее ухудшающееся состояние и все более
считающих его проявлением распущенности. Мать - инженер по профессии,
обладает холерическим темпераментом, твердым и гиперсоциальным характером.
Отец - флегматик, как и дочь, но он хотел мальчика и, подобно матери,
всячески стремится, чтобы она была быстрой и точной в действиях, во всем
исполнительной и безупречно внимательной при приготовлении уроков. С 5 лет
девочку отдали в спортивную секцию гимнастики, где нетерпеливый, властный и
строгий тренер физически наказывал ее за любую оплошность. В результате
ухудшилось зрение, появились головные боли, расстроился сон, девочка стала
заторможенной - еще более "упрямой" в представлении родителей и легко
устающей. Налицо была клиника неврастении, и, хотя дочь уже освободили от
занятий в школе "олимпийского", в данном случае "невротического", резерва,
нам стоило немалого труда перестроить отношение родителей и оказать помощь
больной.
Чрезмерный контроль часто распространяется на эмоциональную и
двигательную активность детей, непосредственность в выражении чувств,
приготовление уроков и "свободное" времяпрепровождение, которое в данном
случае просто отсутствует. Избыток контроля наблюдается также в отношении
приема пищи и формирования навыков самообслуживания в первые годы жизни
детей. Нередко контроль носит характер тотальных, прямо или косвенно
подразумеваемых запретов, когда запрещается делать что-либо без разрешения
или даже выражать свои желания, что видно из фразы бабушки, обращенной к
внуку: "Нет таких слов - я хочу!". Особенно много запретов, если дети (в
первую очередь мальчики) "не устраивают" взрослых своим темпераментом или
характером. Но даже тогда нет последовательной твердости, а есть главным
образом повышенная принципиальность, компенсирующая собственную
недостаточность в характере родителей, их нерешенные личностные проблемы. К
тому же нередко чрезмерный контроль одного из родителей восполняется
нормальным или разрешающим контролем со стороны другого, что и является, как
правило, основой конфликта по поводу воспитания.
Разрешающий контроль представляет другую его крайность - отсутствие
запретов и предписаний до степени попустительства и полной неспособности
родителей совладать с чувствами детей. Здесь нет стремления контролировать
действия детей, следить за их попытками поступать по-своему; допускаются
полная активность и самостоятельность, отсутствуют порицания и наказания.
Родители во всем идут навстречу и нередко потакают неадекватным, с позиции
здравого смысла, желаниям и требованиям (капризам) детей.
Средний, обычный тип контроля сочетает как некоторую твердость
родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так
и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований
детей. Родители также более терпимы к их недостаткам и слабостям, чем при
стремлении к строгой дисциплине.
В разработанном нами вопроснике "раннее развитие" шкала "строгость в
обращении матери с ребенком первых лет жизни" достоверно более выражена при
неврозах, чем в норме, показывая исходную установку матери на чрезмерный
контроль в отношениях с детьми.
При разделении в последующем контроля только на два типа -
преимущественно ограничивающий или разрешающий - у обоих родителей детей с
неврозами в отличие от нормы заметна только тенденция к преобладанию
ограничивающего контроля. Следовательно, степень ограничений со стороны
матери несколько уменьшается с возрастом детей, т. е. матери становятся
менее категоричными и бескомпромиссными, убеждаясь на практике в
безрезультатности чрезмерных предписаний.
При разделении контроля на три типа в отношении матерей детей с
неврозами в настоящем достоверно преобладает ограничивающий контроль (38%)
над разрешающим (25%) при одинаковой выраженности с ограничивающим среднего
контроля (37%). У отцов ограничивающий контроль (46%) достоверно преобладает
над средним (29%) и разрешающим (25%). У обоих родителей выявляется
тенденция к еще большему преобладанию ограничивающего контроля над
разрешающим в отношении детей того же пола, у матерей по отношению к
девочкам, у отцов - к мальчикам.
Доминирование ограничений над разрешениями больше всего выражено
(достоверно) у матерей при неврастении у детей, у отцов - при истерическом
неврозе и неврозе страха. При последних двух диагнозах отцы ограничивают
наиболее часто мальчиков - в 62%.
При сравнении сочетания типов контроля и заботы у матерей преобладает
сочетание гиперопеки с различными типами контроля. У отцов наиболее частым
является сочетание средней заботы и ограничивающего контроля. Наиболее редко
встречаются у матерей гипоопека и средний или разрешающий контроль. В
последнем случае это выражается "заброшенностью" ребенка, равнодушием к
нему, что типично у детей с психопатическим развитием и асоциальным
поведением.
При истерическом неврозе у детей у матерей преобладает сочетание
гиперопеки как с ограничивающим, так и с разрешающим контролем, т. е. две
его крайности. При неврозе страха типично сочетание гиперопеки и разрешений.
У отцов при истерическом неврозе и неврозе страха у детей чаще выражены
вместе средняя забота и ограничения. При истерическом и обсессивном неврозе
несколько чаще, чем при остальных неврозах, у отцов проявляется недостаток
заботы в сочетании с ограничениями или разрешениями.
Рассмотрим выраженность контрастных типов заботы и контроля у обоих
родителей при различных неврозах у детей. Как со стороны заботы (гиперопека
у одного родителя и гипоопека - у другого), так и со стороны контроля
(ограничения - у одного и разрешения - у другого) контраст чаще всего
встречается в отношениях с детьми при истерическом неврозе, затем при
неврозе страха и обсессивном неврозе. Менее всего он выражен при
неврастении.
Подобно гиперопеке, частым мотивом чрезмерных ограничений у родителей,
особенно матери, является латентно существующий страх или тревога несчастья
с ребенком, от которого можно освободиться повсеместным контролем за его
деятельностью, исключающим самостоятельность и саму возможность опасности.
Другим лейтмотивом повышенных ограничений и требовательности являются
опасения потери контроля, влияния на ребенка при предоставлении ему
необходимой свободы и самостоятельности. Кроме этого, существуют навязчивые
опасения несоответствия его социальным стандартам и предписаниям, выражаемые
фразами: "Он не такой, как все", "А вдруг вырастет не тем, кем нужно". Опять
же в этом родители излишне тревожны и категоричны, в чем находят отражение
тревожные и гиперсоциальные черты их личности. Нередко избыточное
психологическое давление в семье обусловлено буквальным восприятием совета
некоторых воспитателей и учителей усилить принуждение и строгость к детям,
оправдывая их тем, что они "избалованы", хотя фактически они больны.
Показатель IQ по тесту измерения интеллекта Векслера имеет тенденцию к
более высоким показателям у матерей, не придерживающихся чрезмерно строгой
дисциплины в воспитании, у отцов - без различий.
При разделении контроля на преимущественно ограничивающий или
разрешающий (средний тип контроля тогда входит в обе группы) как матери, так
и отцы с твердым характером достоверно чаще запрещают, чем разрешают детям.
При мягком характере матери, наоборот, чаще (достоверно) сторонники
разрешений, чем запретов. У отцов подобная тенденция имеет место в отношении
девочек, к мальчикам они более строги.
По данным корреляционного анализа, контроль больше у родителей с
невысоким (интровертированным) уровнем общительности. Чем более выражен
нейротизм у матери, тем более она строга (ограничивающе) к девочкам; у
мальчиков это представлено тенденцией. У отцов подобные различия не
существенны.
Если мать доминирует в семье, то она обнаруживает достоверно большую
строгость к мальчикам.
При неудовлетворенности браком в семьях девочек матери, по данным
корреляционного анализа, предпочитают строгую дисциплину. В семьях же
девочек матери, конфликтующие с отцами из-за вопросов воспитания, стремятся
также к использованию односторонне строгой дисциплины. Матери, таким
образом, на конфликтную диспозицию в семье отвечают усилением ограничений к
дочери, держа ее в "ежовых рукавицах".
Мы видим, что на выраженность того или иного типа контроля оказывают
значительное влияние как личностные, так и ситуативные факторы в семье.
Патогенное значение крайних выражений контроля можно понять и адекватно
оценить только в сочетании с характером чувств, испытываемых к детям.
Теплота, любовь, доброжелательность оказываются часто более важными
характеристиками, чем строгость или мягкость в отношениях с детьми. Тем не
менее и сам по себе контроль, особенно в плане излишних регламентации,
ограничений и запретов, играет существенную роль в происхождении неврозов у
детей, повышая до критического уровня их возбудимость и тормозимость.
Главное заключается в формировании черт зависимости, несамостоятельности и
неуверенности в характере детей, испытывающих чувство беспокойства каждый
раз, когда они попадают в новую, непривычную для них сферу общения, где нет
родительского контроля и где нужно действовать творчески и инициативно.
Контроль-санкции. Здесь рассматриваются такие стороны отношения
родителей, как стремление торопить (подгонять) детей, частые порицания и
угрозы в их адрес, физические наказания.
Стремление торопить более типично для матерей и встречается в 76% семей
мальчиков и 81% - девочек. Сильнее оно выражено при истерическом неврозе,
отражая эмотивную структуру личности матерей. Причем оба родителя с более
"быстрым", чем у детей, темпераментом (например, холерический или
сангвинический темперамент у родителя и сангвинический или флегматический -
у ребенка) достоверно чаще стимулируют (подгоняют), чем подавляют
(тормозят), активность детей. Если же мать и отец обладают менее "быстрым"
темпераментом, чем у детей, то они склонны (тенденция) к торможению их
активности.
В семьях мальчиков в отличие от семей девочек увеличение контроля
приводит к нарастанию стимуляции детей типа подгонки (по данным
корреляционного анализа). Типичной ситуацией будет постоянная подгонка
мальчика матерью с более активным темпераментом, которая недовольна
темпераментом сына так же, как и темпераментом отца.
Твердые по характеру и доминирующие в семье матери в большей степени
(по данным корреляционного анализа) торопят детей, манипулируя ими, как
куклами-марионетками. У отцов противоположное соотношение, т. е. они больше
торопят детей при мягкости характера и отсутствии доминирования в семье.
Порицания как другая разновидность санкций встречаются у 58% матерей и
39% отцов. Матери ругают детей достоверно чаще по сравнению с отцами.
Некоторое уменьшение порицаний происходит у матерей после 40 лет, отцы
наиболее активны в них в возрасте 30-40 лет. У обоих родителей отмечается
тенденция к уменьшению числа порицаний в подростковом возрасте детей, т. е.,
как правило, при уже возникшем неврозе. По данным корреляционного анализа,
между порицаниями и конфликтом родителей по вопросам воспитания существует
отрицательная связь, т. е. чем более выражен конфликт между родителями, тем
меньше они ругают детей, и наоборот. У матерей подобное значение имеет и
конфликт с отцами в области супружеских отношений, когда отец в той или
иной, в том числе конфликтной, форме пытается противостоять одностороннему
доминированию матери в семье и чрезмерным порицаниям в адрес детей. Особое
значение это имеет в семьях девочек, где порицания у матерей тесно связаны с
нейротизмом, доминантностью и твердостью характера и сопровождаются
выраженным аффектом. Оба родителя, часто ругающие мальчиков, в то же время
непоследовательны с ними, что является дополнительным невротизирующим
фактором.
Когда мать не может сдержаться и на детей периодически обрушивается
поток замечаний, порицаний и наказаний, то это нередко - признак
невротического состояния, доходящего до степени отчаяния и тревоги,
безысходности из-за неразрешимых для матери семейных обстоятельств. Выражено
это следующей фразой: "Возникает ощущение предела, кажется, что больше не
выдержу; меня все раздражает - шум, дети, и тогда я срываюсь, кричу, хотя и
понимаю, что делать этого нельзя".

Другие материалы по теме

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 2 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 3 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 4 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 5 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 6 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 7 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 8 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 9 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 10 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 11 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 12 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 13 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 14 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 15 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 17 }

ВНИМАНИЕ! Данные медицинские статьи не могут служить источником информации, необходимой для оказания медицинской помощи, диагностирования заболеваний и лечения пациентов! Вам необходимо пройти консультацию у врачей !!!

html-cсылка на публикацию
Категория: Педиатрия Болезни развитие детей | Добавил: Lerka (25 Ноя 2012)
Просмотров: 469 | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
10:58


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz