Обобщая, можно отметить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у матерей: 1) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характера; 2) инстинктивно и психогенно детерминированный страх несчастья с ребенком; 3) страх одиночества с заостренной потребностью в "привязывании" детей; 4) подчеркнутая потребность в признании, исходящая из истерических черт характера; 5) доминирование в отношениях с окружающими, создающее феномен подчинения и зависимости; 6) необщительность; 7) нейротизм и еще в большей степени невротизм. Любовь родителей к детям в первые годы их жизни рассматривалась ранее, так что сейчас мы оттеним некоторые ее особенности, характерные и для детей старшего возраста. Проявления любви далеко не всегда адекватны заботе, так как последняя может быть основана и на одном чувстве беспокойства. Обычно речь идет о недостатке теплых и непосредственных чувств к детям, как и "реальной" любви, в отличие от абстрактной, гипотетической любви вообще. Мать любит не столько реального ребенка, который всегда в чем-то не устраивает ее, особенно уже будучи больным неврозом, сколько некую модель идеального, с ее точки зрения, ребенка. Любовь часто "омрачена" его первичным неприятием, и в ней отражаются проблемы взаимоотношений родителей. Ребенок может быть в чем-то нелюбим именно потому, что он напоминает темперамент и характер того родителя, с которым нет теплых, любящих отношений. Любовь проявляется только тогда, когда ребенок во всем оправдывает ожидания и требования взрослых. Любовь в этом случае носит условный и нередко противоречивый характер. Любовь детей к матери, столь необходимая в младшем дошкольном и преддошкольном возрасте, часто не получает достаточного развития из-за чрезмерной принципиальности матери, как это видно на примере психологического образа Царевны Несмеяны. Осложняет чувство любви к детям также невротическое состояние матери, проявляемое тревожно-депримированным фоном настроения, общей заторможенностью и усталостью. Наконец, родители могут не любить детей потому, что они не оправдали их завышенных и в чем-то непримиримых установок. Подобная ситуация патогенно значима прежде всего для подростков, тонко чувствующих и переживающих, что они становятся не такими, какими их хотели видеть и любить родители. Но сделать что-либо с собой они не могут, как и изменить отношение к себе в семье. Одна из главных проблем в изучаемых семьях, как уже отмечалось, состоит в том, что родители не успевают полюбить ребенка, когда он еще так нуждается в этом, особенно в возрасте от 2 до 5 лет. Пока созревает родительское чувство, пока ребенок начинает приниматься таким, каков он есть, а не таким, каким он представляется родителям, пока идет война с упрямством и существует конфликтное противостояние в семье, происходит безвозвратная потеря времени для развития у детей ответного чувства любви, эмоциональной отзывчивости и сострадания. Этим объясняется "приставучесть" детей с неврозами, когда они повышенно требовательны к вниманию окружающих, фактически добиваясь получения столь необходимых для них чувств любви и признания. Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение родителей к дисциплине и конкретное выражение ее в виде санкций (стимуляция, в том числе подгонка, ограничения, порицания, угрозы и физические наказания). Далеко не всегда установка на тот или иной тип дисциплины в семье реализуется на практике, что отражено во фразе матери: "Я всю жизни приучала его к режиму, а он стремился его нарушать". Нереализация установок родителей происходит вследствие их тревожной мнительности и невротического состояния, непоследовательности и конфликтов в семье. Контроль (дисциплина) делится на ограничивающий (строгая дисциплина в семье), разрешающий и средний (сочетание строгости и разрешений). Чрезмерный контроль или строгая дисциплина в семье выражается стремлением родителей: 1) во всем контролировать детей, проверять каждый шаг; 2) следить за их попытками сделать что-либо по-своему; 3) ограничивать активность и самостоятельность; 4) предписывать образ действий; 5) часто запрещать; 6) ругать за малейшие промахи и недостатки; 7) прибегать к различным санкциям. Подобный контроль виден на примере отношения родителей к дочери 11 лет. Эту родившуюся в асфиксии, эмоционально чувствительную и часто болеющую девочку они решили воспитывать в "рамках", предопределяя во всем ее образ жизни и наказывая за малейшее непослушание. По счету "раз-два-три" она должна была немедленно выполнять приказания нетерпимых и нетерпеливых родителей, не обращающих внимания на ее ухудшающееся состояние и все более считающих его проявлением распущенности. Мать - инженер по профессии, обладает холерическим темпераментом, твердым и гиперсоциальным характером. Отец - флегматик, как и дочь, но он хотел мальчика и, подобно матери, всячески стремится, чтобы она была быстрой и точной в действиях, во всем исполнительной и безупречно внимательной при приготовлении уроков. С 5 лет девочку отдали в спортивную секцию гимнастики, где нетерпеливый, властный и строгий тренер физически наказывал ее за любую оплошность. В результате ухудшилось зрение, появились головные боли, расстроился сон, девочка стала заторможенной - еще более "упрямой" в представлении родителей и легко устающей. Налицо была клиника неврастении, и, хотя дочь уже освободили от занятий в школе "олимпийского", в данном случае "невротического", резерва, нам стоило немалого труда перестроить отношение родителей и оказать помощь больной. Чрезмерный контроль часто распространяется на эмоциональную и двигательную активность детей, непосредственность в выражении чувств, приготовление уроков и "свободное" времяпрепровождение, которое в данном случае просто отсутствует. Избыток контроля наблюдается также в отношении приема пищи и формирования навыков самообслуживания в первые годы жизни детей. Нередко контроль носит характер тотальных, прямо или косвенно подразумеваемых запретов, когда запрещается делать что-либо без разрешения или даже выражать свои желания, что видно из фразы бабушки, обращенной к внуку: "Нет таких слов - я хочу!". Особенно много запретов, если дети (в первую очередь мальчики) "не устраивают" взрослых своим темпераментом или характером. Но даже тогда нет последовательной твердости, а есть главным образом повышенная принципиальность, компенсирующая собственную недостаточность в характере родителей, их нерешенные личностные проблемы. К тому же нередко чрезмерный контроль одного из родителей восполняется нормальным или разрешающим контролем со стороны другого, что и является, как правило, основой конфликта по поводу воспитания. Разрешающий контроль представляет другую его крайность - отсутствие запретов и предписаний до степени попустительства и полной неспособности родителей совладать с чувствами детей. Здесь нет стремления контролировать действия детей, следить за их попытками поступать по-своему; допускаются полная активность и самостоятельность, отсутствуют порицания и наказания. Родители во всем идут навстречу и нередко потакают неадекватным, с позиции здравого смысла, желаниям и требованиям (капризам) детей. Средний, обычный тип контроля сочетает как некоторую твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований детей. Родители также более терпимы к их недостаткам и слабостям, чем при стремлении к строгой дисциплине. В разработанном нами вопроснике "раннее развитие" шкала "строгость в обращении матери с ребенком первых лет жизни" достоверно более выражена при неврозах, чем в норме, показывая исходную установку матери на чрезмерный контроль в отношениях с детьми. При разделении в последующем контроля только на два типа - преимущественно ограничивающий или разрешающий - у обоих родителей детей с неврозами в отличие от нормы заметна только тенденция к преобладанию ограничивающего контроля. Следовательно, степень ограничений со стороны матери несколько уменьшается с возрастом детей, т. е. матери становятся менее категоричными и бескомпромиссными, убеждаясь на практике в безрезультатности чрезмерных предписаний. При разделении контроля на три типа в отношении матерей детей с неврозами в настоящем достоверно преобладает ограничивающий контроль (38%) над разрешающим (25%) при одинаковой выраженности с ограничивающим среднего контроля (37%). У отцов ограничивающий контроль (46%) достоверно преобладает над средним (29%) и разрешающим (25%). У обоих родителей выявляется тенденция к еще большему преобладанию ограничивающего контроля над разрешающим в отношении детей того же пола, у матерей по отношению к девочкам, у отцов - к мальчикам. Доминирование ограничений над разрешениями больше всего выражено (достоверно) у матерей при неврастении у детей, у отцов - при истерическом неврозе и неврозе страха. При последних двух диагнозах отцы ограничивают наиболее часто мальчиков - в 62%. При сравнении сочетания типов контроля и заботы у матерей преобладает сочетание гиперопеки с различными типами контроля. У отцов наиболее частым является сочетание средней заботы и ограничивающего контроля. Наиболее редко встречаются у матерей гипоопека и средний или разрешающий контроль. В последнем случае это выражается "заброшенностью" ребенка, равнодушием к нему, что типично у детей с психопатическим развитием и асоциальным поведением. При истерическом неврозе у детей у матерей преобладает сочетание гиперопеки как с ограничивающим, так и с разрешающим контролем, т. е. две его крайности. При неврозе страха типично сочетание гиперопеки и разрешений. У отцов при истерическом неврозе и неврозе страха у детей чаще выражены вместе средняя забота и ограничения. При истерическом и обсессивном неврозе несколько чаще, чем при остальных неврозах, у отцов проявляется недостаток заботы в сочетании с ограничениями или разрешениями. Рассмотрим выраженность контрастных типов заботы и контроля у обоих родителей при различных неврозах у детей. Как со стороны заботы (гиперопека у одного родителя и гипоопека - у другого), так и со стороны контроля (ограничения - у одного и разрешения - у другого) контраст чаще всего встречается в отношениях с детьми при истерическом неврозе, затем при неврозе страха и обсессивном неврозе. Менее всего он выражен при неврастении. Подобно гиперопеке, частым мотивом чрезмерных ограничений у родителей, особенно матери, является латентно существующий страх или тревога несчастья с ребенком, от которого можно освободиться повсеместным контролем за его деятельностью, исключающим самостоятельность и саму возможность опасности. Другим лейтмотивом повышенных ограничений и требовательности являются опасения потери контроля, влияния на ребенка при предоставлении ему необходимой свободы и самостоятельности. Кроме этого, существуют навязчивые опасения несоответствия его социальным стандартам и предписаниям, выражаемые фразами: "Он не такой, как все", "А вдруг вырастет не тем, кем нужно". Опять же в этом родители излишне тревожны и категоричны, в чем находят отражение тревожные и гиперсоциальные черты их личности. Нередко избыточное психологическое давление в семье обусловлено буквальным восприятием совета некоторых воспитателей и учителей усилить принуждение и строгость к детям, оправдывая их тем, что они "избалованы", хотя фактически они больны. Показатель IQ по тесту измерения интеллекта Векслера имеет тенденцию к более высоким показателям у матерей, не придерживающихся чрезмерно строгой дисциплины в воспитании, у отцов - без различий. При разделении контроля на преимущественно ограничивающий или разрешающий (средний тип контроля тогда входит в обе группы) как матери, так и отцы с твердым характером достоверно чаще запрещают, чем разрешают детям. При мягком характере матери, наоборот, чаще (достоверно) сторонники разрешений, чем запретов. У отцов подобная тенденция имеет место в отношении девочек, к мальчикам они более строги. По данным корреляционного анализа, контроль больше у родителей с невысоким (интровертированным) уровнем общительности. Чем более выражен нейротизм у матери, тем более она строга (ограничивающе) к девочкам; у мальчиков это представлено тенденцией. У отцов подобные различия не существенны. Если мать доминирует в семье, то она обнаруживает достоверно большую строгость к мальчикам. При неудовлетворенности браком в семьях девочек матери, по данным корреляционного анализа, предпочитают строгую дисциплину. В семьях же девочек матери, конфликтующие с отцами из-за вопросов воспитания, стремятся также к использованию односторонне строгой дисциплины. Матери, таким образом, на конфликтную диспозицию в семье отвечают усилением ограничений к дочери, держа ее в "ежовых рукавицах". Мы видим, что на выраженность того или иного типа контроля оказывают значительное влияние как личностные, так и ситуативные факторы в семье. Патогенное значение крайних выражений контроля можно понять и адекватно оценить только в сочетании с характером чувств, испытываемых к детям. Теплота, любовь, доброжелательность оказываются часто более важными характеристиками, чем строгость или мягкость в отношениях с детьми. Тем не менее и сам по себе контроль, особенно в плане излишних регламентации, ограничений и запретов, играет существенную роль в происхождении неврозов у детей, повышая до критического уровня их возбудимость и тормозимость. Главное заключается в формировании черт зависимости, несамостоятельности и неуверенности в характере детей, испытывающих чувство беспокойства каждый раз, когда они попадают в новую, непривычную для них сферу общения, где нет родительского контроля и где нужно действовать творчески и инициативно. Контроль-санкции. Здесь рассматриваются такие стороны отношения родителей, как стремление торопить (подгонять) детей, частые порицания и угрозы в их адрес, физические наказания. Стремление торопить более типично для матерей и встречается в 76% семей мальчиков и 81% - девочек. Сильнее оно выражено при истерическом неврозе, отражая эмотивную структуру личности матерей. Причем оба родителя с более "быстрым", чем у детей, темпераментом (например, холерический или сангвинический темперамент у родителя и сангвинический или флегматический - у ребенка) достоверно чаще стимулируют (подгоняют), чем подавляют (тормозят), активность детей. Если же мать и отец обладают менее "быстрым" темпераментом, чем у детей, то они склонны (тенденция) к торможению их активности. В семьях мальчиков в отличие от семей девочек увеличение контроля приводит к нарастанию стимуляции детей типа подгонки (по данным корреляционного анализа). Типичной ситуацией будет постоянная подгонка мальчика матерью с более активным темпераментом, которая недовольна темпераментом сына так же, как и темпераментом отца. Твердые по характеру и доминирующие в семье матери в большей степени (по данным корреляционного анализа) торопят детей, манипулируя ими, как куклами-марионетками. У отцов противоположное соотношение, т. е. они больше торопят детей при мягкости характера и отсутствии доминирования в семье. Порицания как другая разновидность санкций встречаются у 58% матерей и 39% отцов. Матери ругают детей достоверно чаще по сравнению с отцами. Некоторое уменьшение порицаний происходит у матерей после 40 лет, отцы наиболее активны в них в возрасте 30-40 лет. У обоих родителей отмечается тенденция к уменьшению числа порицаний в подростковом возрасте детей, т. е., как правило, при уже возникшем неврозе. По данным корреляционного анализа, между порицаниями и конфликтом родителей по вопросам воспитания существует отрицательная связь, т. е. чем более выражен конфликт между родителями, тем меньше они ругают детей, и наоборот. У матерей подобное значение имеет и конфликт с отцами в области супружеских отношений, когда отец в той или иной, в том числе конфликтной, форме пытается противостоять одностороннему доминированию матери в семье и чрезмерным порицаниям в адрес детей. Особое значение это имеет в семьях девочек, где порицания у матерей тесно связаны с нейротизмом, доминантностью и твердостью характера и сопровождаются выраженным аффектом. Оба родителя, часто ругающие мальчиков, в то же время непоследовательны с ними, что является дополнительным невротизирующим фактором. Когда мать не может сдержаться и на детей периодически обрушивается поток замечаний, порицаний и наказаний, то это нередко - признак невротического состояния, доходящего до степени отчаяния и тревоги, безысходности из-за неразрешимых для матери семейных обстоятельств. Выражено это следующей фразой: "Возникает ощущение предела, кажется, что больше не выдержу; меня все раздражает - шум, дети, и тогда я срываюсь, кричу, хотя и понимаю, что делать этого нельзя".
Другие материалы по теме
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 2 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 3 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 4 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 5 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 6 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 7 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 8 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 9 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 10 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 11 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 12 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 13 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 14 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 15 } НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 17 }
ВНИМАНИЕ! Данные медицинские статьи не могут служить источником информации, необходимой для оказания медицинской помощи, диагностирования заболеваний и лечения пациентов! Вам необходимо пройти консультацию у врачей !!!