Пятница, 28 Янв 2022, 11:55
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Народные средства, рецепты, методы лечения. [2771]
Здоровье, медицина, болезни, лекарства и т.п [3261]
Диеты [23]
Лекарства по алфавиту [2241]
Острые инфекционные болезни [120]
Нервные и психические расстройства [68]
Педиатрия Болезни развитие детей [219]
Болезни органов пищеварения [84]
Болезни органов дыхания [50]
Болезни органов кровообращения [78]
Болезни системы крови [43]
Кожные и венерические болезни [42]
Болезни органов мочевой системы [69]
Болезни органов зрения [37]
Болезни зубов и полости рта [29]
Болезни половых органов [35]
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ [56]
Для женщин
СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ [83]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ [42]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОД ЗА ТЕЛОМ [37]
Для женщин
Народная медицина [167]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51555


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Медицина и Здоровье » Педиатрия Болезни развитие детей

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 15 }
Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтернатив, заданность,
некоторую косность суждений, их трафаретный, не учитывающий обстоятельств
характер. Во многом это - проявление гиперсоциальных, доминантных и
паранойяльных черт личности родителей. Когда ребенок, подрастая, начинает
критически воспринимать безоговорочное для него ранее мнение родителей, то
большинство родителей, понимая и уважая его право на свое мнение,
перестраивают свои взаимоотношения, делая их более гибкими и направленными
на развитие собственных возможностей ребенка. Родители детей с неврозами не
могут перестроить свою тактику, продолжая усиливать давление на детей,
пытаясь во что бы то ни стало подчинить своей воле, готовым решениям.
Возникающий конфликт с детьми и нарастание репрессий к ним приводят к тому,
что вся созидательная сила обеих сторон уходит на борьбу - противостояние.
Таким образом, вместо изменения принципа руководства ребенком, уже не говоря
о том, что оно неправильно с самого начала, родители "застывают" в нем,
требуя невозможного или ожидая безоговорочного подчинения.
Неравномерность воспитания включает в себя главным образом недостаток
эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток его в
последующие годы. Неравномерность также относится к чрезмерному влиянию
одного из взрослых на ребенка при недостаточном влиянии со стороны другого.
Непоследовательность воспитания препятствует формированию устойчивого
"я" у детей и создает состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе.
Приведем реплики матери 41 года, обращенные к сыну 14 лет и дочери 12 лет.
Утром: "Витя и Оля, вставайте, хватит спать, вы сюда не спать приехали,
спать можно и дома (дети лениво, нехотя пытаются встать)". Мать тут же: "А
пусть спят, сколько хотят, хоть на каникулах отоспятся" (и дети продолжают
спать до полудня). Днем: "Витя, уйди куда-нибудь. Уйди на балкон, там
посиди, не мешайся, здесь и так тесно". Сын уходит на балкон. Мать вскоре:
"Витя, ты где? С ума что ли сошел, сидишь на балконе, там сквозняк, сейчас
же домой, садись в кресло, смотри телевизор". Через некоторое время: "Что,
заняться нечем? Возьмите книги и читайте. А впрочем, сколько можно читать, и
так зрение у одного и другого испорчено. Идите на улицу, посидите на
скамейке. Нет, хотя не ходите, там всякие пьяницы. Ну, тогда походите вокруг
дома". Пришли с улицы: "Прежде чем обедать, помойтесь, все грязные, потные".
Сын наливает в ванну воду, моется. "Витя, долго я буду ждать, все уже
остыло. Что ты там делаешь?" Сын: "Моюсь".- "Я же тебе сказала умыться. Вот
бестолковый. Разве ты сам можешь вымыться. Теперь мне приходится бросать
обед и мыть тебя".
По данным корреляционного анализа, непоследовательность в обращении с
детьми связана с конфликтами между родителями (в семьях девочек), частыми
порицаниями (в семьях мальчиков), подгонкой (стремлением торопить) и
физическими наказаниями (последнее только со стороны матерей), образуя
характерное сочетание при неврозах у детей. Непоследовательность коррелирует
с тревожностью матерей и наличием у них истерических черт характера.
Соответственно, больше всего непоследовательность выражена у матерей детей с
истерическим неврозом.
Несогласованность воспитания - социально-психологическая
характеристика, обусловленная доминированием в нем одного из взрослых,
конфликтной структурой семейных отношений и трудностью сочетания установок
родителей. Разные взгляды на воспитание характерны для 50% матерей и 51% -
отцов, без особых различий по полу детей. Более часто (тенденция) они
проявляются у родителей детей с истерическим и обсессивным неврозом. При
последнем матери несколько чаще подчеркивают свои противоположные (полярные)
характеры с мужем. В свою очередь, сходство взглядов на воспитание, по
данным корреляционного анализа, связано с удовлетворенностью семейными
отношениями, отсутствием напряженных отношений у родителей, их
взаимопониманием и сходством характеров.
Четвертая группа факторов воспитания в основном детерминирована
неблагоприятными личностными изменениями у родителей. Гиперсоциальность -
повышенная принципиальность в отношениях с детьми, гипертрофированное,
односторонне понятое чувство долга, обязанности, отсутствие компромиссов,
что, в целом, более характерно для матерей. У обоих родителей
гиперсоциальность коррелирует с твердостью характера. Гиперсоциальность
оборачивается негибкостью в отношениях с детьми, недоучетом эмоционального и
ситуативного фактора в их развитии, когда матери скорее поступают, что
называется "не от сердца, а от ума". Выверяя каждый свой шаг, они в то же
время опасаются сделать что-либо не так, как нужно, как следует, что-либо
упустить, потерять, нарушить. Но именно эти матери предпочтут лишний раз не
привести ребенка на прием, чтобы не уйти с работы на короткое время, даже
имея справку врача, требовательны и категоричны в своих суждениях, нетерпимы
к другому мнению, непримиримы к ошибкам и слабостям. Будучи честолюбивыми,
эти родители стремятся, чтобы ребенок все делал лучше всех, был примером,
образцом для подражания других детей.
Тревожность в отношениях с детьми - следствие гиперсоциальных и
тревожно-мнительных черт характера родителей, их невротического состояния.
Эти родители не столько радуются, спокойны и уверены в себе, сколько
печалятся, беспокоятся и сомневаются в правильности своих действий. Можно
сказать и так, что тревожность (как и эффективность) смягчает, "размывает"
отчасти гиперсоциальность родителей, особенно матерей, которым тревожность и
гиперсоциальность присущи больше всего. При тревожности требования не
кажутся уже такими непоколебимыми, возникают альтернативные варианты
взаимоотношений с детьми, в большей степени учитываются обстоятельства. В
целом же тревожность действует отрицательным образом на психическое развитие
детей, сопровождаясь снижением у них активности и уверенности в себе.
Тревожная мать постоянно куда-то спешит, вскакивает, все время смотрит на
часы, не переносит ожидания, без конца звонит в гостях, чтобы убедиться, все
ли в порядке дома. Она постоянно торопит (подгоняет) детей, не отпускает от
себя. Ей все время кажется, что кто-нибудь испугает ребенка, с ним может
произойти несчастье, непоправимая беда. В итоге, резко возрастает число
советов, предписаний и предохранений, с каждым годом все плотнее окружающих
детей, вместо развития у них самостоятельности, инициативы и активности. По
данным корреляционного анализа, тревожность в воспитании связана с
тревожностью в характере родителей и конфликтом между ними из-за проблем
отношений с детьми.
Выраженное беспокойство в отношениях с детьми присуще 57% матерей (из
161) и 15% отцов (из 129), т. е. встречается достоверно чаще у матерей.
Тенденция к увеличению тревожности у родителей прослеживается по мере
взросления детей, достигая максимума в подростковом возрасте. Достоверно
чаще тревожность проявляется у матерей в отношении мальчиков, чем девочек; у
отцов подобных различий нет. При разделении родителей на группы с
возрастными интервалами 20-30, 30-40, свыше 40 лет в последней группе как
матери, так и отцы достоверно более тревожны, т. е. чем старше родители, тем
более они беспокойны в отношениях с детьми. Этим объясняется, почему дети у
"поздних" родителей более тревожны и у них чаще диагностируется невроз
страха и навязчивых состояний. При них тревожность родителей достоверно
выше, чем при неврастении и истерическом неврозе.
Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмоционально бурные
проявления родителями своего раздражения и недовольства. Обычно это - крик,
ругань и угрозы в адрес детей. Родители переживают затем крайности своего
отношения, квалифицируют их как срывы. В большей степени эффективность
присуща родителям, находящимся в невротическом состоянии, перевозбудимость
которых и является основой аффекта в отношениях с детьми. После приступа
аффекта нервно-психическое состояние матери и отца несколько облегчается, но
появляющееся вскоре чувство вины и отсутствие изменений в поведении детей
порождают чувство безысходности и отчаяния, рано или поздно нарастающее
вновь до критической точки. В целом, эффективность больше свойственна
матерям и, по данным корреляционного анализа, связана с их истерическими
чертами характера, ригидностью мышления и гиперсоциальностью, стремлением
постоянно торопить (подгонять) детей. В семьях девочек, как со стороны
матери, так и отца, аффект в отношениях с детьми тем больше, чем менее
выражен конфликт между родителями, т. е. здесь налицо психологический
механизм компенсации или проекции нервного напряжения родителей и их
недовольства друг другом на детей.
Вместе гиперсоциальность, тревожность и эффективность в отношениях с
детьми составляют наиболее типичную триаду отклонений в воспитании детей с
неврозами.
Доминантность, или властность, в отношениях с детьми означает
безапелляционность, категоричность и директивность суждений родителей,
стремление подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания, не
принимая во внимание их выраженное чувство собственного достоинства и
своеобразие формирования личности. В полной мере это проявляется в
противоборстве с так называемым упрямством у детей первых лет жизни и со
стремлением к независимости у подростков. Доминантность более свойственна
матерям и является отражением авторитарных черт личности бабушки,
оказывающей одностороннее влияние на формирование личности матери в детском
возрасте. Доминантность вызывает феномен "замены" детей матерью, когда она
живет вместо них, а не вместе с ними. Когда мы просим детей позвонить и
сообщить о выполнении терапевтического задания, вместо них это всегда делают
матери, как и во время приема, оставляя детей за дверью. По данным
корреляционого анализа, Доминантность в характере матерей оборачивается
стремлением торопить (подгонять) детей, в то время как у отцов, наоборот,
подобное отношение менее выражено. Властные матери чаще кричат на мальчиков
и ругают девочек, властные отцы больше контролируют мальчиков.
Недоверие к детям, их возможностям, собственному опыту, - как правило,
это субъективно сформулированное мнение родителей о неспособности детей к
самостоятельным действиям. Недоверие часто идет параллельно с тревожностью и
нетерпимостью родителей, их категоричностью и властностью. Наибольшее
удивление у матерей вызывают наши слова о наличии воли у сыновей. "Разве?" -
с недоверием и сомнением вопрошают они, потому что воля в их понимании - это
прежде всего безоговорочное согласие с их точкой зрения.
Недоверие к детям разрушает саму возможность индивидуализации
воспитания, как и способность формирования полноценного и адекватного
чувства "я".
Недоверие и властность в отношениях с детьми образуют черты
авторитарности в воспитании. Кредо этих родителей выражено одной матерью
так: "Я не успокоюсь, пока не заставлю его сделать все, что хочу".
Авторитарная линия воспитания представлена в совокупности такими
характеристиками родителей, как эгоцентризм, обязывание детей думать
определенным, раз и навсегда заданным, образом, безоговорочное подчинение
воле взрослых, категоричность суждений (отражение доминантных черт в
личности родителей), предвзятость оценок, нетерпимость к собственному мнению
детей, недоверие и подозрительность (отражение паранойяльных черт личности).
Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подразумевает
недостаток эмоционально-теплых и непосредственных чувств к детям. Об этом не
раз говорилось ранее. Эмоциональная неотзывчивость может быть обусловлена
интровертированными чертами личности родителей, но чаще является следствием
сочетания гиперсоциальных, доминантных и истерических черт характера,
представленных обычно психологическим образом Царевны Несмеяны. Другой
источник неотзывчивости - состояние эмоциональной заторможенности родителей
при наличии невротического состояния с ведущим тревожно-депри-мированным
фоном настроения.
Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность,
непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье.
Например, гиперсоциальность родителей, повышенная принципиальность
сочетаются с тревожностью и неуверенностью в правильности своих действий, а
также аффективными "срывами" при непосредственном общении с детьми.
Требования безоговорочного подчинения уживаются с недостаточной
отзывчивостью родителей в ответ на ожидания и требования детей и т. д.
Противоречивость отношений родителей является выраженным психогенным
фактором, способствующим возникновению внутреннего конфликта у детей.
Пятая группа факторов представляет базисные характеристики воспитания.
Забота. Как и отношение родителей к дисциплине это - ведущий фактор или
параметр воспитания. При неврозах у детей (325 полных семей) гиперопека со
стороны матери встречается достоверно чаще, а опека - достоверно реже, чем в
норме (175 семей) при одинаковой выраженности гипоопеки. В свою очередь,
гиперопека у бабушки, проживающей в семье детей с неврозами, еще выше, чем у
отдельно взятых матерей.
Гиперопека, опека и гипоопека со стороны матери встречаются
соответственно в 57, 37 и 6% семей, т. е. достоверно преобладающим видом
материнской заботы при неврозах у детей будет гиперопека, что относится в
первую очередь к мальчикам. Со стороны отца гиперопека, опека и гипоопека
будут представлены в 17, 61 и 22% семей, т. е. достоверно преобладающий вид
отцовской заботы при неврозах у детей - это опека или средний уровень заботы
без различий в отношении мальчиков и девочек.
Гиперопека матери чаще всего встречается при истерическом неврозе у
детей, достигая 78% в семьях мальчиков и 70% - в семьях девочек. Менее всего
гиперопека выражена при неврастении - у 53% мальчиков и 44% девочек. У отцов
подобные различия в заботе не так значительны. При истерическом неврозе у
мальчиков и обсессивном неврозе у девочек отцы чаще, чем при других
неврозах, обнаруживают недостаточный уровень заботы. Наибольший контраст
родительской заботы по типу гиперопеки матери и гипоопеки отца имеет место
при истерическом неврозе у мальчиков и обсессивном неврозе у девочек.
Гиперопека выражается стремлением родителей: 1) окружать ребенка
повышенным вниманием; 2) во всем защищать, даже если в этом и нет реальной
необходимости; 3) сопровождать каждый его шаг; 4) предохранять от
опасностей, которых нет; 5) беспокоиться по любому поводу и без повода; 6)
удерживать детей около себя, "привязывать" к своему настроению и чувствам;
7) обязывать поступать определенным способом.
Как правило, гиперопека, как неестественный, повышенный уровень заботы,
нужна прежде всего не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у
них нереализованную и нередко - невротически заостренную потребность в
привязанности и любви. Стремление матери "привязать" к себе ребенка имеет в
своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги, когда постоянное
присутствие детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим перманентно
присущее матери чувство беспокойства и страх (точнее тревогу) одиночества.
Гиперопека является в таких случаях навязчивой, невротически спроецированной
потребностью в психологической защите себя скорее, чем ребенка. Когда мать
непрерывно испытывает страх, что с ним может что-то случиться, произойти и
предохраняет от всех, даже кажущихся опасностей, то это нередко имеет своей
подоплекой, как любой страх, инстинкт самосохранения, выраженный в большей
степени у "пожилых", более беспокойно и ответственно настроенных родителей.
Таким образом, гиперопека мотивирована как тревогой собственного одиночества
у родителей, исходящей из их аффективно заостренной потребности в признании
и эмоциональной поддержке, так и страхом несчастья с ребенком, основанным на
инстинкте его сохранения. Выражается это фразами типа: "Ты только не
задерживайся, а то я буду очень волноваться", "Никуда не уходи без меня",
"Делай, как я тебе сказала" и т. д. В большей степени гиперопека свойственна
доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольное стремление к
созданию зависимости у детей. Здесь срабатывает психологический механизм не
столько "привязывания", сколько "обязывания" детей действовать определенным,
раз и навсегда заданным образом.
По данным вопросника Айзенка гиперопека достоверно более свойственна
интровертированным матерям, т. е. менее общительные матери склонны больше
опекать детей. Соответственно, нормальный уровень заботы достоверно
преобладает у более общительных матерей. У отцов подобные соотношения
выражены на уровне тенденции. В группе отцов с высоким нейротизмом
достоверно чаще встречаются случаи недостаточной заботы, в то время как
уменьшение нейротизма сопровождается достоверным возрастанием нормальной
заботы.
Тип темперамента родителей также влияет на характер заботы о детях.
Гиперопека матерей достоверно преобладает в группе флегматического и
меланхолического темперамента, в то время как нормальный уровень заботы
характерен для матерей с холерическим и сангвиническим темпераментом. У
отцов это выражено тенденцией в семьях мальчиков.
По данным корреляционного анализа, чем выше тревожность матерей и
отцов, тем больше они опекают детей. У матерей гиперопека выражена больше
также при нейротизме и истерических чертах характера. Гиперопека типична у
часто болеющих и соматически ослабленных детей. При наличии у них
невротического заболевания она, как правило, не уменьшается со стороны
матери, а еще больше возрастает, сопровождаясь высоким уровнем беспокойства.

Другие материалы по теме

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 2 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 3 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 4 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 5 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 6 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 7 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 8 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 9 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 10 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 11 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 12 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 13 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 14 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 16 }
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. { Продолжение 17 }

ВНИМАНИЕ! Данные медицинские статьи не могут служить источником информации, необходимой для оказания медицинской помощи, диагностирования заболеваний и лечения пациентов! Вам необходимо пройти консультацию у врачей !!!

html-cсылка на публикацию
Категория: Педиатрия Болезни развитие детей | Добавил: Lerka (25 Ноя 2012)
Просмотров: 425 | Рейтинг: 1.0/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
28 Янв 2022
11:55


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz