Пятница, 19 Апр 2024, 01:50
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Народные средства, рецепты, методы лечения. [2771]
Здоровье, медицина, болезни, лекарства и т.п [3261]
Диеты [23]
Лекарства по алфавиту [2241]
Острые инфекционные болезни [120]
Нервные и психические расстройства [68]
Педиатрия Болезни развитие детей [219]
Болезни органов пищеварения [84]
Болезни органов дыхания [50]
Болезни органов кровообращения [78]
Болезни системы крови [43]
Кожные и венерические болезни [42]
Болезни органов мочевой системы [69]
Болезни органов зрения [37]
Болезни зубов и полости рта [29]
Болезни половых органов [35]
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ [56]
Для женщин
СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ [83]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ [42]
Для женщин
СОВЕТЫ ПО УХОД ЗА ТЕЛОМ [37]
Для женщин
Народная медицина [167]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Медицина и Здоровье » Нервные и психические расстройства

Пограничная интеллектуальная недостаточности
Интеллектуальная недостаточность при состояниях психиче­ского инфантилизма рассматривается большинством иссле­дователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологи­ческими факторами (конституционально-генетическими, внут­риутробной интоксикацией, токсико-инфекционными воздей­ствиями в первые годы жизни ребенка).
Наиболее изучена клинико-психопатологическая характе­ристика простого (неосложненного) психиче­ского инфантилизма, к ко­торому относится также выделенный Г. Е. Сухаревой гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают прояв­ления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, преобладании мо­тива получения удовольствия, чрезмерной привязанности к матери, боязни всего нового. Эти дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жиз­нерадостность. В интеллектуальной деятельности также пре­обладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интел­лектуальные интересы, в то время как игровые продолжают преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание от­личается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, дети не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это создает феномен «школьной незрелости», выявляющейся при начале школьно­го обучения.
Хотя у большинства детей интеллектуальная недостаточ­ность имеет вторичный характер, определяемый главным об­разом отставанием в созревании компонентов формирующей­ся личности, особенности их мышления сближаются с осо­бенностями мышления детей, страдающих олигофренией. К числу таких особенностей относятся преобладание кон­кретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, склон­ность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти. Вместе с тем, структура и динамика интеллектуальной недостаточности от­личается от таковых при ядерной умственной отсталости. Основные клинические и психологические критерии отграни­чения интеллектуальной недостаточности при психическом инфантилизме и олигофрении разработаны Г. Е. Сухаревой и М. С. Певзнер.
Детям с психическим инфантилизмом свойственны общая живость, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов. Их иг­ровая деятельность характеризуется самостоятельностью, ак­тивностью. Она содержит элементы творчества, фантазии, воображения. Эмоциональная жизнь детей с простым психи­ческим инфантилизмом более богата, привязанности более дифференцированы. Экспериментально-психологическое ис­следование позволяет выявить у детей этой группы более широкую «зону ближайшего развития». Их потенциальные интеллектуальные возможности, уровень их абстрактно-логического мышления превышают таковой у умственно отсталых детей. Им доступна способность к использованию помощи и к пере­носу усвоенного на новый материал. Продуктивность в само­стоятельных видах деятельности у них более высокая. В от­личие от олигофренов детям с проявлениями простого ин­фантилизма требуется значительно меньшая конкретизация задания для абстрагирования того или иного признака. В соматическом статусе детей с пси­хическим инфантилизмом нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции. В то же время у них отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов, столь ха­рактерные для детей-олигофренов.
Динамика описываемых состояний также иная. С возрас­том проявления психического и физического инфантилизма могут сглаживаться, иногда вплоть до полного исчезновения, а интеллектуальная недостаточность может быть компенси­рована. Собственно интеллектуальная недостаточность при простом психическом инфантилизме неглубока и в значитель­ной мере имеет вторичный характер, определяясь, главным образом, отставанием развития компонентов формирующей­ся личности. Она обычно является преходящей и обратимой. В связи с этим в таких случаях правильнее говорить не об умственной отсталости, а о «задержке темпа психического развития».
При осложненном психическом инфантилиз­ме в клинической картине наряду с чертами детскости, не­зрелости психики отмечается и ряд других патологических проявлений. В этой группе можно выделить несколько вари­антов. Наиболее труден для дифференцировки первый вари­ант — «органический инфантилизм».
Органический инфантилизм чаще всего возникает на осно­ве рано перенесенных органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций и травм. В связи с этим он пред­ставляет промежуточную форму патологии между дизонтогенетическими и энцефалопатическими вариантами пограничной интеллектуальной недостаточности. В клиниче­ской картине, как и при простом инфантилизме, имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы — непо­средственность, повышенный интерес к игровой деятельности, неспособность к занятиям, требующим волевого усилия и внимания, повышенная внушаемость. Однако качество ин­фантилизма в этих случаях иное, «органически окрашенное». У детей отсутствуют живость, веселость. Они скорее эйфоричны, благодушны, расторможенны, их игра более бедна, одно­образна, лишена воображения и фантазии. Привязанности и эмоциональные проявления менее глубоки и дифференцированны. В отличие от детей с неосложненным инфантилизмом у них чаще встречаются отдельные дисплазии органов и си­стем.
При психологическом исследовании у таких детей обна­руживается конкретность мышления и менее выраженная способность к использованию помощи. Интеллектуальная деятельность их характеризуется инертностью, тугоподвижностью, плохой переключаемостью. В выраженных случаях дифференциальный диагноз с олигофренией бывает затруд­нен. Решающее значение при этом имеет структура интеллек­туальных нарушений. При органическом инфантилизме пре­обладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения, так называемых, предпосылок интеллекта (вни­мания, памяти, темпа работоспособности), в то время как собственно интеллектуальная слабость, недостаточность функции обобщения у них, хотя и имеется, но не является ведущей в клинической картине. Динамика этого варианта инфантилизма менее благоприятна. По данным катамнестических исследований, значитель­ная часть таких детей переводится во вспомогательную шко­лу, другие нуждаются в обучении в специальных условиях. Некоторые авторы относят к вариантам осложненного инфантилизма относится весьма распространенный церебрастенический вариант. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется сочетанием признаков детскости с симптомами раздражительной слабости (повышенная воз­будимость, неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, легкая истощаемость, нарушения соматовегетативной регуляции). Проявления инфантилизма имеют менее яркий характер по сравнению с простым вариантом инфанти­лизма. Чаще встречаются черты повышенной тормозимости в незнакомой обстановке.
Близок к церебрастеническому невропатический вариант инфантилизма. В структуре личности при этом также выражены астенические радикалы психиче­ского инфантилизма: повышенная тормозимость, робость, пуг­ливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная при­вязанность к матери, трудность адаптации в условиях дет­ских учреждений. Изучение катамнеза таких детей показывает, что при не­благоприятных условиях воспитания и обучения при невропа­тическом инфантилизме обнаруживается выраженная тен­денция к закреплению астенических черт личности либо в рамках тормозимого варианта патохарактерологического формирования личности, либо в плане становления астениче­ской психопатии.
При эндокринных вариантах психического инфантилизма клиническая картина определяется сочетанием черт инфан­тилизма с особенностями психики, типичными для того или иного типа гормональных расстройств. Так, например, для детей с гипогенитализмом характерны черты инфантилизма в сочетании с вялостью, медлительностью, несобранностью, рассеянностью. При гипофизарном субнанизме наблюдаются черты старообразности в физическом и психическом облике ребенка, склонность поучать и пр. Школьная неуспеваемость у этих детей является следствием слабости волевого усилия, медлительности, расстройства внимания, логической памяти, невысокого уровня развития способности к абстрактно-логи­ческому мышлению.

Другие материалы по теме

Алкоголизм
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
ЭПИЛЕПСИЯ.

ЭНУРЕЗ.

Детский аутизм

Гипердинамический синдром

ВНИМАНИЕ! Данные медицинские статьи не могут служить источником информации, необходимой для оказания медицинской помощи, диагностирования заболеваний и лечения пациентов! Вам необходимо пройти консультацию у врачей !!!

html-cсылка на публикацию
Категория: Нервные и психические расстройства | Добавил: Lerka (25 Ноя 2012)
Просмотров: 1439 | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
01:50


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz