(Для учащихся 10 — 11 лет) Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа.
Задачи: раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда, воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу, познакомить с живописными произведениями художников, воспевающих духовную красоту сельского труженика.
Ход подготовки:
1. Подобрать материалы и подготовить выступления к страницам устного журнала: о крестьянской жизни в дореволюционной России, о 900-дневной блокаде Ленинграда, (см.: Александров А. М. Хлеб и броня. М., 1981, с. 62 — 63; Воскресенская 3. Дорогое имя. — В кн.: Круглый год. М., 1970, с. 215; Плотников В. П. Берегите хлеб! — В кн.: Берегите хлеб. М., 1975, с. 77 — 78).
2. Создать в классе «Пост бережливых. Провести рейд в школьную столовую и проследить, ценят ли ребята хлеб, который им подается к столу.
3. Пригласить гостей (механизаторов, людей, чьи профессии связаны с производством хлеба).
4. Написать плакаты:
«Именно в труде и только в труде велик человек».
М. Горький.
«Кто любит труд, того и люди чтут!»
Русская пословица.
План-конспект устного журнала:
Страница 1-я. У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова».
Вступительное слово ведущего (тезисы):
Во все века хлеб был главным в судьбе человека. Русский крестьянин выращивал его в поте лица, лишениях, подневольной кабале. Нелегка была крестьянская доля в дореволюционной России. (Демонстрируются репродукции картин А. Г. Венецианова «На пашне» или «На жатве» и В. Е. Маковского «Свидание»).
В. А. Сухомлинский писал, что из сотни тысяч слов в нашем языке на первое место он бы поставил: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство.
Выступление 2-го ученика:
Хлеб — наша жизнь и богатство. Ни в одной стране не совершено столько героических подвигов во имя хлеба, сколько в нашей стране. (Далее идет рассказ о годах коллективизации в нашей стране, о подвиге Павлика Морозова и т. д. ).
Ведущий:
Началась Великая Отечественная война. (Тихо звучит фонограмма песни «Священная война»). 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. 125 граммов — дневной паек блокадного хлеба, испеченного из ржаной муки, жмыха, опилок... Формы смазывали соляркой.
Выступление 3-го ученика. Читает стихотворение Ольги Берггольц «Разговор с соседкой»:
О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба —
он почти не весит на руке...
Выступление 4-го ученика. Читает стихотворение поэта Григория Люшнина, написанное им в фашистском лагере смерти Бухенвальде:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе — да в кучу.
Хлеб бы вышел белый, пахучий.
Мы б тюремные стены сломали...
Ведущий:
После окончания войны Родина позвала людей на освоение целинных земель. (Звучит песня «Едут новоселы»).
Страница 2-я. Слава тем, кто хлеб растил, — Не жалел трудов и сил!
(Девочки в русских костюмах вносят на вышитом полотенце караваи хлеба — древний и вечный символ русского гостеприимства, доброго расположения и подают его гостям).
Выступление гостей — людей самых различных профессий, связанных с производством хлеба.
Ведущий:
Красота труда сельского труженика нашла свое отражение в картинах советских художников, таких, например, как А. А. Пластов, Т. Н. Яблонская и др.
... В летний день кипит на току работа. Яркие, солнечные краски, светлый колорит картины подчеркивают радостное, бодрое настроение колхозниц, чувствуется, что труд доставляет им радость и удовлетворение. Т. Н. Яблонская так вспоминает о своей работе над картиной «Хлеб»: «В 1946 году я поехала с группой студентов на практику в один из лучших колхозов Украины... Когда началась уборка и я попала на огромный колхозный ток, то поняла, что именно здесь найду свой сюжет и смогу, может быть, выразить то, что меня переполняло».
Страница 3-я. Хлеб — золото высшей пробы, умей его беречь.
Ведущий задает вопросы учащимся: что такое бережливость? Кого и почему вы считаете бережливым? и др.
Выступление учащихся (о результатах рейда в школьную столовую).
Ведущий:
Если сейчас у нас много вкусного хлеба, разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? «Кто бросит хлеб, будет проклят людьми», — свидетельствует народное поверье. Хлеб — достояние народа, обилие хлеба — один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.
И если примечу кусок в небреженье —
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движение —
Поднять и спасти это чудо земли.
Е. Благинина
План дальнейшей работы:
1. Провести беседы, конференции, сборы на темы: «О трудолюбии и бережливости», «От зерна к хлебу» и др. (см.: Барыкин Ю. К. Хлеб, который мы едим. М., 1982; Юдасин Л. С. Творцы пшеничного колоса. М., 1982; Этические беседы с учащимися. V класс. Минск, 1984, с. 42 — 74).
2. Провести праздники труда, первой борозды, первого снопа и т. д.