« Я сын своей страны и гражданин своего Отечества» (На фоне кадров и каз. музыки зачитывает стих один из учащихся «Қазақстаным», на последнем кадре появляется Байтерек и тема классного часа) «Қазақстаным» Бөлден елде жүргенде, Карсы келіп көшеден «Қайдан келдің?» - десе егер, Кідірместен, Мүдірместен айтарым: «Қазақпын мен Қазақстан туған елім байтағым!» (На чужбине спросят у меня : « Кто ты?». И я с гордостью отвечу- «Я КАЗАХСТАНЕЦ! Казахстан великая страна -моя Родина») Уч.:Тема часа «Я сын своей страны и гражданин своего Отечества» (Заслушивается легенда о тополе Байтереке. Уч. продолжает рассказ на фоне видеозаписи): ребенок получает имя. - Но ребенок, даже получивший имя еще не является полноценным гражданином своего государства. А каким должен быть истинный гражданин мы попытаемся выяснить сегодня. Уч.: Все мы граждане Земли, мира, своей страны, Своей республики. И от наших дел, поступков будет зависеть то, насколько наше государство станет процветающим и будем ли мы являться достойными гражданами своей страны. А знаете ли вы значение слова –гражданин?(учитель слушает уч-ся) Уч: Слово «ГРАЖДАНИН» употребляется в различных смыслах: Во-первых, это житель какой- либо страны имеющий права на гражданство, -это общепринятое мнение. Во вторых, в словаре Ожегова говорится , что гражданин- это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, находящееся под его защитой и имеющее права и обязанности. -А сейчас мы заполняя кроссворд выясним кто по праву может называться гражданином . (По мере заполнения кроссворда на экране на фоне «Байтерека» появляются слова) 1. Любовь ко всем людям, человечность.(Гуманизм)
2. Если люди тебя уважают, Часто просят дать им совет. И тебя очень многие знают Значит, завоевал ты… (Авторитет) 3. Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость) 4. Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств. (Уважение) 5. Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность) 6. Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность) 7. Подбери те синоним к слову правдивость. ( Честность) 8. Человек, обладающий яркой индивидуальностью. (Личность) 9. Представьте, вам поручили оформить классный уголок: А) Вы бы отложили все дела и занялись оформлением уголка. Б) Оформили бы уголок, когда будет свободное время. В) Перепоручили бы другому однокласснику. (при ответе А, учитель задает вопрос) - Каким качеством обладает каждый из вас? (Ответственность)
- Еще раз озвучим качества настоящего гражданина. Гражданин должен быть: гуманный, заботливый, надежный, ответственный, уважать всех окружающих, быть честным, и конечно быть личностью с большой буквы. - В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданин обладал важными правами. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего- соблюдать законы и защищать отечество. -На столах у вас лежат распечатки с правами и обязанностями ребенка. Вам необходимо: 1-2 группы выбрать права ребенка, 3-4 выбирает обязанности ребенка. ( соблюдение Конституции, жить со своими родителями, уплата налогов, защита от вмешательств в личную жизнь, заботится о своих родителях, иметь возможность на отдых , досуг и участие в культурной и творческой жизни, охранять природу и бережно относится к природным богатствам, получать медицинскую помощь соответствующую стандартам, защищать республику Казахстан, получение образования, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, право на жизнь, уважать права, свободу, честь и достоинство других лиц, быть гражданином государства, свободно выражать свои взгляд, пользоваться благами социального обеспечения, получать информацию и передавать ее) ( Учащиеся зачитывают выбранные варианты и поясняют свою точку зрения) Права: жить со своими родителями защита от вмешательств в личную жизнь иметь возможность на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни получать медицинскую помощь соответствующую стандартам получение образования право на жизнь быть гражданином государства свободно выражать свои взгляд пользоваться благами социального обеспечения получать информацию и передавать ее Обязанности: соблюдение Конституции уплата налогов заботится о своих родителях охранять природу и бережно относится к природным богатствам защищать республику Казахстан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия уважать права, свободу, честь и достоинство других лиц Уч.: Теперь мы с вами знаем, какими чертами характера, правами и обязанностями должен обладать настоящий гражданин государства. Такими качествами обладали люди живущие в разное время , которые внесли и вносят большой вклад в развитие нашей страны. Чтобы вспомнить имена некоторых из них перенесемся в прошлое. Наше путешествие назовем «Судьба человека – судьба страны» А словами напутствия я хочу взять слова Н.А. Назарбаева: «Общество хорошо знающее свое прошлое, способно идти в перед и развиваться, а народ, помнящий имена своих предков, готов обеспечить достойное будущее своим потомкам.» Первый этап – Казахское ханство (На экране появляются портреты Керей-хана, Тауке-хана, Абулхаир-хана.) Уч.: Назовите этих людей, что важного они сделали для нашего государства? Ученики: Керей-хан-первый правитель Казахского ханства Тауке-хан- правитель Казахского ханства, он укрепил его и сделал централизованным государством, эпоха его правления была периодом наивысшего расцвета Казахского ханства. Абулхаир-хан- правитель Младшего Жуза, полководец, присоединил Младший Жуз к России. Второй этап- Советская эпоха (На экране появляются портреты Каныша Сатпаева, Сакена Сейфулина, Бибигуль Тулегеновой) Уч.: Что важного сделали эти люди? Ученики: Каныш Сатпаев- первый президент АН КАЗ ССР, ученый-геолог, 1942 году получил государственную премию за разработку Джезказганского меднорудного месторождения. Сакен Сейфулин- поэт, автор поэм «Кокшетау», « Альбатрос». Бибигуль Тулегенова- известная певица, актриса. Третий этап- Независимый Казахстан (На экране появляются портреты Н.А.Назарбаева, Тохтара Аубакирова, Т.А. Мансурова) Уч.:Вкладами внесенными этими людми в развитие нашего государства мы являемся свидетелями. Ученики: Н.А. Назарбаев- первый Президент Казахстана, автор программы «Казахстан-2030», стратегии развития Казахстана и выход нашей страны на мировой уровень. Тохтар Аубакиров- первый казахский космонавт. Т.А. Мансуров- Аким нашей области. Четвертый этап- Будущее Казахстана (на экране появляется пустой кадр) Уч.: Почему здесь я оставила пустой кадр? (Ученики высказывают свои предположения) Уч.: Да, действительно на этом месте должна быть фотография человека, который внесет не малый вклад в развитие нашего государства в будущем, а будущее –это ВЫ . ( в пустом кадре слово- МЫ) Уч.: про образование
( на экране кадры по развитию Казахстана) Уч.: Словами Джона Кеннеди я хочу продолжить наш классный час: « Не спрашивайте, что страна сделала для вас, а спросите , что вы сделали для страны.» - Сейчас в группах вы будете работать над минипроектами: « Каким мы хотим видеть будущее Казахстана». 1-2 группы «Культура и образование»(работа выполняется на компьютерах) 3-4группы «Экономика и политика» (Каждая группа защищает свой минипроект) Уч.: Каждый из вас уже сделал и еще сделает очень много для своей семьи, школы, своего села, государства. -На столах лежат листочки(красный, зеленый, желтый). Красный цвет –вы ничего не сделали для развития для своей семьи, школы, своего села, государства. Желтый цвет- все таки были в вашей жизни хорошие поступки, связанный с этим. Зеленый цвет- вы хотите в будущем направить все свои действия на то, чтобы наша страна развивалась, крепла, набирала сил. Выберите один из листочков и прикрепите его на наш тополь. - Глядя на то ,как наш тополь зашелестел зеленой листвой, появляется уверенность ,что вы будете достойными гражданами, которые делают и будут все для светлого будущего своей страны. Вам открыты пути, Вам шагать далеко Вы в ответе за все Перед вечностью.