Для классного часа учителю необходимо подготовить заранее 11 детей для "литературных вставок" по ходу работы. Столы классной комнаты поставлены таким образом, чтобы учащимся можно было работать в группах по типу "круглых столов". На столах - бумага, ручки, фломастеры. В углу класса - выставка книг, журналов по разным профессиям, альбомов с репродукциями людей труда, в том числе - самодельный альбом "Азбука профессий".
На доске: плакат с мудрыми мыслями о труде и людях труда, пословицы и поговорки о труде, профессиях и др. Хорошо, если учитель пригласит на классный час 1 - 3 человек, которые познакомят ребят со своей профессией (выступление должно быть 3-4 минуты) – это могут быть родители, учителя - предметники, представители общественности, а также представители из учебно-производственного комбината (УПК)
Учитель: Ребята, мы проводим классный час "Мир профессий". Сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Оказывается, и в нашем городе Каменске - Уральском существует около 750 профессий и специальностей. Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем.
Посмотрите, каждый из вас занял место вокруг одного из пяти столов. Каждый сидящий за столом, таким образом, становится участником команды. Но, как в любой игре, необходимо как-то назвать свою команду. Поэтому мы проведём игру, которая называется.
1. "УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"
Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию. Если возникают затруднения, можно воспользоваться самодельным альбомом "Азбука профессий").
Учитель: Придуманные вами профессии и составят название команды. Итак, у нас появились следующие команды "Плотники", "Егеря", "Врачи", "Чертёжники", "Ювелиры".
Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).
Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
ЗАДАНИЕ № 2. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
"Закончить предложения":
Люди работают ради… Настоящий труд – это… При выборе профессии люди часто не учитывают… В любом профессиональном труде самое важное… Счастье – это… Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами.
(Записали, зачитали).
Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я". 2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество. 3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание. Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
Учитель: А сейчас слово предоставляется вам, ребята.
Идёт литмонтаж, подготовленный заранее группой детей самостоятельно или под руководством учителя.
1 –
"У меня растут года. Будет и 17. Где работать мне тогда? Чем заниматься?"
Эти стихи Владимира Владимировича Маяковского "Кем быть?" знакомы нам с детства. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда...
2 –
Летят столетия, как птицы, Как в книге - мудрые страницы… А начиналось всё с нуля: Юной, суровой была Земля. Человек был жалок и слаб, Пылинка природы, раб. Не сбейся с пути, не ищи, не перечь!.. Но мозг работал, возникла речь. И руки, приказ исполняя теперь, К вершинам науки открыли дверь.
3 –
Трудились люди, мечтали, терпели, Изобретали не то, что хотели. Было порою и трудно, и сложно, Но, как оказалось, всё же возможно.
4 –
Работают руки, а мысли идут. Какой простор для фантазии тут! Жизнь заставляет: не бойся, дерзай! Запоминай, изучай, осязай!
5 –
Могут спросить: "Где же знаний вершины?" Изобрели механизмы, машины. Техника - в помощь, с природой - на "ты". Нет, и не будет вершин для мечты!
6 – В современном обществе существует множество видов труда, десятки тысяч! Каждый из них предъявляет свои требования к человеку, и каждый труд может стать профессией. Но профессии разделяются ещё на специальности. Например, профессия - учитель. Специальности - учитель физики, математики, химии и т.д. 7 - А мне вот интересно собирать разные машины. Даже смотреть любопытно, как ловко и умело соединяют, прикрепляют рабочие одну деталь трактора к другой.
6 – Кто так ловко собирает трактор? 7 – Слесари – сборщики. А вот в другом цехе делают инструменты и приспособления для всех заводских станков. 6 – А кто здесь работает? 7 – Слесари – инструментальщики. 6 – Пойдём на улицу. Там новый дом строится. Рабочие прокладывают трубы для горячей и холодной воды, для газа на кухне. 7 – Это слесари – сантехники. Пойдём дальше. 6 – По дороге едут автомобили, троллейбусы, автобусы. Все спешат, но один пешеход зазевался. Слышу, тормоза заскрипели. Вовремя шофёр машину остановил, а были бы неисправные тормоза - не миновать беды.
7 – Так не должно быть! На автобазе все машины перед выездом на работу проверяют и, если надо, ремонтируют. 6 – Кто же это делает? 7 – Известно, кто: слесари - ремонтники. 6 – Перешла я улицу, вижу - мастерская. На ней вывеска: "Металлоремонт". В мастерскую люди спешат. Кто велосипед сломанный несёт, кто ключ от квартиры потерял, у кого-то ручка от чайника отвалилась. Захожу в мастерскую, спрашиваю: "Кто тут у вас такой мастер, что всем может помочь?"
7 – А у нас слесари работают. Они всё могут! 6 – Кто же такой слесарь? Что за профессия, которая всем и всегда нужна?
1 – Русское слово "слесарь" произошло от немецкого "шлоссер". Так давным-давно в Германии называли умельцев по изготовлению и ремонту замков. Слово сохранилось до наших дней, а "замочных дел мастер" превратился в очень важную рабочую профессию… Ребята, а вы знаете, кто начинает день?
3 –
Шофёр не любит долго спать, Чуть свет встаёт шофёр. К своей машине он спешит, Чтоб завести мотор. Везде дела шофёра ждут - Во все концы Земли! Возить готов он кирпичи, Чтоб города росли.
4 –
Едва забрезжила заря - Поднялся хлебопёк, Чтоб ты румяным калачом Полакомиться мог.
5 –
Маляр порадовать спешит Природу и людей - Нам пестроту весны дарит Весёлый чародей. Спроси у солнца и земли, Спроси у быстрых рек: "Кто начинает новый день?"
Все (вместе): Рабочий человек! (Ребята садятся на свои места).
Учитель: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Сейчас пришло время для нового задания.
ЗАДАНИЕ № 3: Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:
А) почти или совершенно исчезли; Б) появились только в XX веке; В) появятся в будущем.
Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.
Для справки:
А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;
Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;
В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.
Учитель: Человеческая мысль не стоит на месте, люди придумывают новое, появляются, изобретаются новые профессии. Но очень часто получается, что новое - это хорошо забытое старое. На базе старых профессий рождаются другие, которые… А, впрочем, давайте посмотрим и послушаем… (Инсценировка по рассказу Евгения Пермяка "Маляр с золотой медалью")
8 – Знаете, ребята, а у нас сосед есть: маляр Корней. У него четыре сына: Иван, Степан, Василий и Петя. Пришло время Пете ремесло выбирать. Говорит ему отец: 9 (отец) – Будь, Петя, как я, как братья твои, маляром. Хорошее ремесло. 10 (Петя) – Папа, я же школу закончил с золотой медалью. Как же я могу с таким образованием маляром быть, мазаным ходить? 9 – А ты поезжай, посмотри, как твои братья работают. Тогда решишь. 8 – Приехал Петя к старшему брату, Ивану, в Тулу. Брат Дворец культуры кистями расписывает, да так красиво, что зависть берёт. 10 – Приехал я ко второму брату в Москву. Второй брат, Степан, без кистей потолки и стены красит. В руках у него "пистолет", а из "пистолета" голубым лучом краска бьёт и на стены ровным слоем ложится. Полчаса - час и комната готова.
8 – И такой почёт Степану ото всех, что зависть берёт. Приехал Петя к третьему брату, Василию, на автомобильный завод. 10 – Третий брат, как доктор, в белом халате, стоит, на приборы смотрит и проверяет, как автоматическая камера сама по себе легковые автомобили красит. 8 – Да так хорошо красит, что зависть берёт. Вернулся Петя к отцу и говорит: 10 – Далеко, отец, твоя специальность шагнула. Буду и я на маляра учиться, чтобы нашу родовую профессию ещё дальше пронести и выше поднять. 9 – Разве одна наша малярная профессия такова? Все они по-старому называются, да по-новому понимаются. Всякую из них надо дальше нести да выше поднимать. Для этого и учатся 10 лет. Да и этих-то десяти годов другой раз маловато бывает.
(Участники сценки занимают свои места за столами).
Учитель: Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на … необитаемый остров!
ЗАДАНИЕ № 4: "Необитаемый остров"
На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюля Верна…
Ваша задача: Каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Время!
(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).
Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку. А знаете ли вы, сколько должно потрудиться людей, чтобы мы смогли прочитать книгу, включить свет, сесть на стул?.. А сколько людей приняли участие в том, чтобы мы смогли обуться? одеться? Или, если спросить по-другому, "Из чего сделано платье?" На этот вопрос нам ответит поэт Овсей Дриз.
11 –
Если шерсти овечьей пастухи настригут, Если с шерстью овечьей поезда побегут, Если те, что у ткацкой машины стоят, Разноцветные ткани наткут для ребят, Если доменщик сварит хороший металл, О котором на фабрике мастер мечтал, Если сделает мастер иглу для портного, Пару ножниц, утюг электрический, новый, - Значит, мальчика можно поздравить с обновой! - Так ответил портной, надевая очки И иглой пришивая стальные крючки.
Учитель: Посмотрите, оказывается, каждый человек, внося свою посильную лепту в общий труд, в итоге работает не только для других людей, но и на себя тоже. А, может быть, наоборот, работая на себя, в итоге получается, что результат труда - для всех людей.
А вот какими качествами, способностями, знаниями. Состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?
ЗАДАНИЕ № 5: Сейчас все команды получат карточки с пятью парами профессий.
Ваша задача: Определить, что является общим для этих пар профессий?
МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ ОФИЦИАНТ – ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР ЖИВОТНОВОД – САДОВНИК
Пока ребята готовятся, учитель прикрепляет к доске лист бумаги с незаконченной фразой: "БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ …" и ниже - чистое поле листа, куда будет записывать всё, сказанное детьми.
Учитель: Посмотрите, оказывается, чтобы быть профессионалом в своём деле, необходимо обладать такими качествами: (зачитывает с доски всю фразу, которая получилась после того, как команды выразили свои мнения, сравнив пары профессий из 5-го задания). А сейчас предоставим слово профессионалам своего дела: учителю технического труда I категории, инженеру - механику I категории Неустроеву Сергею Васильевичу и методисту УПК Синарского района Кадыкеевой Нине Давыдовне. (Выступление гостей 3 минуты).
Учитель: Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа подходит к концу. Настало время последнего задания.
ЗАДАНИЕ № 6: Рефлексия, то есть обратная связь.
Нарисовать картину вашего настроения по итогам классного часа. Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема "МИР ПРОФЕССИЙ".
Ребята рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску.
Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".
Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!
P.S. Классный час можно провести совместно с родителями учеников класса. Тогда необходимо из родителей создать свои команды (2-3). Подобное мероприятие вызывает интерес, как у детей, так и у их родителей. Лучше всего проводить такую встречу в последнюю субботу перед каникулами.
"Круглые столы" для работы оформляются живой зеленью (букетики, цветочные горшки), композициями из природных материалов, икебаной, мелкими статуэтками, забавными игрушками и т.д., как подскажет фантазия.