Особенности коррекционной работы с детьми с комплексными нарушениями в условиях надомного обучения
Одной из задач современной системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии является поиск наиболее эффективных форм коррекционного воздействия.
Для детей с выраженными комплексными нарушениями, у которых может наблюдаться сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата, зрительного, слухового анализатора, эмоционально-волевой сферы, решение этой задачи особенно актуально. Это объясняется тем, что дети с такой тяжелой патологией в развитии воспитываются преимущественно дома, т.к. их не берут в специализированные дошкольные учреждения. Эти дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной и реабилитационной помощи специалистов (врачей и коррекционных педагогов).
Одной из форм такой помощи может быть организация надомного обучения и, по возможности, кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях.
На современном этапе законодательная база, регулирующая организацию надомного обучения при ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, отсутствует. Однако разработка и попытки реализации такой системы обучения ведутся активно( 2,3).
Далее будут рассмотрены результаты коррекционной работы с двумя детьми старшего дошкольного возраста со сложной структурой нарушения в условиях надомного обучения.
Это два брата (В. и Д.) из разнояйцовой двойни, воспитывающиеся в полной, благополучной семьи, в которой есть еще один ребенок – здоровый старший брат 16 лет.
На момент первичного обследования учителем-дефектологом детям было 6 лет 3 мес. (март 2009 года). Анализ предоставленной родителями медицинской документации и результаты беседы с ней позволили выяснить поставленные детям диагнозы и собрать анамнез.
В. Органическое поражение ЦНС (герпетическая инфекция). Спастический тетрапарез. Симптоматическая эпилепсия. Частичная атрофия зрительных нервов, расходящееся косоглазие, нистагм, расходящееся косоглазие, хориоретинит в стадии рубца (сочетание воспаления сосудистой и сетчатой оболочек глаза). Системное недоразвитие речи тяжелой степени у ребенка с выраженным нарушением интеллектуального развития.
Д. Тяжелое органическое поражение ЦНС (герпетическая инфекция). Двойная гемиплегия с гиперкинезами. Судорожный синдром. Частичная атрофия зрительных нервов, хореоретиномегалия слева, расходящееся косоглазие, нистагм. Системное недоразвитие речи тяжелой степени у ребенка с выраженным нарушением интеллектуального развития.
Раннее психомоторное развитие детей протекало с задержкой.
Двигательная сфера. В неврологическом статусе наблюдается нарушение мышечного тонуса по типу спастичности, отмечается ригидность мышц, локальные и глобальные синкинезии.
У обоих детей объем спонтанной двигательной активности резко снижен. Голову не держат, могут поворачивать ее в какую-либо сторону при не продолжительном прослеживании за игрушкой, самостоятельно не сидят (только с опорой и в коляске). Принимаемая поза носит вынужденный характер. Дети не способны самостоятельно передвигаться. Могут совершать движения ногами в виде постукивания, поднимания.
Наблюдается выраженное нарушение мелкой моторики, движения кисти и пальцев рук значительно ограничены. Пальцы приведены к ладони, нет противопоставления большого пальца, отсутствует дифференцированный захват предметов, наблюдаются трудности их удержания. Руки согнуты в локтях и приведены к туловищу. Ведущая рука не сформирована.
Не развита зрительно-моторная координация.
Навыки самообслуживания отсутствуют. Дети питаются протертой пищей. Во время приема пищи и питья постоянно поперхиваются.
Особенности эмоционально-личностной сферы и поведения характеризуются в целом преобладанием положительных эмоций. Однако могут наблюдаться и неадекватные эмоциональные проявления (громкие вскрики, плач и т.д.) в ответ на утомление.
В. очень чувствителен, эмоционально и телесно легко возбуждается. Новые раздражители вызывают мышечное напряжение, клонус в руках и отведение головы с закатыванием глаз и общим легким подергивнием, что может быть похоже на судорожный приступ.
Д. более активный и подвижный, спокойнее реагирует на новые раздражители.
С детьми возможно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и оживление. Общение с членами семьи заключается в том, что дети эмоционально-положительно реагируют на мать, на появление брата и отца, особенно посте относительно продолжительного отсутствия. Незнакомых взрослых встречают с настороженностью и напряжением.
К общению друг с другом проявляет интерес только Д. Это общение заключается в постукивании В. ногами.
Характеристика уровня психоречевого развития детей.
Познавательное развитие детей характеризуется снижением познавательной активности, интереса к окружающему, который незначительно возрастает при привлечении внимания к игрушкам или предметам.
Самостоятельная исследовательская и предметно-манипулятивная деятельность не сформированы. Длительность сосредоточения внимания на каком-либо действии или предмете значительно ограничена. Быстро наступает утомление.
Наблюдающиеся ориентировочные реакции на слуховые и зрительные раздражители не носят познавательный характер. Слуховое внимание на голос и речь снижено.
Характеристика сенсорной сферы: Фиксация взора на предметах и игрушках выражена слабо. Прослеживание движущегося предмета фрагментарно, быстро теряют его из вида.
Наблюдаются значительные трудности понимания обращенной речи. Отмечается неустойчивая ориентировочная реакция на собственное имя. Нет внимания к зрительному восприятию речи.
Характеристика голосовой активности: Дети спонтанно издают недифференцированные звуки, отраженного и певучего гуления нет. Наблюдается произношение гласных а, э.
Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания: Отмечается спастичноть мышц губ, языка, щек. Нарушение подвижности губ и языка затрудняет процессы сосания и глотания. Наблюдается повышенная саливация. Из-за патологического строения челюсти (патологических прикус, утолщенные десны) рот остается постоянно приоткрытым, особенно у В. Голос тихий, слабый, немодулированный, быстро истощающийся.
На основании данных обследования дефектологом была разработана программа индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком.
Содержание и организация коррекционной работы.
Дети находятся под наблюдением педагогов лекотеки детского сада компенсирующего вида №2555. В связи с этим, раз в неделю с ними проводит занятие психолог. Задачи работы психолога заключаются в следующем: 1) познавательное и эмоционально-личностное развитие детей; 2) развитие моторики; 3) работа с семьей.
Один – два раза в год детям делается курс массажа (10 процедур).
Структура, направления и задачи коррекционной работы дефектолога с детьми основаны на системе коррекционной работы с детьми раннего возраста, страдающими ДЦП, предложенной Е.Ф.Архиповой [1].
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы дефектолога являются следующие:
1. Формирование мотивационного компонента деятельности.
2. Развитие эмоциональных реакций.
3. Развитие зрительно-моторной координации и слухового внимания и восприятия.
4. Развитие движений рук, нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации и действий с предметами.
5. Формирование манипулятивной функции.
6. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного массажа, артикуляционной гимнастики: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
7. Формирование понимания обращенной речи.
8. Развитие подготовительных этапов формирования активной речи: стимуляция голосовых реакций, вызывание звуков, произнесение лепетных или простых общеупотребительных слов.
Занятия проводятся раз в неделю, преимущественно в первой половине дня, реже во вторую половину, после обеденного сна. Общая продолжительность занятия колеблется в зависимости от состояния детей и составляет от 1ч.15 минут до 1ч. 45 минут. Занятия проводятся в индивидуальной форме (массаж, отдельные игры), либо совместно (это способствует большей эмоциональности в поведенческих реакциях детей).
Во время занятия дети располагаются на диване, либо на руках у родителей, в связи с отсутствием специализированного рабочего места и не удобством в использовании специализированной мебели. Подобранная для них поза фиксируется подушками и специальными валиками.
Работа с родителями.
На начальном этапе общения с дефектологом поведение мамы было несколько настороженным и тревожным по отношению к педагогу.
Мама постоянно присутствовала на занятиях. Первое время это присутствие являлось пассивным наблюдением. Затем она начала активно включаться в процесс коррекционной работы в виде реализации отдельных элементов занятия (массаж рук, обучение детей простым предметным действиям и т.д.) под контролем дефектолога.
По результатам каждого занятия с мамой организовывалась беседа, направленная на анализ отмеченной на данном этапе положительной динамики, неуспехов детей, особенностей ее самостоятельной работы с ними, наблюдающихся у нее трудностей. Затем маме давались задания на следующую неделю с учетом результатов данного занятия.
Маме также было рекомендовано ведение дневника наблюдения. Однако эта работа не была ею реализована в полном объеме.
Направления самостоятельной работы мамы:
1. Развитие мелкой моторики:
А) Массаж рук.
Б) Развитие предметно-манипулятивной деятельности детей. Формирование умения удерживать предмет в руке. Совместное выполнение предметных действий (перекладывание, вкладывание и т.д. разных по величине предметов). Игра с пирамидкой, «стаканчиками», перекладывание предметов. Игра с куклой (мишкой или другой подобной игрушкой): учить здороваться, кормить, выполнять с ней движения («сядь», «стой», «ляг»), укачивать куклу, катать машину.
Поглаживание разнофактурной поверхности (жесткой, шершавой, мягкой, ворсистой и т.д
2. Стимуляция у детей собственных речевых звуков, слогов и лепетных слов. Выполнение (пассивное) артикуляционных упражнений.
3. Развитие понимания простых инструкций. Учить прислушиваться к звукам речи, дифференцировать различные звуки, понимать свое имя и т.д.
За год, проводимой с детьми коррекционной работы выявлена следующая умеренная положительная динамика, которая была отмечена как дефектологом и психологом, так и родителями:
1. Оба ребенка достаточно быстро адаптировались к занятиям и дефектологу (новому педагогу), узнают его при появлении, эмоционально положительно на него реагируют.
2. Чаще возникают (при появлении педагога, психолога, при одевании) и разнообразнее проявляются положительные эмоциональные реакции.
3. Значительно возросла познавательная активность и мотивация к выполняемым на занятиях действиям: более длительно рассматривают предлагаемые предметы и игрушки, во время прогулок более активны, рассматривают природу, машины и т.д.
4. Небольшое уменьшение спастичности в руках. Начали появляться попытки захвата и удержания предмета.
5. Значительно увеличилась длительность зрительного сосредоточения на предмете и прослеживания за ним при его перемещении (особенно у Д.).
6. Улучшилось понимание обращенной речи. Реагируют на свое имя поворотом головы.
7. Отмечено уменьшение проявления спастичности в артикуляционной мускулатуре.
8. По подражанию и с механической помощью произносят гласные (и, о), их сочетания (иа, аи); появились согласные звуки и слоги (р горловое, га, ка), с механической помощью произносят простые общеупотребительные и лепетные слова (на, дай, иди, ляля). Самостоятельно произносят только некоторые слоги. Следует отметить, что речевая активность В. значительно больше, чем у Д., но у него она характеризуется большей произвольностью. Произнесение звуков стало более напевным.
9. Увеличилась сила и звонкость голоса.
10. Уменьшилась саливация.
Таким образом, организация коррекционно-педагогической работы с детьми с выраженной комплексной патологией в условиях надомного обучения способствует максимальному вовлечению в процесс реабилитации семьи и максимальной реализации индивидуальной системы работы, что способствует появлению динамики в развитии даже у детей с выраженной и сложной структурой дефекта.