Формирование временных представлений у детей с нарушениями развития
Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток, времен года и других регулярно повторяющихся явлений.
Формирование временных представлений тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка во времени происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются окружающей средой. Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных философов, психологов и педагогов (Выготский Л.С., Катаева А.А., Луцковская С.Д., Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. и др.). В педагогической психологии проблема восприятия времени дошкольниками систематически изучается с середины 50-х гг. (Рихтерман Т.Д. и др.).
Было выявлено, что осознание соотношения представлений о времени у старших дошкольников развивается под влиянием обучения и в процессе организации собственной жизни. В восприятии времени человеком огромную роль играет возраст. Ребенок и взрослый мыслят как бы в разных масштабах. В дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное время — пространств, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности.[1] Считается, что к шести годам дети с нормальным развитием должны знать последовательность чередования времен года и соответствующих им месяцев, тогда как плохая ориентировка в этом вопросе говорит о некоторой задержке психического развития (Рихтерман Т.Д., 1991; Тарабарина Т.И., Соколова Е.И., 1996; Эльконин Д.Б., Венгер А.Б., 1988; и др.). Поэтому, оценивая уровень психического развития ребенка, специалисты – педагоги и психологи, как правило, интересуются его возможностями ориентировки во времени и чаще всего среди задаваемых вопросов задаются вопросы о временах года и месяцах (Белопольская Н.Л., 1983; Забрамная С.Д., 1974; и др.). Белопольская Н.Л. (1996) отмечает, что далеко не все дети 6-7 лет с нормальным развитием свободно ориентируются в этом материале.
Проведенное обследование ориентировки во времени детей седьмого года жизни с нормальным уровнем психического развития показало, что понимание последовательности времен года и соответствующих им месяцев происходит постепенно и чаще всего в этом возрасте процесс овладения временными представлениями происходит через заучивание и запоминание. Большинство детей не помнят точно, какие месяцы относятся к зимним или летним, сколько времен года и сколько месяцев в году. Эти знания остаются в стороне от их повседневной дошкольной жизнедеятельности, а более значимые события редко и мимолетно пересекаются с ними. Не все дети знают день своего рождения, особенно если он давно был или будет еще не скоро. Немногие дети могут назвать дни рождения своих мам и пап, даже если эти дети из благополучных семей. Что же касается детей с нарушениями слуха, то они весьма слабо ориентируются в вопросах времени и часто не владеют такими понятиями как времена года, месяцы, сутки, вчера, сегодня и т.д. Наблюдения сурдопедагогов показывают, что дети с нарушением слуха трудно усваивают такие понятия как времена года, месяцы, дни недели, путают части суток. Как правило, слабослышащие и глухие дети забывают признаки прошедшего времени года и стараются запомнить сведения, которые, с точки зрения взрослых – педагогов и родителей, являются важными.Формирование временных представлений играет огромную роль как при подготовке к школьному обучению, так и при формировании грамотной речи. В частности это употребление предлогов детьми.
Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни.
Как говорил Выготский Л.С., «… высшие, присуще человеку формы психического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность».[1]