Четверг, 25 Апр 2024, 14:12
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Библиотекарю

В чем заключается индивидуальная работа с читателем в библиотеке?
Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание (или индивидуальная работа) — процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого.
Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенности и возможности.
Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказаний помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками.
Практика индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания показывает, что она более эффективно реализуется тогда, когда происходит общение библиотекаря не с одним читателем, а с несколькими одновременно.
Что касается численного состава группы, то он колеблется от одного до 7 +(-) 2 человека, что обусловливается закономерностью, характеризующей объем оперативной памяти человека.
Универсальным способом индивидуальной работы является индивидуальная беседа с пользователями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида: беседа при записи читателя в библиотеку; рекомендательная беседа; беседа при получении от пользователя прочитанной книги.
Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, историей и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями, устанавливают уровень культуры чтения записывающегося, какими библиотеками читатель пользуется, наличие личного книжного собрания. Наконец, выясняют, чем он может быть полезен для самой библиотеки. Сведения, полученные в ходе этой беседы (например, о периодике, выписываемой читателем на дом), библиотекарь заносит в раздел читательского формуляра «заметки библиотекаря» (Ст. 4 формуляра читателя).
Каждому вновь записавшемуся читателю надо уделить особое внимание, ознакомить его с библиотекой. В первое посещение целесообразно провести экскурсию по библиотеке, раскрывая возможности библиотеки. Такую экскурсию читатель воспринимает как атрибут приобщения к библиотеке — это поднимает в его глазах престиж библиотеки, в то время как в последующие посещения она может быть воспринята как посягательство на его время.

Дополнительно можно прочитать главу «Как записать читателя в библиотеку?».

Беседа при выдаче читателю литературы считается тактической, ибо на основе знаний о читателе, полученных при его записи в библиотеку, определяется дальнейшая тактика обслуживания. Общее правило таких бесед сводится к следующему: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного в ней для себя, исходя из читательской культуры каждого, его цели обращения к книге, содержания и особенностей рекомендуемого издания.
Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художественному произведению желательно приводить яркие сведения о личности писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волновали именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесообразно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рассказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы в нем. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти вопросы затрагивать в каждой беседе — само произведение и читатель подскажет библиотекарю, на чем лучше остановиться.
Беседа о прочитанном является способом проверки принятых библиотекарем решений по работе с читателем в целом и рекомендации конкретной книги. Характер беседы зависит от многих факторов: особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библиотеки и др. Главное — выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточнение читательских интересов и т. д.).
Типовые приемы, обеспечивающие создание условий для вступления читателя в беседу с библиотекарем:

если книга была взята по совету библиотекаря, следует выяснить, насколько удачна с точки зрения читателя была рекомендация;
если книга выбрана читателем самостоятельно, его просят, оценить собственный выбор;
в случае, когда нет уверенности, что читатель самостоятельно вступит в беседу о прочитанном, не дожидаясь его отзыва, желательно поделиться с ним впечатлениями, которые остались после прочтения этой книги у библиотекаря. Читатель или соглашается c оценкой, или дополняет ее своими впечатлениями, или вступает в полемику с библиотекарем.

Во время таких бесед библиотекарь помогает читателю глубоко разобраться в прочитанном.
Консультации знакомят читателя с библиотекой, ее фондом, СБА и направлены на воспитание культуры чтения, привитие основ библиотечно-библиографической грамотности. Консультации у книжных полок помогают ориентироваться в фонде при открытом доступе. Библиотекарь, знакомя с расстановкой книг в фонде, ориентирует в системе ссылок и отсылок, обращает внимание на внутриполочные выставки, учит пользоваться при выборе книг каталогами, картотеками и библиографическими пособиями, а также справочным аппаратом самой книги (предисловием, послесловием, оглавлением, аннотациями и др.). Консультации у книжных полок сопровождаются беседами о рекомендуемой литературе, а также беседами о прочитанном.
В Старорусской ЦБС консультации для учета консультаций используют специальные бланки.

Библиографические консультации по СБА (справочно-библиографический аппарат)

Справки оказывают помощь читателю в поиске и подборе литературы в соответствии с его интересами и потребностями. Подробно о справках можно прочитать в главе «Как выполнить библиографическую справку».
Информации направлены на информирование читателя о литературе в соответствии с его интересами и потребностями. Наряду с информацией о литературе библиотекарь сообщает читателю об услугах, предоставляемых библиотекой, правилах пользования ею и т.п. Подробно об информациях можно прочитать в главе «Что такое „библиографическое информирование“?».

Индивидуальная работа с читателем требует определенных личностных качеств библиотекаря, прежде всего таких, как уважение к людям, отзывчивость, вежливость, умение понять интересы другого человека, коммуникабельность, выдержка, наблюдательность, любознательность, оперативность и четкость решений и действий, творческий подход к работе.

Проанализируйте качество и объем своей индивидуальной работы с читателями.
Категория: Библиотекарю | Добавил: Gulnaz (07 Июн 2012)
Просмотров: 8437 | Теги: читателем, работа, чем, библиотеке?, Индивидуальная, заключается | Рейтинг: 1.6/ 13 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
14:12


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz