В чем заключается индивидуальная работа с читателем в библиотеке?
Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание (или индивидуальная работа) — процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого. Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенности и возможности. Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказаний помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками. Практика индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания показывает, что она более эффективно реализуется тогда, когда происходит общение библиотекаря не с одним читателем, а с несколькими одновременно. Что касается численного состава группы, то он колеблется от одного до 7 +(-) 2 человека, что обусловливается закономерностью, характеризующей объем оперативной памяти человека. Универсальным способом индивидуальной работы является индивидуальная беседа с пользователями библиотеки. Она выступает как самостоятельный способ, так и присутствует во всех других способах индивидуального библиотечно-библиографического обслуживания и включает три взаимосвязанных вида: беседа при записи читателя в библиотеку; рекомендательная беседа; беседа при получении от пользователя прочитанной книги. Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения о человеке, пожелавшем стать читателем. Во время этой беседы его знакомят с правилами пользования, историей и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями, устанавливают уровень культуры чтения записывающегося, какими библиотеками читатель пользуется, наличие личного книжного собрания. Наконец, выясняют, чем он может быть полезен для самой библиотеки. Сведения, полученные в ходе этой беседы (например, о периодике, выписываемой читателем на дом), библиотекарь заносит в раздел читательского формуляра «заметки библиотекаря» (Ст. 4 формуляра читателя). Каждому вновь записавшемуся читателю надо уделить особое внимание, ознакомить его с библиотекой. В первое посещение целесообразно провести экскурсию по библиотеке, раскрывая возможности библиотеки. Такую экскурсию читатель воспринимает как атрибут приобщения к библиотеке — это поднимает в его глазах престиж библиотеки, в то время как в последующие посещения она может быть воспринята как посягательство на его время.
Дополнительно можно прочитать главу «Как записать читателя в библиотеку?».
Беседа при выдаче читателю литературы считается тактической, ибо на основе знаний о читателе, полученных при его записи в библиотеку, определяется дальнейшая тактика обслуживания. Общее правило таких бесед сводится к следующему: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного в ней для себя, исходя из читательской культуры каждого, его цели обращения к книге, содержания и особенностей рекомендуемого издания. Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу. Например, в рекомендательной беседе по художественному произведению желательно приводить яркие сведения о личности писателя, о замысле произведения, показать, почему писателя волновали именно эти мысли, почему использован именно этот жанр. Целесообразно остановиться на творческой истории произведения. Полезно рассказать о том времени, когда появилось произведение, как его приняли современники. Чтобы читателю легче было разобраться в произведении, нужно обратить его внимание на основные проблемы в нем. Если по произведению создан фильм или спектакль, то об этом непременно нужно упомянуть. Не обязательно, конечно, все эти вопросы затрагивать в каждой беседе — само произведение и читатель подскажет библиотекарю, на чем лучше остановиться. Беседа о прочитанном является способом проверки принятых библиотекарем решений по работе с читателем в целом и рекомендации конкретной книги. Характер беседы зависит от многих факторов: особенности книги (содержание, читательское назначение), читательское развитие пользователя библиотеки и др. Главное — выяснение степени достижения задачи чтения (выявление уровня восприятия, понимания прочитанного, уточнение читательских интересов и т. д.). Типовые приемы, обеспечивающие создание условий для вступления читателя в беседу с библиотекарем:
если книга была взята по совету библиотекаря, следует выяснить, насколько удачна с точки зрения читателя была рекомендация; если книга выбрана читателем самостоятельно, его просят, оценить собственный выбор; в случае, когда нет уверенности, что читатель самостоятельно вступит в беседу о прочитанном, не дожидаясь его отзыва, желательно поделиться с ним впечатлениями, которые остались после прочтения этой книги у библиотекаря. Читатель или соглашается c оценкой, или дополняет ее своими впечатлениями, или вступает в полемику с библиотекарем.
Во время таких бесед библиотекарь помогает читателю глубоко разобраться в прочитанном. Консультации знакомят читателя с библиотекой, ее фондом, СБА и направлены на воспитание культуры чтения, привитие основ библиотечно-библиографической грамотности. Консультации у книжных полок помогают ориентироваться в фонде при открытом доступе. Библиотекарь, знакомя с расстановкой книг в фонде, ориентирует в системе ссылок и отсылок, обращает внимание на внутриполочные выставки, учит пользоваться при выборе книг каталогами, картотеками и библиографическими пособиями, а также справочным аппаратом самой книги (предисловием, послесловием, оглавлением, аннотациями и др.). Консультации у книжных полок сопровождаются беседами о рекомендуемой литературе, а также беседами о прочитанном. В Старорусской ЦБС консультации для учета консультаций используют специальные бланки.
Библиографические консультации по СБА (справочно-библиографический аппарат)
Справки оказывают помощь читателю в поиске и подборе литературы в соответствии с его интересами и потребностями. Подробно о справках можно прочитать в главе «Как выполнить библиографическую справку». Информации направлены на информирование читателя о литературе в соответствии с его интересами и потребностями. Наряду с информацией о литературе библиотекарь сообщает читателю об услугах, предоставляемых библиотекой, правилах пользования ею и т.п. Подробно об информациях можно прочитать в главе «Что такое „библиографическое информирование“?».
Индивидуальная работа с читателем требует определенных личностных качеств библиотекаря, прежде всего таких, как уважение к людям, отзывчивость, вежливость, умение понять интересы другого человека, коммуникабельность, выдержка, наблюдательность, любознательность, оперативность и четкость решений и действий, творческий подход к работе.
Проанализируйте качество и объем своей индивидуальной работы с читателями.