Четверг, 28 Мар 2024, 21:30
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Библиотекарю

Направления развития библиотечной инноватики
Мировой опыт показывает, что проблемы нововведений в библиотеках всегда были актуальными. Ныне они стоят особенно остро, поскольку российские библиотеки, с одной стороны, как никогда прежде ощущают ограниченность финансового обеспечения и поэтому изыскивают пути рационального использования ресурсов: кадров, фондов, СБА, технологического оснащения. С другой стороны, библиотеки стремятся интегрироваться в мировое информационное пространство, осваивая профессиональные международные стандарты. Как следствие воздействия этих факторов, в последние годы заметен интерес библиотечных специалистов к вопросам инновационной деятельности.

Зарубежные публикации, посвященные собственно инновационным процессам в библиотечной деятельности, появились в 1970-х гг. Зарубежные коллеги, как правило, анализируют проблемы нововведений, обусловленные использованием электронных информационных ресурсов и средств доступа к ним.

Интерес отечественных специалистов к вопросам библиотечных инноваций активизировался к концу 1980-х гг. и связывался с развитием методической работы библиотек. Преобладали работы, характеризующие опыт инновационной деятельности библиотек России, ситуацию обновления, проблемы и перспективы их развития. Теоретических работ по вопросам библиотечных инноваций немного. Специальные исследования проведены Е. С. Мартиным [55], Н. А. Толканюк [93] и Н. Т. Чуприной [104]. В разные годы к этой проблеме обращались С. А. Басов [7], А. Н. Ванеев [14,15], Н. С. Карташов [3436], С. Г. Матлина [57-66] и С. С. Серейчик [83].

Общность взглядов заключается в признании преобразующей роли «нововведений» для совершенствования библиотечной работы. Понятия «нововведение» и «инновация» часто приравниваются по смыслу и характеризуются как «процесс» внедрения в деятельность библиотек достижений науки и передовой практики. Вскрыты и различия в представлениях. Природа библиотечных нововведений оценивается с трех позиций, а именно, как процесс:

• распространения и адаптации «передового библиотечного опыта», «ядро» методического руководства библиотек;

• развития и совершенствования деятельности библиотек, поиска новых путей функционирования, качественно превосходящих предыдущие;

• творческого роста сотрудников библиотек. Остановимся на каждой из обозначенных позиций. Характеристика инновации как процесса распространения и адаптации «передового опыта» дается в аспекте методической работы библиотек. Этот вопрос исследован в работах Ю. Б. Авраевой, С. А. Басова, А. Н. Ванеева, Е. С. Мартина, Е. А. Фенелонова, обозначен в последней редакции издания «Справочника библиотекаря» [89]. В большинстве работ понятие «инновация» не применяется, а замещается другими терминами: «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность». В качестве цели инновационной деятельности указывается поиск, оценка и применение библиотечных новшеств. Под «новшеством» понимаются новые (неизвестные) или известные, но измененные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. «Источником» новшеств рассматриваются: «передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований». Термином «нововведение» характеризуется процесс ввода новшества в библиотечную практику [14]. А. Н. Ванеевым дается характеристика особенностей инновационной деятельности библиотек, подчеркивается, что ее сущность заключается в осуществлении процессов создания новшеств и их применения в библиотечной практике. При этом ее конечной целью считается освоение новшества в конкретной библиотеке и в сети библиотек, его превращение в форму нововведения, что позволяет устранить недостатки и противоречия библиотечной деятельности [89, с. 334-336]. Определяющая роль в этом процессе отводится специалистам методических отделов библиотек, которые должны фиксировать и анализировать передовой опыт (достижения библиотечной практики), способствовать его распространению, а также создавать новый опыт, разрабатывать методические рекомендации для его продвижения в практику

С. А. Басов рассматривал нововведения «ядром» методической работы [7]. Однако, в отличие от других исследователей, он не оценивал нововведения с позиций распространения «нового опыта». Им отмечалось, что опыт надстраивается над практикой, вторичен по отношению к ней, поскольку существует не как деятельность, а как информация, знание о деятельности [7, с. 8]. Им было предложено изменить точку зрения на проблему, говорить не о внедрении достижений науки и практики в сферу библиотечного дела, а об управлении научно-техническим прогрессом в сфере библиотечного дела. Для этого, как подчеркивалось С. А. Басовым, необходима интеграция инновационной теории с библиотековедением, поиск новой трактовки социальной роли методиста, который рассматривался специалистом в области управления нововведениями.

В диссертации Е. С. Мартина «Управление нововведениями в библиотеках» исследованы особенности инновационного процесса, определены условия и пути совершенствования нововведений в практике работы массовых библиотек. Нововведения рассматривались как интегрированный процесс распространения, адаптации, внедрения и освоения новшеств в библиотечной работе. Под новшеством понималось новое практическое средство, предназначенное для удовлетворения общественных потребностей, а под нововведением — составная часть инновационного процесса, включающая распространение, внедрение и освоение новшеств. Инновационная деятельность характеризовалась как комплексный процесс создания, распространения, внедрения и освоения новшества для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей. Понятие «инновационный процесс» синонимично терминам «нововведение» и «инновационная деятельность». Им используется применение принципов целевого управления к организации инновационных процессов в библиотеках. В качестве обязательных условий инновационного процесса рассматриваются: создание целостной системы информирования о новшествах и организации нововведений [55].

Особенностью этих публикаций является то, что в них заостряется внимание не на взаимосвязи методической работы библиотек и нововведений, а на понимании роли инноваций в развитии библиотечной деятельности. Возникновение такой точки зрения, по-видимому, обусловлено тем, что методическая деятельность библиотек в эти годы резко видоизменяется, пересматриваются функции методических служб. Так Н. А. Толканюк исследует инновацию как особый «вид» библиотечной деятельности, дает ее характеристику, определяет роль и место инновационных процессов в структуре библиотечной деятельности, указывает факторы, влияющие на их реализацию. Параллельно ею рассматриваются два понятия: «новация» и «инновация». Под «новацией» понимаются достижения науки и практики, используемые в качестве нового средства для более эффективного удовлетворения читательских потребностей. Под «инновацией» — комплексный процесс создания, распространения и использования «новшеств» в целях развития библиотеки и повышения эффективности ее деятельности [93]. В ее работе были обозначены направления инновационной деятельности библиотек: развитие исторически сложившегося типа библиотек путем организационно-управленческих решений; автоматизация и механизация технологических процессов; коммерциализация библиотечной деятельности. В результате своего исследования Н. А. Толканюк установила, что инновации — это изменения, их главное назначение — совершенствование библиотечной деятельности, обеспечение ее соответствия запросам и потребностям читателей. Достоинством работы Н. А. Толканюк является то, что она впервые в библиотековедении подчеркнула роль инноваций как средства развития всех сфер библиотечной деятельности (науки, практики, образования).

- В 1990-е гг. авторами ряда библиотековедческих работ подчеркивается необходимость изучения библиотечных нововведений. Указывается, что качественные изменения пронизывают всю библиотечную деятельность, предполагают совершенствование всех элементов библиотечной системы: от единичных и простейших вплоть до глубоких преобразований сложных библиотечных процессов. Замечено, что целью таких изменений является повышение качества и расширение номенклатуры услуг, предоставляемых населению.

И, наконец, третья позиция представлений о сущности библиотечных инноваций заключается в рассмотрении инноваций в качестве средства творческого роста сотрудников библиотек. Она основана на признании творческого начала инновационной деятельности.

В работах подчеркивается, что творческий компонент, вносимый в деятельность инновациями, выступает своеобразным компенсатором многих негативных факторов (размера оплаты и условий труда, ограниченных возможностей карьерного роста и т. п.). Инновации «оживляют» работу персонала, позволяют снять состояние «накопленной усталости» от выполнения рутинных, однообразных процессов библиотечного труда, требуют профессионального роста сотрудников, овладения новыми знаниями и навыками, личностного развития библиотечного специалиста.

Наиболее ярко творческий компонент библиотечных инноваций рассмотрен в работах С. Г. Матлиной. По ее мнению, внедрение нового зависит от степени осознания сотрудниками библиотек необходимости грядущих перемен, их активности и творческой фантазии. Инновация характеризуется ею как средство творческого роста сотрудников, основанное на фундаменте библиотечных традиций и учете факторов внешнего и внутреннего порядка [57-66].

С. Г. Матлиной подчеркивается значение учета инициативы рядовых сотрудников в инновационной деятельности. Отсутствие новых идей — показатель неблагополучия коллектива, и чем скорее библиотекари осознают эту истину, тем быстрее возникнут непохожие друг на друга библиотеки, способные работать по своим собственным программам, а не копировать чужой опыт.

Под библиотечной инновацией в самом общем виде Матлина понимает оригинальную, нестандартную мысль сотрудника или посетителя, реализация которой, в совокупности с другими факторами, обеспечивает эволюционное развитие культуры библиотеки на микросоциальном уровне и в конечном итоге — в макромасштабе. Особое значение придается фантазии библиотекаря, экспромту и импровизации. Основой инновации считается личностные и профессиональные возможности библиотечного специалиста (совокупность индивидуальных знаний, навыков, способностей, особенных черт характера и пр.). Специфика библиотечных инноваций, по ее мнению, заключается в том, что необходимые для ее реализации знания передаются только «из рук в руки», так как инновации не всегда можно регламентировать и предсказать, особенно если они касаются межличностной коммуникации.

Сущность библиотечной инноватики определяется Матлиной как система новых идей, выдвинутых творчески мыслящим профессионалом (или коллективом). По ее мнению, библиотечная инноватика должна быть направлена на решение многовариантных проблем, позволяющих библиотечному специалисту сделать самостоятельный выбор оптимального варианта решения при наличии множества альтернативных.

Рассматривая инновацию как творческую идею, С. Г. Матлина не ставит вопрос о необходимости ее обязательной реализации библиотекарем-новатором. Указывается, что идея может быть реализована в форме нововведений или же существовать в виде проектов, концепций, предложений по усовершенствованию, организации процесса, разработки методики. Важнейшим условием организации инноваций в библиотеках, по ее представлению, является учет внутренних факторов и побудительных мотивов, способов самовыражения неординарно мыслящей личности.

Другой гранью разработок С. Г. Матлиной является осмысление зависимости инноваций от миссии определенной библиотеки и сложившихся традиций библиотечной деятельности. Она подчеркивает, что при всей кажущейся непредсказуемости, библиотечные инновации не могут быть случайными, беспорядочными, выпадать из логики развития библиотеки, быть оторванными от потребностей населения. Важной их особенностью является то, что они базируются на прочном фундаменте традиций. Побудительным мотивом инноваций рассматривается желание творческого человека иначе представить привычную профессиональную ситуацию, по-новому взглянуть на какую-либо социально- или лично-стно-значимую проблему. Отмечается, что чаще всего такое желание возникает из-за неудовлетворенности рутинной организацией процессов или принятыми правилами, препятствующими повышению эффективности работы. В то же время подчеркивается, что одного творчества недостаточно, так как основу инноваций составляет профессионализм, вкупе с особыми личными качествами, позволяющими разнообразить библиотечную деятельность. Главным для развития инновационной деятельности библиотек, по убеждению С. Г. Матлиной, является преодоление скепсиса и нигилизма по отношению к сложившимся профессиональным традициям, преодоление боязни использования оригинальных решений. Отмечается, что это «единственный путь, обеспечивающий поступательное развитие библиотечного дела».

Характеризуя взгляды библиотечных специалистов на инновацию в контексте библиотечного развития и творческого роста библиотечного персонала, нельзя не остановиться на исследовании Н. Т. Чуприной «Профессиональная инноватика как фактор развития современной библиотеки» [104], в которой под инноватикой понимается целенаправленная профессиональная деятельность по формированию библиотечных инноваций, ведущего фактора развития библиотек, способствующего разработке и реализации опережающих технологий и форм библиотечного обслуживания населения, а также развития персонала.

«Библиотечная новация», по мнению Н. Т. Чуприной, — это идея, модель, способная реализоваться в библиотечную методику, технологию или библиотечную услугу, процесс организации, стимулирования, регулирования и реализации новации. Под «библиотечным новшеством» понимается продукт инновации (инновационной деятельности) в виде библиотечной технологии, методики, либо библиотечной услуги. Понятие «инновация» для автора синонимично понятию «инновационная деятельность библиотек», а понятие «новшество» — понятию «нововведение». В качестве начального и конечного звеньев инновационного процесса рассматриваются понятия «новация» (как нечто новое — новая идея) и «новшество» (принципиально новое явление). Законченный цикл получения библиотечного новшества выглядит следующим образом: новация — инновация — новшество (нововведение).

С точки зрения Чуприной, развитие инноваций осуществляется с учетом условий функционирования библиотеки и ее взаимосвязей с культурной политикой региона. Подчеркивается, что инновационная деятельность библиотеки предопределяется объективными причинами: политической и социально-экономической ситуацией в стране, а ее результаты зависят от субъективных предпосылок—наличия инновационной политики в регионе и состояния инновационной культуры в конкретной библиотеке. Под инновационной политикой понимается деятельность, направленная на стимулирование поступательного развития библиотек, которое осуществляется-за счет содержательного, структурно-организационного обновления и технологической модернизации всех процессов, а также позитивных изменений в профессиональном сознании персонала. В качестве ведущих ее элементов выделяются внутренние и внешние коммуникации библиотек, формирование инновационной культуры персонала, использование системы стимулирования библиотекарей и партнеров библиотеки. Инновационная культура при этом понимается как перманентное профессиональное развитие персонала, наличие установок на повышение креативного потенциала сотрудников. Особое значение придается необходимости учета в управлении нововведениями коллективной и индивидуальной психологии библиотекарей, умению руководителя правильно использовать творческий ресурс библиотечного персонала.

Исходя из сказанного выше, можно заключить, что сущность и содержание инновационной деятельности современными специалистами понимается неоднозначно. Авторы библиотековедческих публикаций придерживаются различных, порой противоречивых, взглядов.

На наш взгляд, библиотечная инноватика как новое направление библиотековедения является комплексным и междисциплинарным, так как интегрирует в себе достижения различных наук (общей теории инноваций и науковедения, педагогики и психологии, менеджмента и маркетинга, библиотековедения и информатики) в целях повышения практической эффективности инновационный деятельности библиотек в новых условиях общественного развития.

Библиотечная инноватика должна изучать процесс эффективного изменения библиотечной деятельности, начиная от разработки идей (в библиотековедении и смежных науках), способствующих продуктивному развитию библиотечного дела в новых условиях общественного развития, их адаптации к конкретным условиям функционирования библиотек (через прикладные исследования), до реализации идей в реальный объект изменений и широкого распространения инновационных разработок в библиотечной отрасли и смежных сферах.

Объектом библиотечной инноватики являются результаты научных исследований, направленные на совершенствование деятельности библиотек как социального института, позволяющие библиотекам эффективно решать возложенные на них социальные задачи, а предметом — специфика и пути продвижения научных достижений до их реализации в библиотечной практике, образовании и постобразовании.

Как новое научное направление библиотечная инноватика должна сформировать свою терминологическую систему. Представляетчто при ся F определении ее основных понятии должен использоваться терминологический аппарат общей теории инноваций, так как это является обязательным условием взаимопонимания библиотечных специалистов с исследователями и разработчиками других отраслей. Кроме того, только общий язык позволит использовать в библиотечной сфере достижения инноватики.

Терминологическую основу инноватики составляют понятия: «инновация», «новшество», «нововведение».

Под «инновациями» в библиотечном деле, как в других сферах общественной деятельности, следует понимать результат изменений. Для библиотек — это реализованные в библиотечной практике результаты библиотековедческих и смежных исследований, передовой практики, связанные с разработкой новых объектов (продуктов, услуг, технологических процессов), качественно совершенствующих библиотечную деятельность и отличающихся от предыдущих аналогов новыми свойствами. Под «новшеством» в библиотечном деле следует понимать результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в материальном объекте, описании технологии или услуги. «Нововведение» — промежуточный результат инновационной деятельности, когда «новшество» внедрено, но не ясен окончательный результат изменений, не произошла оценка эффективности и возможностей распространения — диффузии инновации, целесообразности ее дальнейшего использования (трансферта инновации).

Главным в инновационной деятельности различных отраслей общественной деятельности считается не столько процесс внедрения новшества, сколько воплощение нововведения в форму инновации.

Для библиотечного дела, как и для любой сферы общественной деятельности, весь цикл воплощения идеи в реальный объект изменений является инновационным процессом. Это сложный комплекс взаимосвязанных работ, включающий различные этапы и позволяющий инновационную идею трансформировать в новшество (документально оформленную разработку новой идеи), затем в нововведение (результат экспериментального внедрения разработки) и, наконец, в инновацию (реализованную в библиотечной практике инновационную идею, имеющую социальное значение).

Сопоставление взглядов специалистов различных отраслей общественной деятельности на последовательность осуществления инновационных процессов, их изучение с учетом специфики библиотемной отрасли позволяет признать наиболее целесообразной следующую технологию:

• осознание необходимости изменений и формирование образа (идеи) желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений;

• анализ рынка новшеств, поиск и отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, их оценка и экспертиза возможного заимствования, определение процедуры адаптации к конкретным условиям, разработка проекта внедрения;

в зэжзз нэ. разработку новшества в инновационной организации или самостоятельная разработка собственной инновационной идеи на основе методов инновационного проектирования;

• апробирование новшества и его экспериментальное внедрение (создание опытного образца);

• оценка возможностей трансляции (распространения) и коммерциализации (продажи) в социальной среде (профессиональном сообществе);

• разработка программы методического и проектного обеспечения внедрения в производство;

• освоение инновации, ее продвижение в профессиональном сообществе, слияние с существующим производством;

• осознание новых инновационных потребностей, необходимости модернизации или полной замены объекта, прекращение использования инновации.

Беспрепятственная реализация новшества в инновацию, его воплощение в реальный объект изменений на практике возможны только при определенных условиях:

при наличии рыночной среды и инфраструктуры инноваций;

• при соответствии выбранного для внедрения новшества инновационной потребности библиотеки;

• при преимуществе новшества перед ранее освоенной продукцией/ услугами, приемами, технологией;

• готовности персонала к осуществлению инновационного процесса (мотивация, необходимые знания);

• готовности руководителей различных уровней к управлению изменениями.

Несоблюдение хотя бы одного из названных условий ведет к нарушению последовательности инновационного процесса (разработка/ поиск новшества — нововведение — инновация) и, значит, снижает его эффективность, ограничивая его лишь нововведениями.

Эффективность организации инновационного процесса в любой сфере зависит, прежде всего, от эффективности управления изменениями, наличия определенного арсенала инструментов управления, позволяющих менеджерам добиться необходимых результатов качественного обновления деятельности. В библиотечном деле накоплен определенный опыт управления изменениями, однако нет четких методик управления инновационной деятельностью библиотек в новых условиях.

Как и в других сферах общес твенной деятельности, основой инновационной деятельности библиотеки должна являться инновационная политика, определяющая цели, масштабы и способы обновления библиотеки.

Представляется, что управление изменениями в библиотеках должно строиться на понимании взаимосвязи инновационной деятельности, маркетинга, стратегического планирования и проектной работы как элементов единого стратегического управления библиотечной деятельностью. Сегодня эти вопросы в библиотековедении рассматриваются изолировано.

Для управления инновационной деятельностью важно определить способы диагностирования инновационных ситуаций в библиотеках (методику изучения), разработать механизм и выявить специфику осуществления различных видов инноваций, особенности организационно-методической поддержки инновационного процесса и продвижения результатов инновационной деятельности в социальной среде.

Важнейшей проблемой теории изменений является социально-психологические вопросы управления инновационными процессами. Представляется, что для управления персоналом в условиях нововведений характерны общие для всех отраслей приемы. Важно оценить возможности их использования в библиотечной сфере, установить специфические нюансы их практического применения. Для этого необходимо изучать механизм формирования инновационного климата в библиотеках, роль руководителя (библиотечного менеджера) как лидера изменений, особенности и содержание обучения, переобучения и повышения квалификации библиотечных сотрудников.

Для всех сфер общественной деятельности объекты изменений едины: Услуги/продукты, тех] димо установить в какой мере каждый вид библиотечных инноваций зависит от специфики библиотечной отрасли, что он дает для развития как отдельной библиотеки, так и всей библиотечной отрасли.

Рассматривая инновации как средство стратегического развития библиотеки, выбирают те из них, которые позволят ей конкурировать с другими организациями на рынке информации, а затем определяют план их практической реализации, начиная от планирования до продвижения. Таким видом библиотечных инноваций, по нашему мнению, являются продуктные изменения. Особенностям планирования и реализации данного вида библиотечных инноваций уделено в данном пособии особое внимание.

Во всех сферах общественной практики эффективность инноваций зависит от развитости инновационной инфраструктуры. В нашей отрасли такая инфраструктура только формируется. В библиотечном деле слабо развит рынок инноваций, его участниками является небольшое количество научных и проектных структур, занимающихся разработкой программных продуктов и автоматизированных систем для осуществления автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Представляется важным установить факторы, способствующие формированию рынка новых разработок в библиотечном деле, элементы инфраструктуры инновационной деятельности библиотек. Особую роль в этом отношении могут сыграть библиотечные консорциумы, позволяющие осуществить поддержку библиотек при реализации инноваций. Учитывая специфику библиотечной отрасли, основной структурой, способной взять на себя функции научного и организационно-методического обеспечения инновационной деятельности библиотек в регионах России, по нашему мнению, может явиться инновационно-методическая служба библиотек.
Категория: Библиотекарю | Добавил: Gulnaz (07 Июн 2012)
Просмотров: 5424 | Теги: развития, библиотечной, инноватики, направления | Рейтинг: 1.5/ 13 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
28 Мар 2024
21:30


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz