Какие услуги каким группам населения предоставляет публичная библиотека?
Система справочного информирования
Стол справок
Где найти книгу о ремонте автомобилей? Где взять игры? Как зарегистрироваться в списке избирателей? Где найти путеводитель для поездки в Нью-Йорк? Здесь читатели получат информацию о фондах библиотеки и предоставляемых ею услугах. Сотрудники покажут, как пользоваться онлайновым каталогом, где найти необходимый отдел, в котором будут ответы на запросы. Здесь же примут заказ на межбиблиотечный обмен книгами, статьями из газет и журналов, микрофильмами по генеалогии. В столе справок можно также зарегистрироваться в качестве избирателя, пройти практическое тестирование.
Стол читательских запросов
Каковы названия романов, написанных женщинами афро-американского происхождения? Какие авторы пишут такие же книги, как и Стивен Кинг? В каких приключенческих сериях участвует детектив Кинси Миллхоуп? На эти и другие библиографические вопросы отвечают сотрудники стола читательских запросов. Они готовы обсудить с читателем прочитанные книги и посоветовать, что еще можно прочесть. У них есть возможность получить нужную информацию в справочниках и каталогах, списках новейшей литературы.
Информационная (телефонная) линия
Каков почтовый код населенного пункта Чилликот? Какой адрес у Белого Дома? Есть ли книги о том, как создать газету? Что такое «sea change»? (Полная трансформация). Какого числа будет проводиться Фестиваль искусств в Колумбусе? Набрав один из пяти телефонных номеров, можно получить справки по телефону – о материалах и услугах библиотеки, о событиях общественной жизни города, а также ответы на многие другие вопросы. Сотрудники поищут в каталогах и справочниках, примут заказ на книги, отсутствующие в библиотеке, и получат их по межбиблиотечному обмену. Для поиска ответов имеются энциклопедии, справочники телефонных номеров других городов и многие другие информационные материалы (их свыше 150). Вопросы должны быть максимально формализованы, что позволяет давать типовые ответы, на поиск которых затрачивается до 5 минут. Более сложные вопросы переадресуют в специализированные отделы.
Обращения по факсу
Служба «Справки по факсу» дает пользователю возможность посылать свои запросы в библиотеку в любое время суток. Сотрудник свяжется с ним по телефону или факсу в течение 24 часов (кроме воскресений).Сюда нужно обращаться за краткими справками, так как библиотека не может с помощью этой службы вести глубокие изыскания. Здесь выдается та же информация, что и в других справочных службах. За передачу запроса по факсу в библиотеку плата не взимается. За передачу по факсу ответа на запрос, домой или в офис, плата обычная.
В библиотеке имеется Дискавери Плейс (Discovery Place). Это компьютеризированный каталог, работающий в он-лайновом режиме. Он помогает читателю найти книгу по автору, теме, заглавию или классификационному номеру (используется десятичная классификация Дьюи), В каталоге содержатся сведения о книгах, аудио и видеокассетах, компакт-дисках, нотах и журналах, имеющиеся в Центральной библиотеке Колумбуса и ее филиалах, библиотеке Университета Франклина, в публичных библиотеках Саутвеста и Уортингтона. Все вместе эти библиотеки называются Библиотеками Дискавери Плейс. Их суммарный фонд – 2,5 миллиона единиц хранения. Можно также получить тысячи журнальных статей. Система дает возможность разместить заказ на материалы с помощью библиотечной карты. В системе можно оставаться столько, сколько необходимо, чтобы завершить поиск. Нет никаких лимитов ни на длительность поиска, ни на количество проводимых поисков. Оплата за время соединения не предусмотрена. Однако, если подключенный к каталогу компьютер стоит без дела, связь будет прервана. При наличии дома или на работе компьютера с модемом, помимо Каталога Дискавери Плейс, пользователям библиотек доступны еще две бесплатные базы данных: БД «Инфо Трэк 2000» – обеспечивает возможность получения полного текста статей из нескольких сот журналов и газет, а также аннотаций и классификационных номеров из более чем тысячи публикаций. Пользование данной базой возможно только при наличии библиотечной карты Дискавери Плейс. БД «Колумбус ньюз индекс» – по ключевым словам выдает цитаты из различных местных и региональных газет.
Система заказа и доставки библиотечных материалов читателям
Библиотечная /дебетовая карта
Библиотечная, или дебетовая, карта Центральной библиотеки Колумбуса дает возможность пользоваться материалами и печатать копии на компьютерных и микрофильмовых пунктах библиотеки и экономит пользователю 5 центов с каждой фотокопии, сделанной в библиотеке. Библиотечная карта имеет такую же ценность, как и кредитная карточка. При ее утере надо немедленно сообщить о пропаже в ближайшую библиотеку, чтобы другие не воспользовались данными привилегиями. Если пользователь своевременно не сообщит о потере, он понесет ответственность за все материалы, взятые по этой карте, и за все испорченные или похищенные материалы. Стоимость замены потерянной или похищенной карты – $1.
Корпоративная библиотечная карта
Компании, агентства, школы и организации могут воспользоваться преимуществом библиотечного обслуживания с помощью корпоративной библиотечной карты.
Библиотечная/дебетовая карта системы Дискавери Плейс
Пользуясь этой картой, можно брать материалы и заказывать их в любой из библиотек, входящих в систему Дискавери Плейс. Эта карта обладает и еще одним преимуществом. Можно внести на нее деньги и использовать их для того, чтобы платить за отпечатанные на библиотечном компьютере копии, а также за работу с микрофильмами и фотокопиями. Как это осуществляется? После того как на карту перечислены деньги, она работает как кошелек с мелочью. Достаточно просто вставить карту в считывающие устройства на принтерах и копирах. За каждую отпечатанную страницу с карточки будет снято 10 центов. По всему зданию и на копировальных аппаратах находятся «расчетные узлы». Необходимо ознакомиться с инструкцией и внести желаемую сумму, имея в виду, что «расчетные узлы» не дают сдачи. Вся сумма, которая введена в аппарат, вносится на карточку. На дебетовую карту можно внести до $99. Рекомендуется вносить столько, сколько необходимо для покрытия затрат на все требующиеся копии. Если вся сумма на карточке будет израсходована раньше, чем будет закончена распечатка копий на терминалах Дискавери Плейс, следует добавить еще денег и продолжить работу по поиску нужных материалов. Если не вся сумма с карты израсходована в тот же день, она может быть использована в следующий раз. При этом библиотека не возвращает неиспользованную часть денег дебетовой карточки.
Библиотечная дебетовая карта системы Дискавери Плейс
Заказ материалов по системе Дискавери Плейс
Итак, чтобы заказать материалы по каталогу Дискавери Плейс, нужна библиотечная карта. Одновременно можно заказать до 25 книг. Разместить свой заказ можно как по телефону, так и с помощью домашнего или офисного компьютера, снабженного модемом. Для этого надо позвонить в он-лайновый каталог одной из библиотек системы Дискавери Плейс. Звонить можно круглые сутки. Заказаны могут быть любые материалы, за исключением видео. Нельзя заказывать материалы из читального зала, не предназначенные для выдачи на дом. Если в местной библиотеке имеется всего один экземпляр нужного читателю материала, но он выдан на руки, читатель не должен ждать, пока его вернут. Список резервного заказа охватывает все библиотеки системы Дискавери Плейс. Заказы ставятся в очередь по мере поступления, независимо от места заказа и его последующего получения. Достаточно сделать только один заказ на тот или иной материал определенного названия, имеющийся в любой библиотеке системы Дискавери Плейс. Если читателю необходимо получить материал в тот же самый день, он должен позвонить в ту библиотеку, в которой, согласно каталогу Дискавери Плейс, имеется нужный материал, попросить сотрудника этой библиотеки проверить, действительно ли материал в данный момент находится на полке. Если да, его могут отложить по просьбе звонящего. И он может поехать в эту библиотеку, чтобы взять заказанные книги, журналы и т.д.
Как заказать книгу по системе Дискавери Плейс?
Инструкция по оформлению заказа несложна:
Найдите заголовок необходимого Вам материала на экране компьютера. Проверьте, в каком виде имеется материал. Варианты: книга, книга с крупным шрифтом, интерактивный мультимедийный или аудиоматериал. Убедитесь в том, что Вы выбрали нужный Вам вид материала. Система попросит Вас набрать RES (сокращение от слова RESERVE – заказ) – нажмите клавишу ввода. Затем система попросит Вас набрать номер Вашей библиотечной карты. Наберите его, затем нажмите клавишу ввода. Затем Вас попросят набрать свой 10-значный телефонный номер, чтобы проверить, не воспользовался ли кто-то другой номером Вашей библиотечной карты. Если телефона у Вас нет, заказ для Вас оформит сотрудник библиотеки. Затем система покажет на дисплее Ваш адрес и спросит, правилен ли он. Если нет, наберите CAN (сокращение от CANCEL – аннулировать) и попросите сотрудника библиотеки записать Ваш новый адрес и номер телефона. Если Ваш адрес правилен, нажмите кнопку ввода. Обозначьте, где бы Вы хотели получить заказанный материал, впечатав нужный адрес библиотеки. Компьютер подтвердит, что Ваш заказ принят, и сообщит его номер по списку.
Если пользователь передумал или захотел сделать набор заново, в любой момент можно нажать красную кнопку «Star +Over» (начать заново). Если он раздумал заказывать материал уже после ухода из библиотеки, то может позвонить в соответствующий отдел и аннулировать заказ.
Автоматизированная телефонная система Метролайн
О том, что заказанные в библиотеке материалы уже готовы, пользователю сообщит новая автоматизированная телефонная система Метролайн. Она будет звонить три раза в день в течение двух дней. Метролайн может даже оставить сообщение на автоответчике читателя. Если Метролайн за два дня не дозвонится, к клиенту придет по почте открытка с сообщением о получении заказа, который отложен для него. Поскольку система Метролайн пользуется как телефоном, так и почтой, очень важно, чтобы у библиотеки имелся точный адрес и домашний телефон пользователя.
Услуги телефакса
Если в ближайшей к местонахождению пользователя библиотеке нет нужного материала, он может воспользоваться телефаксом. Информация, например журнальная статья, будет по возможности немедленно выслана по телефаксу в любую библиотеку Колумбуса. Телефаксные услуги библиотеки экономят время пользователя и делают для него практически доступным весь фонд Центральной библиотеки Колумбуса. Любой читатель, имеющий действующую библиотечную карту, оформленную соответствующим образом, может пользоваться услугами телефакса, включая и служащих фирм, имеющих корпоративные карты. За один раз можно заказать не более 5-ти статей общим объемом не более 25-ти страниц. Библиотеке придется отказаться от заказа на факсимильное воспроизводство статьи, если на ней стоит гриф, запрещающий перепечатку. Стоимость телефаксного обслуживания – 10 центов за страницу, если получать ее в местной библиотеке. Если читатель пришел за получением заказанной информации, плата снимается с его библиотечной карты при получении статьи. Материал, высылаемый на домашний или офисный телефакс или модем, стоит $1 за страницу в пределах города и $2 за страницу по междугородней связи. Счет придет вместе с факсом. Хотя счет принято оплачивать по получении в любой библиотеке Колумбуса, можно, продолжая получать справки по факсу, оплатить его позже, доведя его до $25 (для тех, кто имеет корпоративную карту – до $100). При этом надо иметь в виду, что как только баланс на библиотечной карте достигнет $4,01 (на счету пользователя останется меньше $4), он не сможет больше заказывать материалы, пока не заплатит.
Межотдельский и межбиблиотечный обмены
Если в библиотеке, которой пользуется клиент, нет нужных ему материалов, сотрудники библиотеки постараются получить их из других филиалов или из других библиотечных систем, в том числе не входящих в число Библиотек Дискавери Плейс.
Возврат материалов
В часы работы библиотеки можно сдать на кафедру выдачи любые материалы в любой библиотеке. Но если библиотека уже закрыта, материалы можно оставить в контейнере для возврата книг в этой или в любой другой библиотеке. Контейнеры эти расположены с наружной стороны библиотечного здания, рядом с библиотеками.
Несвоевременный возврат материалов
Материалы должны быть возвращены в указанный срок или раньше. Возможно, их ждут другие люди. Если пользователь задерживает материалы, библиотека посылает ему ряд уведомлений. Срок пользования не может быть продлен по телефону. За задержку материала взимается пеня. Общая сумма пеней не может превосходить стоимости выданного материала плюс штраф за порчу. О порче библиотечных материалов пользователь обязан сообщить немедленно, чтобы сотрудники могли ее устранить. Невозвращение материала или неуплата штрафа за утерю или повреждение его могут стоить клиенту запрета на пользование библиотекой или передачи счета на оплату в специальное агентство.
Предельные сроки возврата выданных материалов
Книги или брошюры выдаются на 7,14 или 28 дней. Журналы – на 7 дней. Наборы иллюстраций и ноты – на 28 дней. Звукозаписи и видеозаписи – на 14 дней. Видеокассеты – на 4 дня. Интерактивные мультимедиа (CD-ROM) – на 14 дней.
Пеня за несвоевременный возврат материалов
Книги, журналы, ноты – 10 центов в день. Звукозаписи, слайды, фотографии – 10 центов в день. Комплекты книг с кассетами – 10 центов в день. Видеокассеты – $1 в день. Материалы, взятые по межбиблиотечному обмену из библиотек, не входящих в он-лайновый каталог Дискавери Плейс, – $2,5 в день. Наборы слайдов – $2,5 в день.
Лимиты, или что можно взять за один раз
По одной библиотечной карте можно взять не более 50-ти занесенных в каталог единиц хранения одновременно. В том числе: печатных материалов – не более 50 включенных в каталог единиц; аудиоматериалов – не более 20 единиц; видеокассеты – 4 единицы; интерактивные мультимедиа (CD-ROM) – 2 единицы. Заказ принимается не более чем на 25 единиц. Разное (годовые отчеты, брошюры и репродукции) – всего не более 10 экземпляров.
Медиацентр
В Центральной библиотеке есть Медиацентр с оборудованием для копирования, ламинирования, изготовления диапозитивов и слайдов. Здесь же имеются машинки и компьютеры. Персональные компьютеры предназначены для деловых и образовательных целей. По телефону можно получить информацию о том, как зарезервировать машинное время, и о порядке пользования компьютером.
Плата за услуги Компьютеризированный информационный поиск Первые $5 (за печать на принтере и пользование ПЭВМ в режиме онлайн) оплачиваются библиотекой, остальные затраты – за счет пользователя Копирование 10 центов за 1 экземпляр при наличии библиотечной (дебетовой) карты 15 центов за 1 экземпляр наличными Считывание с последующей распечаткой 10 центов за 1 экземпляр копии при наличии библиотечной карточки Оплата телефакса 10 центов за 1 страницу, полученную по телефаксу в библиотеке $1 за 1 страницу при передаче на факс домой или в офис клиента в пределах населенного пункта $2 за 1 страницу вне пределов населенного пункта Микрофильмы по родословным $3 за ролик
Библиотечный центр обучения
Все библиотеки Системы имеют фонды для обучения взрослых людей чтению, а также специальное место для обучения и инструктажа новых взрослых читателей.