Малыш растет любопытным, любознательным, задает множество вопросов на абсолютно разные темы. Родители стараются подобрать ответы, понятные для его возраста и которые без труда осядут в его детском мозге. Без передачи нашего опыта, ребенку сложно собирать достоверную информацию о мире. Именно сейчас пора познакомить с признаками осени или освежить уже имеющиеся знания крох об окружающем мире и природных явлениях, переменах. Ребенку проще запоминать информацию, задействуя большинство рецепторов: слух, зрение, ощущение и даже обоняние. Поэтому рассказывая, нужно чтобы ребенок смог сам посмотреть, потрогать, при возможности понюхать обсуждаемое.
Наблюдаем из окна. Подведите детей к окну и расскажите, что вы за ним видите. Пасмурное хмурое небо с плывущими серыми тучами. Люди спасаются от дождя под зонтами, а от холода - теплой одеждой, сменив летние футболки на курточки, плащи, ветровки. Стаи птиц, покидают наши края, улетают на юг. Такой перелет птицы делают каждый год, возвращаясь весной. Можно отметить, что световой день становится короче, это можно заметить и по быстро темнеющим вечерам. Для подтверждения заведите альбомный лист, где бы вы могли ежедневно отмечать время наступившей темноты, а через месяц сравнить разницу. Или как делают в детском саду и начальной школе, отмечают температуру, ясность/пасмурность, порой добавляя еще несколько дополнительных параметров измерения погодных условий. И пояснить, что все эти явления характерны осени, которая всегда приходит на смену жаркому лету.
Прогулка. Продолжайте наблюдения во время прогулки. Задействуя к визуальным картинкам и слуху ощущения малыша. Проходя мимо деревьев, расскажите, что листья деревьев меняют привычный зеленый цвет на буро-красный, золотисто-желтый, медно-коричневый. Листья, уносимые ветром, падают на землю, в сухую погоду шуршат под ногами при ходьбе (пройдитесь вместе с ребенком по опавшей листве и проверьте, так ли это). Если взять листик в руку и скомкать, затем потереть его между ладонями, он рассыплется, потому что высох и живительного сока дерева в нем не осталось. Теперь листва под дождями намокнет, утрамбуется и будет перегнивать, постепенно превращаясь в почву. Деревья скидывают листву, чтобы сохранить в стволе больше жизненной энергии. Ведь зимой снег оседает на ветках деревьев и склоняет их к земле, листва отяжеляет ветки, и те не могут совладать с навалившимся грузом, ломаются. Для наглядности возьмите совок и тонкую палку, дайте ребенку в руки. Насыпьте песок на совок и палку, где тяжелее? Пожухла и пожелтела трава, по ночам от заморозков она покрывается легким инеем (сорвите пучок влажной травы и дома положите в морозильную камеру на час-два, ребенку будет интересно посмотреть, как она покроется кристаллами льда, тем самым инеем). Воздух стал влажным из-за частых дождей. С полей и огородов собирают последний урожай, готовя съестные запасы на зиму (покажите дома и ваши съестные запасы, у каждой хозяйки есть пара баночек собственного консервирования, как и место, где хранятся овощи). Возвращаясь, повторите кратко, что вы говорили об осени. Дома обратите внимание малыша, что из-за похолодания включили отопление, что дает людям возможность комфортно пережить холодный промежуток времени.
Осень в книгах. Не у всех есть возможность сходить на экскурсию в лес, и уж тем более увидеть там зверей. Но, подобрав книги, связанные с осенней тематикой, вы можете рассказать, что и звери тоже начинают вести себя по-осеннему. Медведи стараются как можно больше съесть, чтобы накопить жир на всю зиму и впасть в спячку до весны. Белки и ежи запасаются орехами, грибами, ягодами. Бурундук с хомяком наполняют свои кладовые зернами. Заяц линяет, меняя серую шубку на белую и т.д. Как вариант, можно сводить в зоопарк, некоторые процессы можно заметить и там. Или сделать подборку видеофильмов о природе, что тоже вариант. Знакомство с осенью длится не один день, поэтому у вас есть возможность каждый день подмечать новые признаки, анализировать, увлекая этим процессом малыша. Как вы это обыграете, дело ваше, главное чтобы ребенку было интересно познавать мир вокруг.