Советы для родителей 1.Научите ребенка, что недопустимо устраивать провокации по отношению к другим детям. Учите поступать с другими так, как бы ребенок хотел, чтобы поступали с ним.
2. Не транслируйте ребенку установку, что надо сразу же давать сдачу, учите его разрешать ситуацию мирными способами.
3. Научите своих сына, дочь спокойно обсудить ситуацию с обидчиком, высказать свои чувства («мне неприятно, так больше не делай»), пошутить, «убить» взглядом, где –то не обратить внимание, а где-то обратиться за помощью к учителю и родителям.
4. Объясните, что при конфликтах лучшим будет сохранение уверенности в себе, не следует плакать, не начинать заводиться, не опускать глаза. Уверенная позиция – это то, что меньше всего ждет от нас обидчик, важная предпосылка успешного решения конфликта и залог того, что в будущем «не полезут».
5. Юмор – одно из лучших средств реагирования на конфликты. Нестандартные способы позволяют обезоружить обидчика. Здесь целесообразно научить ребенка нескольким дежурным отговоркам, которые можно использовать: «Я на горке не бывал, в обзывалки не играл», «А у нас что турнир по дерганию за волосы или отбиранию игрушек? Я в нем не участвую», «Спасибо за массаж», «Моя твоя не понимать», «Мне нравится твое новое имя» (при обзывании).
6. Учите ребенка, что нельзя срывать злость на других людях. Для этого можно выразить ее иначе – порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до 10.
7. Родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным способом общения мальчиков и специально поощряют, чтобы ребенок дрался и давал сдачу. Важно, чтобы независимо от пола у ребенка была установка на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций.
8. Самим родителям важно не показывать неконструктив в общении между мамой и папой, а также не использовать агрессивные способы по отношению к ребенку, срывать злость на ребенке, легко заводиться, иначе ребенок понимает, что агрессивные способы – это нормально.
9. Родителям важно показывать ребенку пример грамотного решения конфликтов, правил общения и уверенности, тогда ребенок будет усваивать хорошие образцы.
10. Если ребенок жалуется, что его обижают, то целесообразно сходить пообщаться в школу с учителем, а также с родителями обидчика, а затем пообщаться вчетвером – родители и дети.
11. Школьный психолог всегда готов помочь в решении конфликтов и в овладении детьми навыками поведения и общения.
12. В конфликте важно понять причину конфликтов и на основании этого его решать.
13. Часто бывает, что родители отстраняются от помощи детям в решении конфликтов, даже когда просят, по принципу, вы сами разбирайтесь, но у ребенка небольшой арсенал выбора решений. Помощь ему чаще всего необходима.
14. В конфликтах, возникающих у детей, важно действовать по принципу «Доверяй, но проверяй». Есть категория детей, которая первая провоцирует конфликт, а затем обвиняет во всем другую сторону.
15. Один из самых эффективных способов обучению навыкам решения конфликтов -это проигрывание с ребенком реальных конфликтных ситуаций, где ребенок должен выступить в роли обидчика или «жертвы». Как поступить, если обозвали, дернули за косу, поставили подножку, толкнули в спину и т.д. Именно проигрывание ситуаций позволяет на практике отработать умения, потому что только разговоры о способах решения зачастую не приводят к нужному результату.