Сейчас, в преддверии начала учебного года, прилавки буквально завалены сотнями и тысячами товаров, необходимых ребенку. Как разобраться во всем этом многообразии, купить то, что понравится ребенку, исключит негативное влияние на здоровье, будет качественным и позволит по возможности сэкономить? Мы дадим вам несколько очень полезных советов. Идем за детской одеждой.
Помните, что организм ребенка имеет определенные особенности. В отличие от взрослых, у младших школьников пока что несовершенный механизм терморегуляции, и от переохлаждения или перегревания малыш легко может заболеть. А благодаря тому, что ребенок, как правило, очень активен, постоянно находится в движении, тепла он вырабатывает в 2-4 раза больше, чем взрослый. Таким образом, одежда ребенка должна быть комфортной, свободной, соответствующей окружающей температуре, и обязательно «дышащей» и гигроскопичной (способной впитывать и удерживать влагу). По данным врачей, комфортность одежды на 70% зависит именно от этого показателя. Поэтому предпочтительно подбирать одежду из натуральных материалов. Исключительно натуральным должно быть нижнее белье. «Синтетику» на ребенка можно надевать в этом возрасте лишь на непродолжительное время – не более 4 часов в день.
Теперь немного о детской обуви. Она не обязательно должна быть ортопедической – такую обувь следует покупать не по собственному желанию, а лишь по предписанию врача – но тем не менее, должна предохранять мягкие детские косточки от плоскостопия. Как это сделать? Очень просто. Нужно лишь знать, как устроены ножки вашего чада. Детская стопа достаточно широка на уровне пальцев. Поэтому нельзя покупать маленьким детям популярные сейчас модели обуви «как у взрослых» с узким носком. Важно, чтобы ребенку ботинок или туфелька не жали, не были тесными, на нарушали кровообращение. Наличие каблука обязательно, но важно помнить о его максимально допустимой высоте. У обуви для дошкольников может быть каблук от 5 до 10 мм, у младших школьников каблук до 20 мм, и у старшеклассников до 40 мм. Для маленьких детей не желательно покупать обувь типа «лодочки» (без застежек), потому что она фиксируется на стопе за счет ее сжатия, а это утомляет ноги. Нельзя покупать также обувь без задника, с открытой пяткой. При ходьбе в такой обуви ножка соскальзывает назад, что нарушает формирование свода стопы и провоцирует плоскостопие. Важно также помнить, что обувь у детей должна быть, по возможности, проветриваемой и сделанной из натуральных материалов, чтобы поддерживать благоприятный микроклимат вокруг стопы.
Мебель для маленького школьника. Детская мебель – это одновременно обстановка, в которой малыш живет, и в то же время важный фактор его здоровья. Дело в том, что школьник в процессе занятий испытывает огромную для его нежного, еще не сформировавшегося позвоночника, статическую нагрузку – ведь он вынужден длительное время сидеть, не двигаясь, в одной позе. Поэтому мебель должна быть не только красивой и функциональной, но еще и тщательно подобранной по росту ребенка. Если конструкция мебели не оптимизирована, а ее размеры не соответствуют росту и пропорциям тела, ваш малыш вполне реально может заработать негативные изменения осанки, нарушения кровообращения, неврозы, близорукость и т.д. Проконсультируйтесь по поводу выбора мебели со специалистами, тщательно подберите ее, пусть малыш посиди на своем будущем рабочем месте и скажем, удобно ли ему. Приучите его сохранять во время занятий удобную и правильную позу: сидя не на краешке стула, а глубоко, с прямой спиной, ровно держа шею и голову, согнув ноги. Ступни ребенка должны опираться на пол или специальную подставку для ног. В этой позе школьник меньше всего утомляется.
Проследите также, чтобы мебель была безопасной. Она должна быть прочной, без острых углов и ненадежных конструкций, с имеющимся сертификатом соответствия и (или) санитарно-эпидемиологическим заключением, гарантирующими, что эта мебель сделана из безопасных, не токсичных материалов.
А теперь о школьной сумке и том, что в ней носят. В младших классах, выбирая между ранцем и сумкой, безусловно, стоит отдать предпочтение ранцу. Только он распределяет равномерно нагрузку всей массы ученических принадлежностей (а современным первоклашкам приходится носить в школу серьезные для малышей тяжести). Именно ранец формирует правильную осанку ребенка. В более старшх классах можно купить ребенку рюкзачок или сумку.
Материал для ранца, рюкзака или сумки должен быть легким, прочным, яркой симпатичной расцветки. Крайне желательны эргономичные широкие плечевые ремни, которые не будут врезаться в плечо (если на ремне есть специальная накладка – это еще лучше). Плечевые ремни должны предусматривать возможность регулировки длины. Кроме собственно ранца или рюкзака, позаботьтесь о красивом прочном вместительном мешке для «сменки». Нежелательно, чтобы ребенок носил сменную обувь в полиэтиленовом пакете – они имют свойство рваться в самый неподходящий момент.
Канцелярские товары, тетрадки, книги и учебники для малышей должны отвечать самым строгим гигиеническим требованиям. Они не должны быть токсичными, даже если ребенок вздумает «попробовать их на вкус» (что часто делают первоклашки). Повышенные требования нужно предъявлять к прочности предметов, ведь ребенок скорее всего будет мять, бросать их, складывать «где попало». Так что все книги и тетрадки, а также пеналы должны не только проклеиваться, но и прошиваться. Обратите внимание на советы врачей по профилактике близорукости у малышей. Маленькому школьнику НЕЛЬЗЯ читать и писать на серой, неплотной, некачественной бумаге, которая имеет пониженную контрастность и визуально делает напечатанное или написанное на ней расплывчатым. Не рекомендуются также книги с мелким шрифтом, маленькими полями, у которых страницы «пестрят». Это нарушение гигиенических требований – если такое имеет место, постарайтесь найти ту же книгу в другом издании.