Гипотрофия - хроническое расстройство питания - характеризуется не только отставанием ребенка в весе и росте, но и рядом нарушений в деятельности органов и систем организма, в том числе нарушениями процессов высшей нервной деятальности. Хронические расстройства питания вызываются различными причинами: неправильным вскармливанием, витаминной недостаточностью, часто повторяющимися заболеваниями, перенесенными острыми инфекциями, патологией беременности. Психическая отсталость тесно связана с физической слабостью и частой заболеваемостью. С улучшением состояния детей, их двигательных умений психическая отсталость и неустойчивость со стороны нервной системы проходят. Режим дня для ребенка с гипотрофией должен примерно соответствовать не паспортному, а "весоростовому" возрасту. Желательно более частое питание и больше сна. Сон в дневные часы лучше организовывать на свежем воздухе. В короткие периоды бодрствования ребенок должен быть активен, ему необходимы игрушки, общение, постоянное изменение положения, выполнение различных движений, развитие речи, т.е. активное взаимодействие с окружающей средой. Эти условия улучшают эмоциональное состояние ребенка, повышают двигательную активность. Старайтесь избегать моментов, вызывающих у ребенка отрицательные эмоции: ожидание пищи, холод и т.п. Ребенку нужно ласковое общение, радостная интонация голоса, веселые игры, поглаживания, ритмичное приподнимание и опускание на руках матери. Улучшение эмоционального тонуса благоприятно отражается на развитии ребенка в разных направлениях: прибавляется вес, отрицательное или безучастное отношение к внешним воздействиям сменяется положительным, нарастает двигательная активность. Развитие движений рук проводится на разнообразном игровом материале, ребенок учится совершать целенаправленные действия: вынуть-вложить, снять-надеть, открыть-закрыть, куклу покормить. Для развития движений рук у 3-4-месячного ребенка рекомендуется подвешивать ему игрушки над грудью так, чтобы он мог наталкиваться на них руками, захватывать, ощупывать. Обучение новым движениям может вызвать отрицательную реакцию ребенка, поэтому оно должно проходить в виде веселых игр. Ребенку очень важно научиться ползать, так как при ползании начинает развиваться мускулатура всего тела, ребенок учится ориентироваться в окружающей обстановке, знакомится с разными предметами. Предварительное выкладывание на живот может быть неприятно для ребенка. В этом случае его можно положить не в кровать, а к себе на колени в процессе игры; играть в прятки, чтобы он лучше приподнимал голову, лежа на животе. Можно пустить заводную игрушку, а когда ребенок сосредоточится на ней, перевернуть его на живот. После таких занятий он сможет научиться ползать. Далее необходимо вызвать у ребенка упор ногами. В норме 4-месячного ребенка ставят, поддерживая под мышки; 5-месячного - за обе руки; 7-8- месячного побуждают стоять, держась за барьер; 9-10-месячного - совсем без поддержки. Для ослабленного ребенка такая последовательность приемов может оказаться неподходящей. Возможен такой вариант: взрослый, прислоняя ребенка к груди, помогает ему выпрямлять ноги и, подставив ладонь под его подошвы, то несколько надавливает на них, то отпускает. Боязнь упасть может несколько помешать ребенку научиться стоять. Поэтому, поставив ребенка к барьеру, можно начать отвлекать его, играть и не давать сосредоточиться ему на своем положении. Когда ребенок устанет стоять, необходимо помочь ему опуститься. Для развития умения вставать проводятся слудующие занятия. Ребенка сажают на колени, и побуждая его словами "встал-сел!", "встал-сел!", то подтягивают его за обе руки до положения стоя, то опускают. Эти же движения помогают выполнять ребенку и у барьера манежа. Такое занятие превращается в игру. Если ребенок переступает на сильно согнутых ногах, то эти движения вызываются так. Ребенка слегка подтягивают вперед, наклоняя его вбок. Когда ребенка наклоняют вправо, у него поднимается левая нога, затем его наклоняют влево, левая нога упирается в пол, правая поднимается и т.д. Для развития ходьбы при помощи поддержки хорошо использовать игру с мячом. При движениях ребенка интенсивнее протекают все физиологические процессы: дыхание, кровообращение, пищеварение, процессы обмена, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, позвоночник занимает правильное положение. Правильное воспитание детей-гипотрофиков первого года жизни позволяет значительно компенсировать имеющееся отставание в развитии.