О замечательном будущем для своего ребенка мечтают все родители. Все они хотят видеть детей успешными, состоявшимися, благополучными и на вершине карьеры. И ничего, что будущий академик или топ-менеджер еще весело гукает, ползая по манежу, мама уже рисует прекрасные картины его будущих достижений.
Ладно бы, если бы мамины и папины мечты не давили на ребенка, ломая его склонности, желания и потребности. Но ведь, как часто бывает, честолюбивые родители начинают формировать картину «прекрасного будущего» малыша с самого детства и по собственному разумению. В зависимости от выбранной стези, ребенка начинают терзать за фортепьяно или же в художественной школе, требуют отличных оценок по математике или пытаются навязать физматшколу или какие-то другие и занятия по собственному выбору. При этом зачастую совершенно не учитываются потребности и интересы самого ребенка, считая, что он еще мал, чтобы самому разобраться в таких сложных вещах.
И каково же разочарование родителей, когда все их усилия не только не приводят к желаемому результату, а, напротив, вызывают ожесточенное сопротивление детей, снижают успеваемость в школе, портят характер, а то и доводят ребенка до невроза и депрессии.
Учить, развивать, воспитывать нужно разумно, учитывая и темперамент, и интересы малыша, и, обязательно, тип его интеллекта. Да-да, именно тип интеллекта, который у ребенка имеется, несмотря на то, что он еще кажется маленьким и мало что знающим и понимающим. Если вы учтете особенности вашего чада, то обучение его будет проходить легко, а результаты вас, несомненно, порадуют. А, чтобы понять, какой тип интеллекта у вашего ребенка, понаблюдайте за ним и проанализуйте свои наблюдения. Психологи выделяют несколько типов интеллекта, и, в зависимости от них, дают рекомендации по особенностям обучения и воспитания.
Возьмем лингвистический тип интеллекта. Ребенок, относящийся к этому типу, с раннего возраста любит порядок, систематичен, хорошо чувствует закономерности и умеет логически рассуждать. Дети с лингвистическим типом интеллекта любят слушать, рано учатся правильно говорить, читать и писать. Они имеют хорошую память, поэтому все легко и с удовольствием запоминают, не стесняются публики, охотно рассказывают стихи и выступают для взрослых. Таких детей легко обучать иностранным языкам, и наилучший способ обучения – это подача всего нового в виде сказки для маленьких, рассказа или обсуждения, дискуссии – для детей повзрослее.
Если у ребенка логически-математический тип интеллекта, то вы быстро заметите, что он любит во всем точность, на удивление организован, имеет абстрактное мышление, любит считать. Эти дети с раннего возраста начинают проявлять интерес к компьютерам, логическим экспериментам, к решению задач, которые даются им легко.
Эти дети успешно занимаются математикой, физикой, химией, то есть, предметами, требующими точности, развитой логики и особого склада ума. Вызвать интерес к обучению у детей с этим типом интеллекта можно, ставя перед ними различные задачи, используя для наглядности схемы и таблицы, предлагая провести различные эксперименты, играя в математические игры.
Определить у ребенка визуально-пространственный тип интеллекта можно, поняв, что он мыслит картинами, создавая зрительные образы, и запоминает все лучше именно с помощью картинок. Такой ребенок часто использует в своих рассказах метафоры, легко читает карты, таблицы и диаграммы, хорошо чувствует цвет и форму окружающих предметов. Дети с этим типом интеллекта рано начинают проявлять интерес к изобразительному искусству, любят графику, живопись, скульптуру, поэтому для обучения и стимулирования интереса к знаниям у детей визуально-пространственного типа, хорошо использовать иллюстрации к изучаемому материалу. Именно, благодаря зрительным образам, картинкам, иллюстрациям, у ребенка будут систематизироваться знания, и он легко поймет и запомнит то, что ему трудно воспринимать при помощи логики.
Музыкальный тип интеллекта появляется интересом ребенка к звукам. Он рано становится чувствительным к тону, ритму и темпу, очень эмоционально воспринимает музыку. Уже в раннем возрасте ему доступно понимание сложных музыкальных форм. Так как дети с музыкальным типом интеллекта восприимчивы к ритму, очень эмоциональны и имеют развитую интуицию, то полезно использовать их любимую музыку в процессе изучения материала. А еще обращайте особое внимание на ритмику речи, так как лучшему восприятию и запоминанию ребенком поможет не столько то, что сказали, но и как именно прозвучали те или иные слова.
Дети с идеомоторным типом интеллекта с раннего возраста очень хорошо координированы – они исключительно четко контролирует свое тело, прекрасно чувствуя ритм. У них быстрая реакция, хорошо развитые рефлексы, они быстро учатся обращаться с различными предметами и инструментами. И вообще, такие дети любят действовать, двигаться, они спешат все потрогать и изучить не визуально, а пощупав и даже попробовав на вкус.
Дети идеомоторного типа быстро адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды и не могут долго быть без движения, так как любят действовать. Они равнодушны к картинкам и зрительным образам, а воспринимают мир через тактильные ощущения, поэтому хорошо запоминают то, что сделали, а не то, что услышали или прочитали. Лучше всего они учатся, действуя, двигаясь, играет с предметами во время прослушивания информации.
У детей с идеомоторным типом интеллекта техническое мышление, поэтому они быстро осваивают различные ремесла и занятия. Вот и обучать их нужно наглядно, предлагая проделать опыты, совершать какие-либо действия и пр., учитывая, что у них быстро переключающееся внимание, и отсюда проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, которую родители часто принимают за лень, рассеянность, нежелание сосредоточиться.
Хорошо было бы научить такого ребенка запоминать информацию, накладывая ее на движения (как в рэпе). При этом необходимо делать частые перерывы в занятиях, чтобы дать ребенку поиграть и побегать или выполнить несколько физических упражнений. Полезно использовать наглядные модели, которые можно потрогать и которыми можноманипулировать. Ребенку с таким типом интеллекта нужно чаще устраивать загородные прогулки, использовать ролевые игры в обучении, а еще, чтобы запомнить, например, стихотворение, предложите ему сделать физические упражнения, сопровождая его текстом, который он хочет запомнить.
Дети, имеющие межличностный, так называемый, «социальный» тип интеллекта, с раннего детства умеют ладить с людьми, договариваться, общаться, вообще любят находиться среди людей. Подрастая, они обретают способность распознавать чужие замыслы и планы и часто начинают манипулировать людьми. Такие дети имеют много друзей и приятелей, любят находиться и проявлять активность именно в обществе, предпочитают быть посредниками в делах, спорах, конфликтах.
Получая радость от общения с людьми, ребенок с межличностным типом интеллекта лучше всего воспринимает знания именно в коллективе, поэтому не старайтесь запереть его дома, в надежде, что он сосредоточится и хорошо выучит нужный материал. Обучайте его, вовлекая в групповую работу, в обсуждения, споры, давайте возможность высказать собственное мнение, поощряйте дополнительные занятия в школе, кружки.
Ребенку с внутриличностным или «интуитивным» типом интеллекта свойственно самопознание, даже самокопание. Эти закрытые по натуре дети глубоко чувствует свои сильные и слабые стороны, хорошо понимают движения своей души. У них даже в раннем возрасте имеются собственные ценности и цели в жизни. Их поступками руководит сильная интуиция, самомотивация и желание отличаться от других, а внутренней гармонии подчас мешает глубокий анализ личных переживаний.
В обучении таким детям нужно дать возможность быть самостоятельными, самим организовывать для себя учебный процесс. Их не стоит чересчур контролировать – они достаточно организованы. И, уж тем более, на таких детей не стоит давить – кроме сопротивления и желания замкнуться в себе еще сильнее, это ничего не вызовет.
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей дает желанные результаты. Но только ваше внимание к особенностям собственного ребенка позволит вам правильно выбрать методику обучения и сделать так, чтобы желание учиться, узнавать новое у ребенка не только не пропало, но стало активной движущей силой.