Поведение следования и исследования для любознательных малышей.
Нужно ли за ребенком следить, ежесекундно направляя его движение туда, куда нам кажется правильным? Как дать ему проявить инициативу и любознательность? Когда бежать и остановить? Как, наконец, научить ребенка самого отвечать за себя?
Детский психолог В.И. Гарбузов основным фактором в преодолении инфантилизма считает правильное воспитание. Ребенку необходимо предоставить самостоятельность, и пусть допускаются ошибки, но его постоянно побуждают преодолевать посильные трудности. Малыша старательно обучают различным навыкам и умениям, взрослые воспитывают в нем углубленную эмоциональность, отзывчивость. Гарбузов выделяет следующие восемь инстинктов: свободы, исследования, агрессивности, доминирования, самосохранения, продолжения рода, сохранения достоинства, альтруизма. В этой статье я хотела бы привлечь внимание к таким сторонам детской натуры, как свобода, любознательность (инстинкт исследования) и самосохранение (инстинкт следования).
Желание свободы - абсолютно естественная потребность ребенка. Реализовать свое «хочу» вопреки слову «нельзя!». Инстинкт исследования развивается на почве свободного поиска. При этом малыш может не только копировать действия взрослых, но и сам находить новое применение разным предметам, открывая неизведанный мир. Порою инстинкт свободы может гасить даже инстинкт самосохранения: малыш идет навстречу опасности, сам не отдавая отчета в том, какие это повлечет последствия. «Поэтому для малышей до трех лет необходимо дать установку (в подсознании), что если "хочу", но - "нельзя!", то от "хочу" отказываются. До пяти лет - твердо внушите установку, что если "не хочу", когда "надо!", то "не хочу" отметают, и если "хочу", но "стыдно!", то от "хочу" – отказываются. В этом есть одна из немаловажных задач воспитания» - пишет В.И. Гарбузов.
Жан Ледлофф, автор бестселлера "Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности", прожив с индейцами два с половиной года, выясняла то, чем их воспитание детей отличается от нашего, и почему их дети вырастают счастливыми, а наши на всю жизнь остаются "трудными подростками". Она считает, что сначала ребенок сам учится вести себя безопасно: «Ребенок начал ползать. С этого момента он пускает в дело накопленные в «ручном периоде» опыт и способности, позволяющие ему использовать свои силы. Сначала он редко уползает далеко или надолго. Он очень осторожен, и матери или другому попечителю нет нужды вмешиваться в его занятия. Как и во всех детенышах животных, в человеческом ребенке прекрасно развиты способность к самосохранению и знание пределов собственных возможностей. Если мать дает ему понять, что от него ожидают уступить ей заботу о его безопасности, то, повинуясь своим социальным инстинктам, он пойдет ей в этом навстречу. Если за ребенком постоянно следят и направляют его движение туда, куда матери кажется правильным, а когда он проявляет инициативу, за ним бегают и останавливают, он очень быстро учится не отвечать за себя, как того и требует от него мать».
Надо заметить, что автор не ставил цель дать универсальный и единственно верный совет («как надо»), Ледлофф описывала то, как живут индейцы, и нам, читателям, нужно просто задуматься над своим поведением, над нашим бытом, над нашими методами воспитания. Жан Ледлофф не только описывает человеческое сообщество, но и пытается очень логично дать читателю возможность понять, какое поведение естественно для человеческого детеныша.
Для человеческого детеныша естественно исследовать окружающие его предметы, быт и вещи, которые берет его мама, территорию деревни (квартиры и улицы в нашем случае) все более свободно с каждым месяцем, с каждым днем. У индейцев, о которых пишет Ледлофф, детки уже с рождения ведут себя «как принято». Мама индейского ребенка позволяет ему лазить где угодно в пределах деревни потому, что полностью убеждена, что он не возьмет в руки топор и не полезет руками в костер - он уже знаком с этими предметами, поскольку мать его научила.
Но одно дело – индейская деревня или наша российская глубинка, где кругом действительно много природных опасностей, которые активизируют инстинкт самосохранения. В городе же всё совсем не так, подсознание ребенка не может правильно интерпретировать современные опасности – газ, бытовые приборы, электричество, машины… В случае же, к примеру, с газовой плитой все может оказаться сложнее, малыш ведет себя небезопасно, он еще не совсем понимает главную причину слова «Нельзя!». Пока опасность крохе не так очевидна (по сравнению с костром). Поэтому, сначала учим, потом даем волю следить за своей безопасностью самому. При обучении немаловажен, разумеется, родительский пример: ребенок подражает взрослым, при этом исследуя их действия (назовем это «поведение исследования»), идет по тропе обучения, следуя за взрослым (рассмотрим это буквально, как «поведение следования»).
Поведение следования.
Поведение следования - поведение ребенка, обусловленное инстинктом самосохранения, выживания в естественной среде, ребенок следует за матерью, пока она куда-то идет. То есть, ребенок, когда уже сам ходит, то ходит за мамой, а не убегает в сторону, не бежит на проезжую часть, не уходит в кусты посмотреть на интересный окурок. Малыш уже сам отвечает за то, чтобы не отстать от мамы.
Мама с малышом выходят из дома и идут к какой-нибудь цели. Пока они идут, малыш неотступно следует за мамой, отдаляясь от нее не более чем на пару шагов («расстояние прыжка») или идет с ней за руку. Он не бежит за чем-то интересным в кустах, он может только на ходу что-то подхватить, но немедленно догоняет маму. Через некоторое время они делают привал (включаем поведение исследования), и вот тогда приходит время ребенка исследовать окружающую среду.
Обучение следованию начинается как только ребенок начинает ходить на улице. Впрочем, начинаем закладывать это понятие с пеленок: мама по квартире везде перемещает малыша за собой - из комнаты в комнату. И закрепляем, когда начинает ходить. Выходя на каждую прогулку, мама должна иметь цель! «Сегодня мы идем... (на ближнюю площадку, в соседний садик, в магазин, поликлинику, или посидеть на скамеечке у дальней детской площадки)». Цель позволяет маме сфокусироваться на том, чтобы целенаправленно идти, не потакая желанию ребенка осмотреть каждую грязную бумажку.
Ребенок при маме, идущей по делам, или же мама при ребенке? Не смейтесь, но та же проблема часто возникает перед владельцами собак. Собака при хозяине, или же выгул исключительно для собаки? Правильно, важны как хозяин, так и его собака. Владельцы как втянут на поляне в кружок, и давай болтать, а собаки бегают вокруг, а потом собаководы жалуются на проблемы как с подзывом, так и с контактом. Подзыв к детям, конечно, отношения не имеет (это собак надо просто подзывать почаще, формируя у них условный рефлекс на команду с положительным подкреплением). А вот контакт очень даже имеет. Потому что владелец, который стоит на месте, собаке не интересен. Приводят ее гулять в одно и то же знакомое место, где все известно, ничего нового, никаких опасностей. И следовать за хозяином ни к чему - ясное дело, он же на одном месте стоит.
То же, и с малышом. Что интересного в маме, которая берет ребенка каждый раз на специально организованную ради него статичную прогулку, где в одном месте она его всячески развлекает? Всё как всегда. Наоборот, если мама идет с ребенком куда-то, например, по тропе в лесопарке, удаляясь от него и побуждая двигаться за собой, каждый раз выбирая новые маршруты, где ребенок, даже самый отважный, все же робеет в новом месте - у него включается инстинкт следования. И мама его поощряет за правильные действия, а если он удаляется куда-то хватает в охапку и наставляет в буквальном смысле, на путь истинный, при этом продолжая прогулку. Целенаправленную прогулку. Просто, как и в случае с собаками, такой метод закрепляет доминирующее положение матери и некоторым волшебным образом укрепляет её авторитет, что впоследствии еще не раз ей пригодится.
Анна Еханина, мама, интересующаяся проблемами естественного родительства, в интернет-статье «Поведение следования» дает рекомендации по тому, как обучить малыша следованию, или, вернее, пробудить в нем этот инстинкт. «Вот мама поставила ребенка на землю и он идет несколько шагов вслед за мамой, и тут его внимание привлек листик - и он разворачивается и делает шаг к нему. Мама тут же подхватывает малыша руками и проносит несколько шагов. Если малыш опять пошел не туда, то подхватывает и проносит немного дольше».
Поначалу бывает, что ребенок идет и в стороны не отбегает, скорее наоборот, предпочитает быть ко мне максимально близко. То есть на руках. Мама и годовалый малыш выходят на прогулку, мама чуть впереди, малыш за мамой, а та периодически оборачивается, вроде как торопит - ребенок сначала идет нормально, а потом с криком и почти с плачем подбегает, хватает за ноги и начинает проситься на ручки. Пока маленький, может, лучше и брать? Обучение не должно быть насильственным, лучше, напротив, похвалить за то, что хоть те десять метров, что шел следом, кроха прошел сам. Все-таки сам. Пока ребенок маленький, ему тяжело долго идти, впрочем, его выносливости хватит на полчаса-час ходьбы уже через пару месяцев после того, как он начал ходить.
Все дети обучаются поведению следования индивидуально, кто-то в течение пяти-шести месяцев, другие в течение года. Это зависит от самого малыша, от желания мамы и ее возможности отдать этому время, да и вообще от того, ставит ли она осознанно или неосознанно эту задачу. Если у мамы нет возможности долго ходить с ребенком, то она может просто посадить его в слинг, в коляску, в машину и направиться по своим делам, а обучение следованию отложить.
Поведение следования относится, конечно, не только к человеческим детенышам, но и к детенышам других видов. Поведение следования включается тогда, когда мать куда-то направляется. Тогда детеныш следует за ней. Это верно для всех животных имеющих стремление к следованию за матерью или старшим членом стаи. И людям-экспериментаторам, к примеру, удавалось организованно брать выводки диких зверьков даже в лес на прогулки. В лесу что и ребенок, и зверек, не может идти куда хочет и все подряд совать в рот – есть ядовитые растения, рядом могут быть опасные животные и т.д. Малыш должен находиться не далее прыжка от мамы, чтобы она могла его защитить в случае нападения. В городе ложное чувство безопасности гасит инстинкты, поэтому современной маме необходимо приложить усилия, чтобы сформировать правильное поведение следования. В наше время гораздо проще сбить это поведение «выгулом» только на одном месте: мать стоит, а кроха ходит вокруг и ждет, чтобы напротив, именно мама ходила за ним.
Тяга к исследованию – на первый взгляд, несколько противоположное «следованию», и даже несколько мешает приучить кроху ходить за мамой. Если на улице – то остановиться, залезть в лужу, пойти и отломать от куста палку («меч»), отойти от мамы и рассмотреть, пощупать, все камешки, веточки, песочек, фантики и тот необыкновенно привлекательный мусор, которого, к сожалению, мы никак не можем избежать в городе. При обучении малыша следованию необходимо давать ему «привал», чтобы поиграть и побегать и заняться исследованиями в свое удовольствие Протяженность и маршрут прогулок могут быть разными, важно лишь то, что они состоят из отрезков, когда малыш следует за мамой, и отрезков, когда они устраивают привал. Чаще всего продолжительность ходьбы и привала – 10-20 минут, хотя и зависит от выносливости ребенка, возможностей устроить привал и насколько интересно малышу это место. Если дома – то здесь поле для исследования еще шире, несмотря на меньшую площадь.
Поведение исследования.
Поведение исследования – поведение ребенка, обусловленное природной любознательностью малыша, выражается в поднятии и вытаскивании предметов, где бы они ни находились, на грязной и мокрой земле или положены на шкаф (полутора-двухлетние дети могут при желании забраться и туда!). Необходимо предоставить малышу зону для исследования. В квартире не должно быть «все можно», но и не должно быть «все нельзя». Поэтому условно делим пространство дома на две зоны – красную («ничего нельзя»), и зеленую («всё можно»).
По Ледлофф, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться, он начинает уползать-уходить-убегать от матери все дальше и дальше, возвращаясь только когда ему что-то от неё надо. Все это в пределах деревни, но в нашей жизни также с каждым месяцем мы позволяем малышу все больше и больше, дальше и дальше. Пока, наконец, не разрешаем самому уходить в другую комнату – это очень важный шаг для юного исследователя!.. То же и в отношении следования. В разном возрасте ребенок следует за мамой на расстоянии, безопасная дистанция которой определяется моторными возможностями ребенка, насколько быстро он может вернуться к маме. В среднем до 1.5 лет безопасная дистанция – 1.5 метра от мамы, после 2 лет - 2-2.5 метра, после 3-х лет она может быть больше. И дома каждым годом «красная» зона все меньше!
Дома излишняя самостоятельность годовалого малыша бывает зачастую не в пользу маме. Занимаясь своими исследованиями даже в «зеленой» зоне, не с плитой, не со спичками, не с колющими и режущими предметами, всегда найдется то, чем орудовать небезопасно в плане чистоты и порядка в квартире. В своем жилище мы можем постараться разместить все вещи так, чтобы хотя бы во время готовки пищи не очень переживать, что там (не прямо под ногами желательно, а поблизости) делает малыш. Чаще всего вниманию предлагаются кастрюли и миски, находящиеся в кухонном шкафу. Очень удобны миски, которые, подобно пирамидкам, вкладываются одна в другую; полезны они в нашем случае не только домохозяйкам (тем, что экономят место), но и детям как полезное и увлекательное занятие. Оно учит оценивать форму, глубину, вкладывать одно в другое по принципу «матрешки», приучает к порядку.
Ребенку интересна не стоящая на одном и том же месте мама, ему интересны занятые родители. Как раз, именно, где мама - там и есть самый настоящий интерес. «Вот где круто!»... Но порой этот интерес гасится тем, что занятие родителей не отвечает потребностям малыша видеть деятельность. Если папа или мама весь вечер за компьютером, за игрой или интернетом, или за телевизором, то ребенку они не столь интересны. Да, он быть может, сядет на коленки или рядышком, посмотрит, что там в игре теней происходит, и через 10-15 минут отправится на новые поиски, влекомый жаждой новых ощущений, которые можно (да и непременно надо добыть, раз прячут!) в другом месте, да и желательно пока никто не видит.
Надо уметь изображать действие, кипучую деятельность! Да, мы варим поесть, и малыш тут как тут! Достаем сразу несколько видов продуктов и начинаем демонстрировать увлекательное шоу «Приготовление пищи». Очень полезно варить не только кашу, но и овощи – маленького дегустатора завораживает вид натираемых морковок, шинкуемых капусток, да и сырую картошку он не откажется попробовать!
В чужой же квартире – к примеру, в доме родителей, уже отвыкших от маленьких исследователей, находится столько интересных штучек, расставлены и словно предлагаются вниманию... Что? Да банки и пакеты с крупой, мукой и сахаром (вытаскивать и рассыпать по полу, по ковру – это очень занимательно), бабушкино вязание и спицы (все снять с петель и распустить, попробовать уколоть пальчик острием спиц, пока не отобрали), в тумбочке косметика (что особо волшебно манит к себе девочек), на столе варенье, которое замечательно размазывается по клеенке, а в прихожей крем восхитительно черного цвета...
И это все притом, что бабушки и дедушки уверяют, что специально убрали все опасное (лекарства, а также хрусталь и фарфор и прочую посуду) подальше. Если вы планируете более чем на день-два остановиться у родных с малышом, то прийдется попросить разрешения провести небольшую ревизию самых нижних тумбочек и шкафчиков. Если же только на вечер, то необходимо объяснять, что тут ничего нельзя («красная зона»), это называется «мы пришли в гости». В гостях же у «детных», особенно у друзей с детьми-сверстниками уже можно побольше – там есть игрушки и всё для малышей.
Почему важно научить малыша и следованию, и самостоятельному исследованию.
Почему важно научить следовать за мамой? В первую очередь следование важно потому, что от этого зависит безопасность ребенка.
Иногда можно даже увидеть детей на «поводках», «вожжах», часто из-за того, что родители понимают, что иначе не могут контролировать ребенка и реально боятся за его жизнь. В то же время, лично мне как маме, не хотелось приобретать таких «поводков», чтобы не отбивать у детей желания самостоятельно исследовать мир, искать новое, при этом осознавая личную ответственность за то, чтобы не убегать далеко от родителей. По-моему, лучше если ходит следом, а когда мама останавливается - вьется рядом. Заранее надо договориться, «на опасных участках идем за руку, а на тротуаре – ты сам».
Очевидна необходимость обучить ребенка осторожности и правильному пониманию опасностей городских улиц. Как правило, в возрасте около 2 лет дети обычно бегут к матери в случае опасности, поскольку уже понимают многое. Это у годовалых почему-то появляется особенность - при крике мамы «Стой!» бежать еще быстрее, вырываясь и удирая он нее с радостным смехом. А когда ребенок неуправляемо бежит от мамы к проезжей части – это может закончиться трагедией в любой момент. Поведение следования воспитывается с целью предотвратить такие ситуации. В центре города, когда у мамы один-два, и то близких маршрута, обучить следованию сложнее, но это не означает, что инстинкт следования там развивать не к чему.
Почему важно сохранить в ребенке пытливость, любознательность?
Задачей родителей является всестороннее развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. В будущем перед ребенком на первый план выдвигаются такие качества как предприимчивость, неординарность, оригинальность. При этом большое значение имеет дар исследования, реализующийся через любознательность. Чтобы он сумел сам найти занятия по уму и по душе для себя, играя сам. Да и просто когда маме надо Обучение и следованию, и самостоятельности нужны в воспитательных целях и полезны для взаимоотношений в целом.