Рекомендации по обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «как прошёл твой день в школе?». Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок сообщает Вам, используйте их для того, чтобы начинать подробные беседы о школе.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если чувствуете, что мало знаете о школьной жизни Вашего ребёнка. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем Вашего ребёнка не реже, чем раз в месяц.
Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребёнок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Показывайте своё отношение к успехам ребёнка в школе – радуйтесь, если учёба идёт хорошо, выражайте свою озабоченность, если возникают сложности с домашними или классными заданиями.
НО, постарайтесь, не устанавливать наказаний и поощрений, например: «Ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше – за плохие». Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Знайте программу и особенности школы, где учится Ваш ребёнок. Познакомьтесь со школьной жизнью Вашего ребёнка – с дисциплинарными правилами, установленными в школе и классе, с различными возможностями обучения, внеклассными занятиями, кружками и спортивными секциями, предоставляемые школой Вашему ребёнку. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом.
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет Вам сформировать у ребёнка хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для их выполнения наилучшим образом.
Однако если ребёнок обращается к Вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что интересует вашего ребёнка, и установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить знания, полученные в школе, в своей домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество краски, чтобы покрасить определённую поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход их начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу Вашего ребёнка. При любой возможности старайтесь избегать больших изменений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни Вашего ребёнка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.