Рекомендации для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей
Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то — змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых людей. Это касается и застенчивых, и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и, тем более, на уроке. Как помочь ребёнку стать увереннее? • Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость. • Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям. • Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников. • Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах. • Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему. • Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа. • Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена». • Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны. • Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом. • Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома. • Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените. • Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством. • Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки. • Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивай¬те их достижение. • Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе. • Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим. • Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим. • Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе. • Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло. • Радуйтесь его победам над собой. • Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается! Упражнения для рефлексии переживаний ребёнка Упражнение 1. «Маски». Ребенку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей. Упражнение 2. «Приятный или неприятный разговор». Дайте ребенку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т. д. Упражнение 3. «Дневник». Учите ребенка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными. Упражнение 4. «Сказочное волшебство». Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребенок придумывает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем. Упражнение 5. «Письмо». Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией. Упражнение 6. «Перевоплощение». Предложите ребенку перевоплотиться в: индейца - вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал. Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное — не констатировать, что мой ребенок застенчивый и неуверенный, а приложить свои усилия, чтобы помочь ему. Анкета для родителей Напротив каждого вопроса поставьте соответствующий балл Варианты ответов: А — могу и всегда так поступаю — 3 балла. Б — могу, но не всегда так поступаю — 2 балла. В — не могу — 1 балл. Можете ли вы: • В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? • Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст? • Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? • Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы? • Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? • Поставить себя на место ребенка? • Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? • Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка? • Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? • Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь? • Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка? • Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это при-хоть От 30 до 39 баллов — вы придерживаетесь правильных принципов воспитания. От 16 до 30 баллов. Ваш метод воспитания — кнут и пряник. Менее 16 баллов — у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.