Повернуть, ползя на четвереньках по коридору, проследить взглядом за укатившимся мячом, обогнуть лужу на трехколесном велосипеде. Появляясь на свет, наш ребенок становится гражданином пространства, обыкновенного, привычного нам, трехмерного пространства, имеющего высоту, ширину и глубину. Но для него это совершенно незнакомый, непознанный мир. Внутри нашего живота такие представления как верх и низ, впереди и сзади, далеко и близко не имели никакого значения, ведь Ваш кроха жил в своего рода невесомости. Начиная с первых дней жизни, маленькому предстоит осваивать предметы вокруг себя: их форму, объем, удаленность друг от друга. Малыш готов приступить немедленно...
Вижу, слышу, ощущаю
Ребенок с рождения располагает превосходными инструментами, обеспечивающими "прием" информации из окружающего мира. Это его органы чувств, которые сформировались в период внутриутробного развития. Зрение, слух, осязание, обоняние, чувство равновесия будут давать ему сводные данные, чтобы он мог ориентироваться в трехмерном пространстве. И хотя компетентность новорожденного в восприятии и понимании окружающего пока невелика, его способности и возможности поистине удивительны.
Мир глазами младенца.
Ученые опровергли представления о том, что новорожденный все видит вверх ногами, а предметы воспринимает в виде нагромождения цветных пятен. Стало ясно, что малыш с рождения адекватно воспринимает окружающее в трехмерном пространстве и даже различает форму предметов. Американские исследователи установили избирательное отношение младенца к зрительным стимулам. Малыши всего 5-7 дней отроду оказывается чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. Кроме того, с первых дней мы замечаем, что ребенок следит за движениями наших глаз, при условии, что они очень медленны. Конечно его видение еще незрелое, но, все же, оно позволяет ему начать ориентироваться в пространстве, а главное воспринимать человеческое лицо, такое подвижное, изменчивое, несущее важную для ребенка информацию. Ученые зафиксировали явное предпочтение восприятия человеческого лица и его схематического изображения, всем прочим зрительным стимулам. Поэтому, склоняясь над малышом, разговаривая с ним постарайтесь отразить на своем лице все те чувства, которые Вы испытываете: любовь, нежность, удивление, восторг, мечтательность. Также можно нарисовать яркими красками на картонке улыбающуюся рожицу и подвесить ее на расстоянии 40-50см от глаз ребенка, чтобы ее было удобно разглядывать. Начиная с третьей недели можно привлекать внимание маленького к ярким, красочным и блестящим предметам. Рассматривая игрушки, он научится фокусировать взгляд, переводить его с одного предмета на другой. А, протягивая ручку к привлекшей взгляд игрушке, постепенно начнет оценивать расстояние отделяющее его от вожделенного предмета.
Анализируй это.
Любая мама, баюкая, успокаивая, купая малыша, беря его на руки, чтобы покормить, переодеть, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств крохи: работают слух, зрение. Ребенок ощущает тепло прикосновений, воспринимает изменения своего положения в пространстве. Каждый новый опыт оттачивает его чувства и дает ему дополнительные сведения. Но ребенку нужно некоторое время, чтобы
проанализировать и объединить свои сенсорные открытия. Чтобы все разрозненные характеристики какого-либо предмета: форма, размер, цвет, движение, соединились в целостный образ должен произойти обмен информацией между участками коры головного мозга, ответственной за такие высшие психические проявления, как восприятие, мышление, память. К моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, ее формирование еще не закончено. И развитие возможно лишь в процессе активной работы. Поэтому мозг младенца нуждается в разнообразных сенсорных впечатлениях. Можно сказать, что удовлетворение информационной потребности так же необходимо для развития нервной системы, как и удовлетворение потребности в пище и сне.
А я все слышу!
Слух дополняет и совершенствует работу зрения. Если кто-то шумит или разговаривает поблизости, то, обыкновенно, малыш прислушивается и пытается повернуть голову, чтобы найти взглядом источник звука. Звук сообщает ему не только о расположении его источника, но и о приблизительном расстоянии, на котором тот находится. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи. И самое удивительное, опыты показали, что младенцы явно предпочитают осмысленную связную речь произвольному набору слогов. Прослушивание собственного гуления, записанного на пленку, способно их успокоить, даже если они только что неудержимо плакали. А также, специально подобранная класическая музыка (малыши предпочитают струнные инструменты), погремушки, «мобиле» с нежной, приятной мелодией, колокольчики и другие источники звука вызовут у маленького оживление и интерес, либо помогут отвлечь и успокоить.
Ручная работа.
Осязание необходимо крохе, чтобы исследовать форму, размеры, фактуру, температуру предметов. Если Вы проведете по ладошке младенца мягкой тканью или игрушкой его ручка инстинктивно сожмется - это хватательный рефлекс, который есть у каждого малыша с рождения. Постепенно хватательные движения станут целенаправленными, малыш начнет тянуть ручку к погремушке, стараться ухватить мамин палец или волосы. К 2-3 месяцам дотягивание и хватание развиваются в два самостоятельных действия. Малыш уже часто дотягивается до предмета, не хватая его. Если над его кроваткой подвешена игрушка, можно понаблюдать, как ребенок дотрагивается до нее, вызывая покачивание, за которым он долго с удовольствием наблюдает. Примерно в 4 месяца малыш уже уверенно берет руками игрушку, рассматривает ее, подносит ко рту и обследует языком и губами. Чтобы разнообразить тактильные ощущения подберите различные предметы: пушистые, гладкие, шершавые, разнообразных форм и размеров.
Вижу цель!
Малыш растет, его мышечная система развивается, костяк становится более крепким. Он учится держать головку, его поле зрения увеличивается, и он может охватить взглядом больше предметов. Интерес к новым объектам и связанным с ними открытиям стимулирует двигательную активность...и вот кроха уже переворачивается, а затем и садится. Уверенно сидя на попке можно увидеть гораздо больше, а также убедиться в том, что далеко не все находится в пределах досягаемости. Обнаружив это, малыш делает сразу два "открытия". Во-первых, если привлекшая внимание вещь недоступна, можно вытянуть ручку в нужном направлении и выразительно пом-м-кать глядя на родителей и они, проследив направление взглядом протянут ему необходимую вещицу. Второе открытие состоит в том, что можно не прибегать к помощи взрослых, а попытаться добраться самому, передвигаясь на попке или на четвереньках. Начав самостоятельно перемещаться, кроха с изумлением обнаружит, что пространство не подчиняется ему, а организовано по своим собственным законам, с которыми ему придется согласовывать свои перемещения. А с тех пор как ребенок начал пытаться вставать, его взгляд на мир постоянно изменяется. Так, низкий столик, прежде неподвижно стоявший рядом с диваном, преподнес ему сюрприз. Когда малыш хотел найти в нем опору, столик внезапно поехал вперед... и ребенок растянулся на полу. Но через несколько недель он возьмет реванш, схватит то, что стоит на столике и швырнет на пол. Отныне ему частенько предстоит пересматривать свою точку зрения на то, что в его окружении остается неизменным... и на то, что серьезно изменяется.
Чтобы познакомить ребенка с пространственными отношениями откройте для него свойства предметов: покажите, что мяч круглый и его можно катать, посылая друг другу, а кубики устроены так, что их можно ставить один на другой, в отличие от шаров. Также, начиная с 7-8 месяцев, пригодятся любые емкости, вкладывающиеся одна в другую. Они помогут сложиться первоначальным представлениям об объеме, соотношении размеров, о том, что такое внутри и снаружи. Чтобы ребенок лучше ориентировался в окружающем, берите его на руки и, обходя комнату, в которой он обычно находится, называйте предметы и показывайте как с ними действовать.
Обретая равновесие.
Теперь, когда наш ребенок перемещается более свободно, он стремиться испытать свои новые возможности. Это довольно тревожный период для родителей, потому что он обязательно должен узнать, в какую сторону крутятся ручки у плиты, как открывается дверца холодильника, и что случится с содержимым ящика папиного стола, если его потянуть на себя. Сложим кубики в доступном для него месте, чтобы перенести его изыскания в области элементарной физики в лабораторные условия. Например, посмотрим, будет ли башня, построенная им, потихонечку наклоняться, как Пизанская, или обрушится с грохотом.
Пространственное неравенство.
Считается, что у девочек пространственное мышление развито не так хорошо, как у мальчиков. Возможно, этим объясняется то, что девочки менее способны к геометрии, хуже ориентируются в картах и атласах автомобильных дорог. По свидетельству некоторых исследователей эта разница в способностях не врожденная, а приобретенная и связана с выбором игрушек для девочек и мальчиков. Игрушки для мальчиков преимущественно связаны с перемещением в пространстве и конструированием, а игрушки для девочек направлены на приучение к роли домашней хозяйки и мамы. Шансы на успешное освоение пространства можно уровнять, объединив игры.
Слова имеют направление!
Около двух лет малыш начнет планировать свои действия и облекать их в слова: «посмотри на мой дворец, он высокий», «я положу кубик сверху, а этот кирпич перед мостом». Маленький, большой, далеко, близко, сбоку, внутри... он освоил слова, которые организуют пространство и позволяют ориентироваться в нем. Чтобы потренироваться в ориентировании и закрепить результат можно придумывать для ребенка пространственные "диктанты", или поиграть с ним в "зеркало" - попросить его повторять ваши действия как бы в зеркальном отражении.