Все, что окружает ребёнка с первых дней жизни, имеет огромное значение для его развития. Ласковый голос матери, новые слова, стишки для самых маленьких и детские песенки, физические упражнения и подвижные игры – вот лишь немногое, что впоследствии поможет малютке правильно расти и развиваться. Ошибочно считать, что логика, память и внимание – это составляющие общения с ребёнком-дошкольником. Все эти навыки и умения необходимо развивать задолго до 5-6-летнего возраста, а точнее – с первого года жизни.
Ваш малыш родился совсем недавно, он ещё очень сильно привязан к матери, он ещё такой крохотный и беззащитный. Кажется, что с ребёнком пока не о чём говорить и совсем не обязательно общаться. Но это далеко не так... Учёными более 100 лет назад доказано, что плод в утробе слышит голоса родных людей, чувствует настроение матери и живо реагирует на звуки окружающего мира. Что же тогда говорить о младенце, который уже родился!
Именно с первых дней жизни с ребёнком нужно разговаривать, он оценит каждое ваше слово и вашу улыбку, каждую минуту, проведённую в живом общении. Знаете, сколько приходится учиться вашей малютке? И улыбаться вам в ответ, и уверенно держать игрушку, смело переворачиваться со спины на живот и многое другое. Чтобы помочь ребёнку справиться со всеми этими задачами, с ним нужно заниматься.
Ребёнок растёт, развивается: к полутора годам он начинает уверенно ходить и говорить. Это период, когда малыш активно набирает словарный запас, формирует пространственно-временные отношения, он уже многое понимает и пытается выразить свои чувства вербально (в словах). Начиная с полутора - двухлетнего возраста ребёнка, родителям нужно активизироваться в отношении развития речевых навыков, а также в развитии логики, памяти и внимания. В этом вам поможет развивающая литература.
Подарите ребёнку яркие развивающие книжки: в этом возрасте дети уже с интересом и удовольствием смотрят картинки и слушают ваши комментарии. Есть множество книг с объёмными персонажами и картинами, книги-игры, книги, рассказывающие о пространстве, о размерах и росте, о понятии времени.
Возраст 3-5 лет – это прекрасный возраст "почемучки". В это время малыш с интересом и желанием узнаёт об окружающем мире. И делает это уже более независимо, нежели двухлетний малыш. Не раздражайтесь оттого, что вам по "100 раз на дню" приходится отвечать на одни и те же вопросы. Наоборот, почитайте вашему сыну или дочери, и у вас отпадут всякие сомнения в том, что ваш малыш умён и постоянно учится. Кроме того, в процессе общения ребёнок будет развивать логику, решать несложные задачки, которые ему пригодятся в жизни.
Игры на развитие памяти, внимания и логики:
Игра «Какой игрушки не стало?». Взрослый ставит на столе перед ребёнком поочерёдно 3 или 4 знакомые игрушки (например, собаку, петуха, мишку, зайчика), затем предлагает ему закрыть глаза, убирает одну игрушку и задаёт ребёнку вопрос: «Отгадай, какой игрушки не стало, кто спрятался?». Можно постепенно увеличивать число запоминаемых предметов до пяти.
Игра «Что изменилось?». Взрослый ставит на столе перед ребёнком поочерёдно 3 или 4 знакомые игрушки, затем предлагает ему закрыть глаза, две игрушки меняет местами и задаёт ребёнку вопрос: «Что изменилось?»
Игра «Кто спрятался? ». Взрослый прячет за ширмой картинки (или игрушки) с изображениями животных и птиц. Затем произносит звукоподражательные звуки: «ав-ав», «мяу-мяу», «ку-ка-ре-ку», «ква-ква», «гав-гав», «иа-иа», «му-му», «га-га», «кря-кря» и т.д. Ребёнок должен отгадать, кто спрятался.
Игра « Чудесный мешочек». В мешочек помещают знакомые ребёнку игрушки и предметы. Взрослый достаёт из «чудесного мешочка» и показывает часть предмета — ребёнок должен его узнать и назвать.
Можно предложить ребёнку опустить руку в мешок и на ощупь, самостоятельно найти ту или иную игрушку по просьбе взрослого или определить, что это за игрушка.
Игра «Парные картинки». Для проведения данной игры необходимы парные карточки с изображениями знакомых предметов. Ребёнку показывают карточку и спрашивают, что на ней изображено; затем просят его найти среди расположенных на столе точно такую же. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.
Игра «Магазин». В игре принимают участие двое взрослых. Один из них предлагает ребёнку пойти в магазин и купить 1-2 предмета, а другой играет роль продавца и спрашивает у ребёнка, что он хотел бы купить. Если ребёнок правильно называет предметы, то он их «покупает»; если нет, то в покупке ему отказывают. Пусть ещё раз уточнит, что всё-таки надо было купить. Постепенно число запоминаемых предметов увеличивают до пяти.