"Мама, купи игрушку" или ребенок в обществе потребления
- Позитивно или негативно влияют психология потребления и процессы навязывания торговой продукции на сознание и развитие детей и подростков?
«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь.»
Психология потребления по своей сути безобидная вещь. Как и у любой другой науки, ее целью является лишь описание, объяснение и предсказание явлений и процессов. Но так же, как и многие другие науки, психологию можно использовать с пользой или во вред для общества. Взять, к примеру, ядерную физику. Человечество стремилось лишь к прогрессу, а в итоге мы все получили большую головную боль. Дело не в науке, а дело в том, кто и с какой целью использует ее знания.
А научились применять знания психологии потребителя, что естественно, производители и продавцы всевозможных товаров. Если вспомнить Россию до реформы экономики в начале 90-х, то маркетинг в то время, конечно, существовал, но не был таким агрессивным. В современных же рыночных условиях растет количество производителей, а, следовательно, и количество товаров. И чтобы сбыть весь этот океан продукции и получить прибыль, нам начали ее просто навязывать.
Теперь с экранов телевизоров нам постоянно идут сообщения: «если у тебя будет это, то твоя жизнь станет полноценной». И даже если мы до сих пор жили прекрасно без этого «суперценного» товара и не задумывались о его отсутствии, мы начинаем чувствовать недостаток в нем. Дети наиболее чувствительны к такой агрессивной рекламе, т.к. еще не имеют свою внутреннюю «цензуру», они принимают то, что им предлагают, безоценочно, т.е. как есть. Так устроена детская психика: детям нужно впитывать и переваривать как можно больше информации, какой бы она ни была. При этом они еще только формируют свое мировоззрение, свой взгляд на вещи, поэтому влиять на них очень просто. Им легко внушить с экрана, что новая игрушка - самая интересная, а новый йогурт - самый вкусный. А уж доказать родителю, что эта вещь ему очень нужна, ребенку ничего не стоит. Вот и бегут родители в магазин и раскошеливаются на сотни новых игрушек и десятки новых сладостей. Хотя жили же как-то раньше дети без 55 кукол, 78 бакуганов и разнообразных леденцов с искусственными красителями.
Наше общество становится «обществом потребления», как назвал его немецкий социолог Эрих Фромм. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. На сегодняшний день мы наблюдаем увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления. А ценности в таком обществе ограничиваются лишь желанием иметь. Я никого не призываю сейчас «бороться с мельницами», закрывать СМИ, запрещать рекламу. Даже если это станет возможным, это лишь снимет симптомы, но не вылечит болезнь. Прежде всего должно измениться сознание всего общества. А для этого требуется, чтобы каждый из нас посмотрел сейчас на себя, на своих детей и задал себе вопрос: «А что делаю я для того, чтобы мой ребенок, моя семья, мой Мир стал лучше?»
Родители часто жалуются: «Купили игрушку за 2000 рублей, а ребенок поиграл два дня и бросил, теперь просит другую за 3000». Постоянное желание обладать новой игрушкой в чем-то схоже с булимией (болезнь, которая характеризуется бесконтрольным приемом пищи), причиной которой часто является чувство внутренней пустоты, тревога, дискомфорт, тоска. Как вы думаете, откуда у наших детей чувство пустоты?
Каков портрет обычной среднестатистической семьи? Мать и отец целый день пропадают на работе, вечером приходят уставшие, снова в каких-то своих заботах или у телевизора. На ребенка времени нет! Им проще включить детям телевизор, компьютер, КУПИТЬ новую игрушку, лишь бы не приставали. В лучшем случае спросят: «Как дела в школе?», на что получат ничего не значащий ответ: «Нормально». И вот уже человек разумный превращается в человека потребляющего. Чтобы маленький человечек не становился рабом в современном обществе потребления, нужно учить его созидать, творить, дарить, ценить, сопереживать, а не только брать, брать, брать.
Как это делать?
В первую очередь, показывать своим примером, что в жизни главное не крутая машина или платье от Шанель, а человеческие отношения, доброта, внимание, отзывчивость. Не откупаться от детей игрушками и сладостями, а общаться, играть, учить любить, учить ценить то, что есть. Учить радоваться не мертвому, а живому Миру.