В наше время хорошее образование дает надежду на уверенное будущее, поэтому мы все так хотим, чтобы наши дети учились хорошо. Но бывает, что малыш приносит из школы плохие оценки, независимо от наших усилий. Почему?
Психика маленьких людей устроена довольно сложно, поэтому причин для плохой успеваемости будет немало. Мы разделим причины на внешние — связанные с окружением ребенка, и на внутренние — когда сам ребенок «виноват» в своей плохой успеваемости. Сразу оговоримся, слово «виноват» мы неслучайно взяли в кавычки — не всегда ребенок может контролировать свое поведение. Ни в коем случае не надо обвинять ребенка и ругать за плохие оценки. Страх наказания не прибавит интереса к учебе и не повысит мотивацию. А вот теплое дружеское отношение и доверие способны творить чудеса.
Внешнее окружение
Люди — социальные создания, на нас огромное влияние оказывает окружение. Если нас окружают ленивые и ничем не интересующиеся люди, мы невольно будем лениться и впадать в апатию. Так и с детьми: если класс, в котором учится ваш ребенок, в целом «слабый», то за хорошую учебу можно не только стать белой вороной и изгоем, но и предметом насмешек и оскорблений.
Почему ребенок плохо учится Начните поиск решения проблемы с беседы. Поговорите с ребенком и узнайте, что он думает о своей плохой успеваемости: почему так? Старайтесь избегать неконструктивных вопросов и обвинений — волю эмоциям вы дадите, но решение вряд ли найдете. Следующим этапом будет беседа с учительницей. Узнайте, нет ли у нее конфликта с вашим ребенком. Иногда учителя бывают небеспристрастными к ученикам, и ставят им плохие оценки, подразумевая, что ребенок может учиться лучше. Но маленький ученик может просто почувствовать бессилие и перестать стараться: что учи, что не учи — все равно тройку поставят.
От учительницы вы можете узнать о средней успеваемости в классе. Возможно, ваш ребенок заслуживает другого окружения или перевода в специализированную школу? А может, напротив, он пропустил часть информации и теперь чувствует себя хронически отстающим? Если дело в дисциплине, то здесь все достаточно понятно: привычка порождает поступки, поступки порождают характер. Если ребенок привыкает постоянно учиться, выполняет домашние задания, ответственно относится к учебному процессу, это формирует привычку к труду. В дальнейшем такому ребенку будет легче учиться в высшем учебном заведении, легче вписаться в коллектив и справляться с ежедневными рабочими обязанностями.
Есть такое понятие, как мотивация. Самый простой ее пример (известный всем) — ослик и морковка. У каждого человека есть свои личные мотивы, заставляющие его двигаться в определенном направлении. Мотивацией к учебе на самых ранних этапах может стать интерес к получению знаний. Поэтому так важно, чтобы ребенку было интересно, чтобы новые знания он получал с удовольствием. Учениками старших классов движут уже более сложные мотивы: и желание угодить родителям, самооценка, статус хорошего ученика, желание освоить определенную профессию и продолжить обучение в ВУЗе.
Внутренние причины
Ребенок может отставать от школьной программы и по причинам, связанным с его здоровьем и самочувствием, от него независящим. Часто болеющим детям сложней успевать за школьной программой, чем их здоровым и активным сверстникам. В этом случае занятия с репетитором помогут подтянуть знания и укрепить уверенность в себе.
Скорость созревания нервной системы и готовности к обучению у всех детей разная: одни готовы начинать учебу с 7-летнего возраста, другим первое время будет очень непросто. Педагоги говорят от ЗПР — задержке психического развития. Это связано с тем, что нервная система растет неравномерно, скачками, нужные нервные волокна не успевают образовывать связи между важными (для обучения) участками головного мозга.
Спешим успокоить, ЗПР — не патология, и к 12-и годам отстающие дети догоняют сверстников. Но клише отстающего ученика может до этого времени надежно приклеиться к ребенку. От этого страдает самооценка, уверенность в своих силах, в успешности своей деятельности. В этом случае может быть рекомендовано лекарственное средство, ускоряющее созревание нервной системы. К таким средствам относится Тенотен детский, и подробная информация о нем будет ниже.
Существует и категория детей, которых природа наделила тревожностью и ранимостью. Они боятся, что их будут высмеивать или критиковать, болезненно воспринимают свои ошибки, и могут сильно переживать перед контрольной или экзаменом. В этом случае успокаивающий препарат поддержит нервную систему в критические моменты (перед ответственным событием), и направит энергию, которую ребенок тратит на переживания, в «мирное русло» — на учебу.
Чрезмерная подвижность психики в комплексе со слабой концентрацией внимания нередко ухудшает успеваемость — ребенок невнимателен и ему трудно сосредоточиться на учебном процессе. С виду такие дети не сильно отличаются от сверстников, разве что они несколько «ускорены», невнимательны, расторможены. Обладая хорошим интеллектом, такой ученик приносит плохие оценки, и родители, как правило, понимают, в чем причина. Причина в невнимательности — знания как будто проходят мимо.
Существует масса педагогической литературы на тему развития детей. Хороший результат даст грамотно подобранное детское успокаивающее средство. Такие средства, как Тенотен детский, помогают ускоренному ребенку немного «сбавить обороты», что вызывает улучшение концентрации внимания. Ребенок с ЗПР получает питание клеток нервной системы, что помогает расти и созревать естественным путем. Тревожный ребенок успокаивается, перестает тратить силы на переживания, и может сосредоточиться на учебе.
Дети, получающие Тенотен детский, начинают лучше учиться. Это связано и с лучшей концентрацией внимания, и большей усидчивостью. Препарат не вызывает сонливости и заторможенности, что бывает при приеме некоторых успокаивающих средств. По этой причине Тенотен детский и рекомендуется ученикам — ребенок сохраняет бодрость и активность, он готов осваивать новые знания.
Конечно, результат от успокаивающих средств будет наблюдаться в том случае, если проблема заключается в особенностях характера и развития ребенка. Если проблема кроется в другой причине, то таблетки вряд ли помогут. Увы, еще не изобретены таблетки от лени, школьных хулиганов, издевающихся над отличниками, от равнодушных учителей, неспособных заинтересовать своим предметом. К счастью, есть замечательное и совершенно бесплатное средство, улучшающее состояние всех на свете детей — родительская любовь.